Дело № 2-2711(2018) копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2018 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Сюремовой Н.Н., с участием представителя истца на основании доверенности ФИО3, представителя ответчика Администрации <адрес> муниципального района на основании доверенности ФИО5, представителя третьего лица Управления образования <адрес> на основании доверенности ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к Муниципальному автономному образовательному учреждению «<адрес>», Администрации <адрес> муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства, выделить денежные средства для проведения мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства и исполнение предписания,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> обратилось в суд с иском к Муниципальному автономному образовательному учреждению «<адрес> Администрации <адрес> муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства, выделить денежные средства для проведения мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства и исполнение предписания.
В обоснование иска указано, что в соответствии с п. 5.1 Положения о Центральном территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ №, основными задачами Центрального территориального отдела являются осуществление федерального государственного надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения. В ходе плановой выездной проверки, проведенной в марте 2017 года в отношении МАОУ «<адрес>», осуществляющего деятельность по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения требований санитарного законодательства, которые в силу абз. 10 ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью детей, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. По итогам плановой выездной проверки в отношении МАОУ «Фроловская <адрес>» был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 6.7 КоАП РФ, вынесено постановление №-Ц по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. С целью фактического устранения выявленных при проверке нарушений санитарных правил, в том числе СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», в соответствии со ст. 50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. образовательной организации выдано предписание должностного лица Роспотребнадзора, уполномоченного проводить проверку № от ДД.ММ.ГГГГ. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ., подлежащие обязательному исполнению. Полученное МАОУ «<адрес>» предписание не обжаловано в установленном порядке, следовательно, в силу ст. 11, ст. 50 ч. 2 Федерального закона № 52-ФЗ подлежит обязательному исполнению. Центральный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес>, рассмотрев материалы дела проводимой плановой проверки, ответ на предписание должностного лица, уполномоченного проводить проверку, выданного по результатам плановой проверки, установил, что деятельность образовательной организации, осуществляемая в МАОУ «<адрес>» осуществляется с нарушениями требований действующего санитарного законодательства. Таким образом, на основании вышеизложенного, МАОУ «<адрес>» не выполнило предписание должностного лица, уполномоченного проводить проверку, тем самым продолжает осуществлять деятельность образовательного учреждения с нарушениями санитарного законодательства. Согласно Устава МАОУ «<адрес>» является юридическим лицом; может быть истцом и ответчиком в суде. Образовательная организация отвечает по своим обязательствам в пределах имущества, находящегося на праве оперативного управления, и находящимися в его распоряжении денежными средствами. Таким образом, МАОУ «<адрес>» согласно ст.ст. 48, 56 ГК РФ, статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ несет самостоятельную ответственность за свои действия (бездействия). Учитывая особую значимость соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей, т. е. самой не защищенной части населения, которая не способна самостоятельно осуществлять и защищать свои права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные Конституцией РФ, отсутствие финансовых средств не может явиться основанием для не исполнения МАОУ «<адрес>» императивных требований санитарного законодательства, поскольку характер выявленных нарушений свидетельствует о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью воспитанников МАОУ «<адрес>. Между тем, МАОУ «<адрес>» является автономным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование «<адрес> муниципальный район» в лице администрации <адрес> муниципального района. Функции и полномочия учредителя осуществляет отраслевой (функциональный) орган администрации <адрес> муниципального района <адрес>, созданный для осуществления управленческих функций - Управление образования администрации <адрес> муниципального района <адрес> в пределах переданных ему полномочий. Учредитель, в данном случае Администрация <адрес> муниципального района <адрес>, не освобождается от ответственности по обязательствам автономного учреждения. Ответственность за соблюдение санитарных правил и норм при осуществлении образовательным учреждением своей уставной деятельности как учредитель образовательного учреждения несет Администрация Пермского муниципального района <адрес>. Истец просил возложить на МАОУ «<адрес>» обязанность по устранению нарушений требований санитарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: обеспечить количество детей в соответствии с проектом здания: в групповой младшей группы «Паровозик», на одного ребенка приходится 1,2 кв.м. (при норме 2,0 кв.м.), в подготовительной группе «Капелька»-1,4 кв.м. (при норме 2,0 кв.м.), что является нарушением п. 1-9, п. 4.12. приложение 1 таблица 1, п.п. 20.1, 20.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», ст. 11, ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Возложить на Администрацию <адрес> муниципального района <адрес> обязанность выделить МАОУ «<адрес>» денежные средства для проведения мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений санитарного законодательства и исполнения предписания должностного лица, уполномоченного проводить проверку, от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ. прекращено производство по делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к Муниципальному автономному образовательному учреждению «<адрес>», Администрации <адрес> муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно устранить дефекты пола в постирочной, в связи с отказом истца от иска.
Представитель истца на основании доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске, пояснил, что денежные средства на устранение нарушений санитарного законодательства должна выделить администрация.
Ответчик МАУО «<адрес>» своего представителя в судебное заседание не направило, представлено заявление директора школы ФИО4 о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Администрации <адрес> муниципального района на основании доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что Администрация <адрес> муниципального района является ненадлежащим ответчиком, поскольку учредителем МАОУ «<адрес>» является Управление образования <адрес> муниципального района.
Представитель третьего лица Управления образования <адрес> на основании доверенности ФИО6 в судебном заседании частично признала исковые требования, пояснила, что факт нарушения санитарного законодательства они не отрицают. Вопросы комплектации образовательного учреждения входит в компетенцию Управления образования. На сегодняшний день выделены денежные средства на строительство нового детского сада, на реконструкцию старого здания школы и капитальный ремонт здания детского сада. Когда будет построено новое здание, детский сад переедет туда. Сейчас нецелесообразно выделять деньги для реконструкции здания детского сада. Если детский сад останется в старом здании при укомплектовании на 2019 год, здание будет приведено в соответствие требованиям санитарного законодательства.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон РФ N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с абз. 1 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Статьей 28 данного Федерального закона предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39).
Из материалов дела следует, что в марте 2017 года специалистом-экспертом Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> проведена проверка в отношении МАОУ «<адрес>», осуществляющего деятельность по адресу: <адрес>, в структурном подразделении – детский сад «<адрес>».
В результате проверки были выявлены нарушения требований санитарного законодательства, в том числе: в групповой младшей группы «Паровозик», на одного ребенка приходится 1,2 кв.м. (при норме 2,0 кв.м.), в подготовительной группе «Капелька» - 1,4 кв.м. (при норме 2,0 кв.м.), что является нарушением п. 1.9, п. 4.12. приложение 1 таблица 1, п.п. 20.1, 20.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
По итогам проверки в отношении МБОУ «<адрес> был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 6.7 КоАП РФ, вынесено постановление №-Ц по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
С целью фактического устранения выявленных при проверке нарушений санитарных правил образовательной организации выдано предписание должностного лица Роспотребнадзора, уполномоченного проводить проверку № от ДД.ММ.ГГГГ. сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ., подлежащие обязательному исполнению (л.д.14-21).
Полученное МБОУ «<адрес>» предписание не обжаловано, в силу ст. 11, ч. 2 ст. 50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52 - ФЗ подлежит обязательному исполнению.
Из ответа МАОУ «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ. на предписание Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что площадь групповых в младшей группе «Паровозик», в подготовительной группе «Капелька» в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 обеспечить не представляется возможным в связи с высокой численностью контингента дошкольного возраста на территории Фроловского сельского поселения, очередь в детский сад составляет более 400 человек. Ожидается плановое строительство в 2019 году нового здания детского сада по адресу: <адрес>, реконструкция старого здания школы, расположенного по адресу: <адрес>, в здание детского сада, капитальный ремонт имеющегося здания детского сада, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.11).
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей (развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности (пункт 1.1).
СанПиН 2.4.1.3049-13 в разделах IV и V содержат, соответственно, требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию, а также к внутренней отделке помещений дошкольных образовательных организаций.
Как видно из материалов дела, предписание N 50 от ДД.ММ.ГГГГ должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, со сроками его исполнения, было вынесено в отношении МАОУ «<адрес>», ответственность за выполнение данного предписания была возложена также на МАОУ «<адрес>».
Исходя из представленных доказательств, установлено и не оспаривается сторонами, что указанное предписание в полном объеме не исполнено, доказательства устранения выявленных нарушений санитарного законодательства в материалы гражданского дела не представлены.
Осуществление деятельности МОАУ «<адрес>» при наличии выявленных нарушений законодательства, регламентирующего условия содержания, воспитания и обучения детей, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, в связи с чем имеются основания для возложения на ответчика МОАУ «<адрес>» обязанности устранить выявленные нарушения законодательства.
При таком положении суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования, возложить на МАОУ «<адрес>» обязанность обеспечить количество детей в групповой младшей группе «Паровозик» и в подготовительной группе «Капелька» в соответствии с проектом здания и п.п. 20.1, 20.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает, что срок для устранения нарушений до 01.11.2019г. является разумным и достаточным для исполнения решения суда, определен с учетом возможных последствий таких нарушений. Возможность установления судом такого срока предусмотренная ст. 206 ГПК РФ.
Доводы представителя третьего лица Управления образования <адрес> муниципального района о целесообразности устранения выявленных нарушений судом во внимание не приняты, поскольку законодательством не предусмотрено каких-либо исключений, позволяющих определить целесообразность устранения выявленных нарушений иначе как через оценку характера и степени их угрозы жизни и здоровью людей.
Суд также не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что Администрация <адрес> муниципального района является ненадлежащим ответчиком, поскольку финансирование муниципальных учреждений, выделение необходимых финансовых средств на обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений в соответствии с положениями с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, ст. 120 ГК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ "Об образовании" возложено на органы местного самоуправления.
Таким образом, ответственность за создание благоприятных условий обучения несут органы местного самоуправления, в данном случае, администрация <адрес> муниципального района.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности на Администрацию <адрес> муниципального района <адрес> обязанности выделить МАОУ «<адрес>» денежные средства для проведения мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений санитарного законодательства и исполнения предписания должного лица, уполномоченного проводить проверку от 06.05.2016г. ввиду следующего.
Согласно постановлению <адрес> от 19.06.2018г. №-п "Об установлении расходного обязательства <адрес> на оказание содействия органам местного самоуправления муниципальных образований <адрес> в решении вопросов местного значения, направленных на строительство (реконструкцию) объектов общественной инфраструктуры муниципального значения, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность для создания дополнительных мест для детей дошкольного возраста" в реестр расходных обязательств <адрес> в 2019 году включены расходы на приобретение здания для размещения детского сада в <адрес> муниципального района.
В соответствии с Постановлением Администрации <адрес> муниципального района № ДД.ММ.ГГГГ. № в муниципальную программу «Развитие системы образования Пермского муниципального района на 2016-2020 годы», утвержденную постановлением администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. №, внесены изменения, согласно Приложению в 2018 году на проектирование объекта «Реконструкция здания по адресу: <адрес> под размещение детского сада» выделены денежные средства в размере 2 500 000 рублей.
Суд считает, что устранение нарушений санитарно-эпидемиологических требований, указанных в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ., а именно: в групповой младшей группы «Паровозик», на одного ребенка приходится 1,2 кв.м. (при норме 2,0 кв.м.), в подготовительной группе «Капелька» - 1,4 кв.м. (при норме 2,0 кв.м.), что является нарушением п. 1.9, п. 4.12. приложение 1 таблица 1, п.п. 20.1, 20.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», возможно в ходе реконструкции здания по адресу: <адрес> под размещение детского сада, а также в результате приобретения здания детского сада в <адрес>.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по выделению денежных средств на устранение указанных в предписании нарушений Администрацией <адрес> муниципального района фактически исполнена, в связи с чем оснований для удовлетворения требования о возложении на нее соответствующей обязанности не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> удовлетворить частично.
Возложить на Муниципальное автономное образовательное учреждение «<адрес>» обязанность обеспечить количество детей в групповой младшей группе «Паровозик» и в подготовительной группе «Капелька» в соответствии с проектом здания и п.п. 20.1, 20.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - в срок до ДД.ММ.ГГГГг.
В остальной части иска – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ О.В.Безматерных
Решение принято в окончательной форме 22 октября 2018 года.
Судья /подпись/ О.В.Безматерных
Копия верна.
Судья Пермского районного суда О.В.Безматерных
подлинник подшит
в гражданском деле № 2-2711/2018
Пермского районного суда Пермского края