Судья Байметов А.А. Дело № 2-231/2022
(первая инстанция)
№ 33-1319/2022
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Севастополь 06 июня 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего, судьи - Григоровой Ж.В.,
судей - Козуб Е.В., Анашкиной И.А.,
при секретаре - Бойко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционные жалобы ответчиков командира войсковой части 63876, Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 10 февраля 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению Кеня В. Л. к Министерству обороны Российской Федерации, командиру войсковой части 63876, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба» о возложении обязанности произвести перерасчет должностного оклада, взыскании недополученной заработной платы, компенсации за несвоевременную задержку выплаты заработной платы, компенсации за неиспользованный ежегодный дополнительный отпуск, компенсации за нарушение оплаты компенсации дополнительного отпуска, компенсации за отработанные сверх установленной нормы количество часов,
УСТАНОВИЛА:
Истец Кеня В.Л. обратился в суд с иском к ответчикам Министерству обороны Российской Федерации в лице командира войсковой части 63876, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», просит обязать ответчиков произвести перерасчет должностного оклада истца с июня 2019 года по октябрь 2020 года, путем повышения оклада на 24% за работу в опасных условиях, взыскать в пользу истца недополученную заработную плату за указанный период в размере 51290,28 рублей, обязать ответчиков выплатить компенсацию за несвоевременную задержку части заработной платы за работу в опасных условиях, рассчитав помесячно с июня 2019 года по октябрь 2020 года и по день фактического расчета включительно, обязать ответчиков выплатить денежную компенсацию за не предоставленный работодателем ежегодный дополнительный отпуск в связи с опасными условиями труда, рассчитанную с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, с уплатой процентов от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, обязать ответчиков выплатить истцу денежную компенсацию за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ноябрь 2020 год, мотивируя исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Министерством обороны РФ в лице командира войсковой части 63876 был заключен трудовой договор, согласно которому истец принят на работу в должности командира отделения пожарной команды с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с отчетом о проведении СОУТ в в/ч 63876, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, в отношении рабочих мест командира отделения пожарной команды и водителя автомобиля пожарной команды установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - опасные условия труда. В соответствии с приказом командира войсковой части 63876 от ДД.ММ.ГГГГ №, работникам пожарной команды базы хранения материальных и технических средств (г. Симферополь), рабочие места которых отнесены к опасным условиям труда, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ № указанной категории работников повышены должностные оклады на 24%, о чем должностные лица пожарной команды уведомлены в установленном порядке. Истец считает, что результат СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует действительности (аналогичные условия труда того же перечня рабочих мест в/ч 63876 результатом СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ признаны опасными) и противоречит действующему законодательству в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций. Учитывая характер и виды выполняемых работ, которые с начала заключения трудового договора не менялись, истец полагает, что его условия труда изначально являлись вредными и опасными, со стороны работодателя с момента заключения трудового договора до ДД.ММ.ГГГГ не производилась доплата, которая предусмотрена нормами ст. 147 ТК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом г. Севастополя протокольно к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен филиал Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба».
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 10 февраля 2022 года исковые требования Кеня В. Л. к Министерству обороны Российской Федерации, командиру войсковой части 63876, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, филиал Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба» о возложении обязанности произвести перерасчет должностного оклада, взыскании недополученной заработной платы, компенсации за несвоевременную задержку выплаты заработной платы, компенсации за неиспользованный ежегодный дополнительный отпуск, компенсации за нарушение оплаты компенсации дополнительного отпуска, компенсации за отработанные сверх установленной нормы количество часов удовлетворены частично. Взыскана с Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского Флота» в пользу Кеня В. Л. недополученная заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 51290,28 рублей, компенсация за несвоевременную задержку выплаты части заработной платы за работу в опасных условиях за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13306,68 рублей, компенсация за несвоевременную задержку выплаты части заработной платы за работу в опасных условиях за период с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической выплаты из расчета основного долга в размере 51290,28 рублей, денежная компенсация за не предоставленный работодателем ежегодный дополнительный отпуск в размере 22033,44 рублей, денежная компенсация за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 23624,28 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Ответчиком командиром войсковой части 63876 подана апелляционная жалоба, просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывает о том, что со стороны работников либо представителей профессионального союза работников результаты СОУТ в порядке, установленном статьей 26 Федерального закона № не обжаловались, недействительными в установленном законом порядке не признавались. В судебные органы за разрешением индивидуального трудового спора с момента утверждения Отчета ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций в срок, установленный статьей 392 Трудового кодекса, истец не обращался, что свидетельствует о согласии с результатами проведенной специальной оценки условий труда. Доказательств, свидетельствующих о неправильности выводов специализированной организации и работодателя в части отнесения исследованных условий труда к итоговому классу вредности, так же, как и обстоятельств того, что итоговый класс вредности специальной оценки условий труда на рабочем месте истца по каким-либо критериям или факторам определен неверно и должен был быть иным по состоянию на дату проведения специальной оценки условий труда, судом не установлено и не нашло своего отражения в решении суда. Поскольку отношения по специальной оценке условий труда относятся к трудовым, спор о результатах специальной оценки отвечает всем признакам индивидуального трудового спора, срок обращения в суд определяется ст. 392 ТК РФ и составляет три месяца. В судебном заседании представлена карта рабочего места, в которой работник Кеня Л.В. ознакомлен с результатами СОУТ в отношении его рабочего места ДД.ММ.ГГГГ, однако, данным обстоятельствам судом первой инстанции оценка не дана. Вывод суда первой инстанции о том, что условия труда истца изначально являлись вредными и опасными, являются ошибочными, противоречат нормам законодательства.
Ответчиком ФКУ «Управление Черноморского флота» подана апелляционная жалоба, просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывает о том, что экспертом организации, проводящим СОУТ в 2018 году, ООО «Экостандарт» «Технические решения» совместно с комиссией СОУТ войсковой части 63876 для работников пожарных команд установлен 2 класс (допустимые условия труда) - для рабочей зоны повседневного нахождения и функционирования работников дежурной смены пожарной команды в пожарном депо подразделения, и 4 класс (опасные условия труда) - на объектах пожара, при тушении пожаров и проведении аварийно- спасательных работ (территориально меняющаяся рабочая зона). Указанные сведения отражены в сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда (раздел 5 Отчета) и пункте 2 раздела 5 заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной специальной оценки условий труда. Данная градация в 2018 году проведена в связи с тем, что основное (постоянное) место пребывания пожарных находится в рабочей зоне в пожарном депо, с учетом кратковременных и эпизодических выездов на объекты пожара. Указанная концепция в полной мере соответствовала и требованиям действующего законодательства. В соответствии с требованиями ст. 121 Трудового кодекса Российской Федерации, в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время. Согласно п. 16 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 255 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) и действующего в период проведения специальной оценки условий труда в ноябре 2018 года, для получения компенсационных выплат необходимость работы во вредных и опасных условиях труда должна была составлять не менее половины нормы рабочего времени. В соответствиями с условиями дополнительного соглашения к трудовому договору №, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации в лице командира войсковой части 63876 полковника ФИО2 и Кеня В.Л. также установлены аналогичные условия труда на рабочем месте: рабочая зона повседневного нахождения и функционирования пожарной команды (пожарное депо) - допустимые условия труда; - рабочая зона выполнения работ пожарной команды, при тушении пожаров и проведения аварийно- спасательных работ (территориально меняющаяся рабочая зона) - опасные условия труда. Согласно книгам дежурств и учету рабочего времени пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда г. Симферополь, Республика Крым) войсковой части 63876 за период с работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кеня В.Л., занимающий должность командира пожарной команды к мероприятиям, направленным на спасение людей и имущества от пожаров, осуществлению тушения пожаров и проведению аварийно-спасательных работ не привлекался, соответственно надбавка за работу в опасных условиях труда работнику Кене В.Л. в спорный период не выплачивалась. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции сослался на предписание № об устранении нарушений законодательства Государственной инспекции по труду г. Севастополя в отношении командира войсковой части 63876, указал, что СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении рабочих мест работников пожарной команды этой же войсковой части не соответствует действительности. Вместе с тем, вышеуказанное предписание Инспекции по труду г. Севастополя в настоящее время обжалуется в Севастопольском городском суде. При вынесении решения суд первой инстанции не принял во внимание доводы ответчиков о пропуске истцом срока, предусмотренного ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ, заключая трудовой договор № с Министерством обороны Российской Федерации в лице командира войсковой части 63876 полковника ФИО2, Кеня В.Л. знал об установленном должностном окладе, надбавках, установленных к должностному окладу, равно, как и о продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска. Подписывая трудовой договор и дополнительное соглашение к трудовому договору, истец Кеня В.Л. фактически согласился с условиями трудового договора. Несмотря на своевременное ознакомление с результатами специальной оценки условий труда, проведенной в войсковой части 63876 в 2018 году, истец её результаты не обжаловал, недействительными в установленном законом порядке не признавал. Истцу Кене В.Л. о невыплате процентной надбавки за работу в опасных условиях труда за период с июня 2019 года по октябрь 2020 года стало известно не позднее ДД.ММ.ГГГГ (получения им заработной платы за июнь 2019 года). Истцом также пропущен срок для обращения в суд с требованием о выплате денежной компенсации за не предоставленный работодателем дополнительный отпуск, в связи с опасными условиями труда, поскольку об установленной продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска истец узнал в момент подписания трудового договора - ДД.ММ.ГГГГ.
Истцом Кеня В.Л. поданы письменные возражения на апелляционные жалобы ответчиков, в которых указывает на законность судебного акта, просит в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ФКУ «Управление Черноморского флота» Смоленцова К.В., юрисконсульт управления войсковой части 63876 Харитонов М.В., доводы апелляционных жалоб поддержали, просили отменить решение районного суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Истец Кеня В.Л. возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель третьего лица филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба» не явился, о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционных жалоб извещен надлежащим образом, в соответствии с правилами ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., доводы представителей ответчиков ФКУ «Управление Черноморского флота» Смоленцовой К.В., Харитонова М.В. (он же представитель ответчика командира ВЧ 63876, возражения истца Кеня В.Л., обсудив доводы апелляционных жалоб и письменных возражений, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в пределах доводов апелляционных жалоб в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Судебным разбирательством установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации в лице командира войсковой части 63876 и Кеня В. Л. заключен трудовой договор №, согласно которому Кеня В.Л. принят на работу по должности командира отделении пожарной команды. Работнику установлен испытательный срок один месяц (п. 1.5 трудового договора). Дата начала работы - ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.6 трудового договора). Трудовой договор заключен на неопределенный срок (п. 1.7 трудового договора).
В соответствии с п. 1.8 трудового договора, условия труда на рабочем месте работника безопасные – вредные и опасные условия труда не выявлены (по результатам специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ).
Работодатель обязался обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 3.3 трудового договора).
Условия оплаты труда установлены разделом 4 трудового договора, согласно которому, условия оплаты труда работника установлены приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (п. 4.1 трудового договора).
Работнику устанавливается должностной оклад в размере 6688,00 рублей в месяц (п. 4.2 трудового договора).
Работнику устанавливаются выплаты стимулирующего характера: ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 40 процентов должностного оклада; ежемесячная премия по результатам работы 25 %; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за год в размере до двух должностных окладов (п. 4.3 трудового договора).
Работнику могут производиться иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 4.5 трудового договора).
Выплата заработной платы работнику производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях) (п. 4.6 трудового договора).
Согласно п. 5.1 трудового договора, работнику устанавливается: суммированный учет рабочего времени - ежегодный основной (ежегодный основной удлиненный) оплачиваемый отпуск продолжительностью двадцать восемь календарных дней с сохранением места работы и среднего заработка.
Перерывы для отдыха и питания работнику устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации (п. 5.2 трудового договора).
Работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в случаях, предусмотренных статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации (п. 5.3 трудового договора). Отпуск предоставляется работнику в течение календарного года в соответствии с графиком отпусков (п. 5.4 трудового договора).
ДД.ММ.ГГГГ между войсковой частью 63876 Министерства обороны Российской Федерации, в лице командира войсковой части 63876 и Кеня В.Л. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, включен в раздел «1. Общие положения»: «1.8 Условия труда на рабочем месте (по результатам спецоценки от ДД.ММ.ГГГГ): рабочая зона повседневного нахождения и функционирования пожарной команды (пожарное депо) - допустимые условия труда; рабочая зона выполнения работ пожарной команды на объекте пожара, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (территориально меняющаяся рабочая зона) – опасные условия труда».
Изменения в трудовой договор, определённые настоящим дополнительным соглашением вступают в силу с ДД.ММ.ГГГГ (п. 2 дополнительного соглашения).
Согласно отчету о проведении СОУТ в в/ч 63876, утвержденному от ДД.ММ.ГГГГ, на указанных рабочих местах работникам гарантии и компенсации за условия труда по результатам СОУТ не установлены.
В 2019 году в отношении рабочего места «начальник пожарной команды» базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (г. Симферополь, Республика Крым) в/ч 63876 проведена СОУТ, отчет о которой утвержден ДД.ММ.ГГГГ, условия труда отнесены к вредным и опасным.
В соответствии с отчетом о проведении СОУТ в в/ч 63876. утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, в отношении рабочих мест командира отделения пожарной команды и водителя автомобиля пожарной команды установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - (опасные условия труда). В соответствии с приказом командира войсковой части 63876 от ДД.ММ.ГГГГ №, работникам пожарной команды базы хранения материальных и технических средств (г. Симферополь), рабочие места которых отнесены к опасным условиям труда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ № указанной категории работников повышены должностные оклады на 24%, о чем должностные лица пожарной команды уведомлены установленным порядком.
По результатам проведения этих работ, протоколами комиссии по СОУТ войсковой части 63876 было констатировано наличие для рабочих мест работников каждой пожарной команды двух рабочих зон: - рабочая зона повседневного нахождения и функционирования работников дежурной смены пожарной команды в пожарном депо подразделения; - рабочая зона выполнения работ личным составом боевого расчета пожарной команды на объектах пожара, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (территориально меняющаяся рабочая зона).
Согласно СОУТ 2018 года в войсковой части 63876 для работников пожарных команд установлен 2 класс (допустимые условия труда) - для рабочей зоны повседневного нахождения и функционирования работников дежурной смены пожарной команды в пожарном депо подразделения, и 4 класс (опасные условия труда) - на объектах пожара, при тушении пожаров и проведении аварийно- спасательных работ (территориально меняющаяся рабочая зона).
Согласно сведений военной прокуратуры - войсковая часть 90935 от ДД.ММ.ГГГГ, в 107 военную прокуратуру гарнизона поступило коллективное обращение о нарушении должностными лицами войсковой части 63876 требований трудового законодательства.
Проведенной во взаимодействии со специалистами Государственной Инспекции труда г. Севастополя проверкой установлено, что в ноябре 2018 года на базе хранения материальных и технических средств (объединения, 1 разряда) войсковой части 63876 проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой в отношении рабочих мест командира отделения, пожарного и водителя пожарной команды установлен 2 (допустимые условия труда) итоговый класс условий труда.
Проведенной в ноябре 2019 года СОУТ в отношении рабочего места начальника пожарной команды указанной базы установлен 4 (опасные условия труда) итоговый класс условий труда.
В ходе проведения внепланово в октябре 2020 года СОУТ, в отношении рабочих мест командира отделения, пожарного и водителя пожарной команды установлен 4 (опасные условия труда) итоговый класс условий труда. В соответствии с приказом командира войсковой части 63876 от ДД.ММ.ГГГГ №№, работникам пожарной команды базы хранения материальных и технических средств (г. Симферополь), рабочие места которых отнесены к опасным условиям труда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, приказом командира воинской части от ДД.ММ.ГГГГ № указанной категории работников повышены должностные оклады на 24 %, о чем должностные лица пожарной команды уведомлены установленным порядком.
В связи с выявленными по результатам проведённой в ноябре 2018 года и октябре 2020 года СОУТ противоречиями в части установления итогового класса условий труда, гарантий и компенсаций за условия труда, установленных должностным лицам пожарной команды, командованием войсковой части 63876 в целях оценки качества проведения СОУТ за 2018 и 2020 год, правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда в мае 2021 года направлен запрос в адрес директора Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя, до настоящего времени ответ не поступал.
Изучением журнала входящей документации войсковой части 63876 установлено, что коллективное обращение работников пожарной команды о несогласии с результатами СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ поступило в воинскую часть ДД.ММ.ГГГГ (вх. №), ответ на указанное обращение дан в установленный законом срок (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), в котором разъяснено о невозможности перерасчета должностных окладов работникам пожарной команды.
В связи с выявленными специалистами Государственной Инспекции труда г. Севастополя нарушениями трудового законодательства, обусловленными несвоевременным ознакомлением работников пожарной команды с результатам СОУТ, а также не принятием к учету предложений работников, в адрес командира войсковой части 63876 внесено представление об устранении нарушений закона, которое находится на рассмотрении.
Согласно сведений военной прокуратуры - войсковая часть 90935 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в 107 военную прокуратуру гарнизона поступило коллективное обращение, которое рассмотрено в части доводов о нарушении должностными лицами войсковой части 63876 требований трудового законодательства согласно компетенции.
Копия обращения для разрешения в части возможного нарушения отдельными должностными лицами базы хранения материальных и технических средств объединения 1 разряда войсковой части 63876 (г. Симферополь) законодательства, регламентирующего порядок прохождения медицинских осмотров, направлена военному прокурору 309 военной прокуратуры гарнизона. В части доводов о предоставлении начальнику пожарной команды базы хранения материальных и технических средств объединения 1 разряда положенной ему надбавки за опасные условия труда в размере 24 %, перерасчета за сокращенную продолжительность рабочего времени, а также дополнительного отпуска за 2019-2020 годы направлен ответ.
Внесенное в августе 2021 года в адрес командира войсковой части 63876 представление рассмотрено уполномоченными должностными лицами воинской части, организовано проведение перерасчета нормы трудовых часов с учетом положенной ФИО1 сокращённой продолжительности рабочего времени за период с ноября 2019 по ноябрь 2020 года, с должностными лицами воинской части проведены дополнительные занятия по изучению действующего законодательства, усилен контроль выполнения мероприятий в сфере охраны трудовых прав граждан.
В связи с выявленными по результатам проведённой в ноябре 2018 года и октябре 2020 года специальной оценки условий труда противоречиями в части установления итогового класса условий труда, гарантий и компенсаций за условия труда, установленных должностным лицам пожарной команды, специалистами Государственной инспекции труда г. Севастополя командованию воинской части выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости предоставления работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (г. Симферополь) в полном объеме гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовых законодательством из расчета итогового класса (подкласса) условий труда, установленного протоколом № заседания комиссии по результатам СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ (4 класс), которое в настоящее время обжалуется командованием войсковой части 63876 в судебном порядке.
Согласно информации Инспекции по труду Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении обращения коллектива о возможных нарушениях законодательства о труде в отношении пожарной команды войсковой части 63786 (вх. от ДД.ММ.ГГГГ № К-3119), Инспекцией совместно с 309 военной прокуратурой гарнизона была проведена проверка соблюдения законодательства о труде в войсковой части 63786, в ходе которой установлено, что между МО РФ в лице командира в/ч 63876 ФИО2 и Кеня В.Л. заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ № на неопределенный срок, Кеня В.Л. с ДД.ММ.ГГГГ принят в в/ч 63876 на должность командира отделения пожарной команды базы (хранения материальных технических средств, объединения 1 разряда) (<адрес>).
По вопросу проведения специальной оценки условий труда установлено, что в отношении рабочих мест пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (г. Симферополь, Республика Крым) в/ч 63876 проведены специальные оценки условий труда, отчеты о проведении которых, утверждены от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. В 2019 году в отношении рабочего места «начальник пожарной команды» базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (г. Симферополь, Республика Крым) в/ч 63876 проведена СОУТ, отчет о проведении которой утвержден от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно отчету о проведении СОУТ в в/ч 63876, утвержденному от ДД.ММ.ГГГГ, на указанных рабочих местах работникам гарантии и компенсации за опасные условия труда по результатам СОУТ не установлены.
В соответствии с отчетом о проведении СОУТ в в/ч 63876, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, в отношении рабочих мест командира отделения пожарной команды и водителя автомобиля пожарной команды установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 4 (опасные условия труда). На указанных рабочих местах работников пожарной команды в/ч 63876 по результатам СОУТ установлены гарантии и компенсации за условия труда, одной из которых является повышенная оплата труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 147 ТК РФ).
Дополнительным соглашением к указанному трудовому договору работника с ДД.ММ.ГГГГ по результатам СОУТ повышены должностные оклады, включая истца, за опасные условия труда (4 класс) на 24%.
В нарушение ст. 212 ТК РФ, п. 4 ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в отношении рабочих мест указанной пожарной команды при осуществлении на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не учтены предложения работников.
В результатах СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в отношении рабочих мест указанной пожарной команды в/ч 63876 усматриваются нарушения действующего законодательства в части установления итогового класса (подкласса) условий груда, гарантий и компенсаций за условия труда.
По вопросу проведения обязательных медицинских осмотров (обследований) установлено, что согласно отчету о проведении СОУТ в в/ч 63876, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, в отношении рабочих мест вышеуказанных работников пожарной команды установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 2 (допустимые условия труда).
Согласно отчету о проведении СОУТ в в/ч 63876, утвержденному от ДД.ММ.ГГГГ, на указанных рабочих местах проведение обязательного медицинского осмотра не установлено.
При этом, учитывая характер и виды выполняемых работ, должностные обязанности указанной категории работников в/ч 63876, а также п. 8, п. 9 и п. 27 приложения № «Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников» Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ), установлена периодичность осмотров 1 раз в год.
Из справки войсковой части 63876 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что, согласно книгам дежурств и учету рабочего времени пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда г. Симферополь, Республика Крым) войсковой части 63876, за период с 2014 года по 2020 год работники пожарной команды к мероприятиям, направленные на спасение людей и имущества от пожаров, осуществление тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, не привлекалась.
Согласно акту документарной проверки Государственной инспекции труда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ Кени В.Л. повышен должностной оклад на 24% в связи с отнесением его условий труда к 4 классу вредных и (или) опасных.
В ходе выборочной проверки установлено, что, например, Кеня В.Л. привлекался к работе сверх нормы рабочего времени за 2 квартал 2021 года, часы сверхурочной работы ему не оплачены в повышенном размере. В нарушение ст. 152 ТК РФ оплата работы сверх нормы рабочего времени Кене В.Л. не произведена в повышенном размере.
Согласно заключению Государственной экспертизы условий труда от ДД.ММ.ГГГГ №, качество проведения специальной оценки условий труда в 2018 году на рабочих местах работников базы (хранения материальных и технических средств) г. Симферополь пожарной команды (пожарное депо) Федерального казённого учреждения «Управление Черноморского флота» - войсковая часть 63876 не соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда. Качество проведения специальной оценки условий труда в 2019 и 2020 годах на рабочих местах работников базы хранения материальных и технических средств (объединения, 1 разряда) г. Симферополь - Пожарной команды (пожарное депо) Федерального казённого учреждения «Управление Черноморского флота» - войсковая часть 63876 соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда.
ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда войсковой части 63876, командиру войсковой части 63876 полковнику ФИО2 выдано предписание № об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно, обеспечить предоставление работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (г. Симферополь, Республика Крым) в/ч 63876 за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством из расчета итогового класса (подкласса) условий труда, установленного протоколом № заседания комиссии по СОУТ в/ч 63876 от ДД.ММ.ГГГГ (4 класс). Основание: ст. ст. 22, 92, 117, 147, 357, 236 ТК, заключение ГЭУТ от ДД.ММ.ГГГГ №, со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Кеня В.Л., исходя из того, что условия труда Кеня В.Л. с момента заключения трудового договора, не изменялись, являются вредными и опасным в соответствии с результатом СОУТ 2019 и 2020 годов, поэтому истец имеет право на гарантии и компенсации в связи с работой с опасными условиями труда с момента заключения трудового договора. Результат СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого условия труда на рабочем месте истца были признаны безопасными, не соответствует, противоречит действующему законодательству в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций. Судом первой инстанции произведен перерасчет заработной платы истца с учетом повышения должностного оклада за опасные условия труда (4 класс) на 24% за период с ДД.ММ.ГГГГ по октябрь 2020 года, с ответчика ФКУ «Управление Черноморского флота» в пользу истца взыскан размер недоплаченной заработной платы 51290,28 рублей. За нарушение срока выплаты надбавки за вредные и опасные условия труда, в соответствии со ст. 236 ТК РФ, суд первой инстанции взыскал с ответчика ФКУ «Управление Черноморского флота» в пользу истца компенсацию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13306,68 рублей, а также денежную компенсацию за период с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической оплаты задолженности, исходя из расчета основного долга в размере 51290,28 рублей. В соответствии со ст. 126 ТК РФ суд первой инстанции взыскал с ответчика ФКУ «Управление Черноморского флота» в пользу истца компенсацию за неиспользованный ежегодный дополнительный отпуск в связи с опасными условиями труда за 2019 и 2020 года, в сумме 22033,44 рублей, исходя из 33 дней неиспользованного отпуска. Установив факт сверхурочной работы истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 4 часов в неделю, первой инстанции взыскал с ответчика ФКУ «Управление Черноморского флота» в пользу истца денежную компенсацию за сверхурочную работу за указанный период в сумме 23624,28 рублей. Разрешая требования о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, суд первой инстанции исходил из сложности дела, объема оказанных представителем юридических услуг, требований разумности, соразмерности и справедливости, пришел к выводу о взыскании с ответчика ФКУ «Управление Черноморского флота» в пользу истца судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей.
Также, разрешая исковые требования Кеня В.Л., суд первой инстанции исходил из того, что срок обращения истца в суд за разрешением индивидуального трудового спора составляет один год в соответствии с частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, который истцом не пропущен.
С выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, и, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующего.
Согласно статье 132 Трудового кодекса РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, абзаца 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
В соответствии со ст. 209 ТК РФ, безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.
В соответствии со ст. 214 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе, по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, возлагаются на работодателя.
Согласно ст. 216 ТК РФ, каждый работник имеет право на гарантии и компенсации в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда, включая медицинское обеспечение, в порядке и размерах не ниже установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо коллективным договором, трудовым договором.
Виды, минимальные размеры, условия и порядок предоставления указанных в настоящей статье гарантий и компенсаций устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 147 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
В соответствии со ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда (ст. 117 ТК РФ).
Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Согласно статье 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" установлено, что условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда (ч. 1).
Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) (ч. 3).
Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности (ч. 5).
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ, специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. На рабочих местах, указанных в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ, внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случае получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (п. 2); наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников (п. 7).
Частью 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 года N 426-ФЗ установлено, что работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников (ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ).
Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при заключении трудового договора условия труда на рабочем месте как не опасные были установлены истцу согласно результатам специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ. Специальной оценкой условий труда от ДД.ММ.ГГГГ, условия труда на рабочем месте истца отнесены к опасным.
В связи с противоречиями специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 216.1 Трудового кодекса РФ, приказа Минтрудсоцзащиты РФ от 12.08.2014 № 549н «Об утверждении порядка проведения государственной экспертизы условий труда», отчеты о проведении СОУТ в/ч 63876 указанной пожарной команды были направлены в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя в целях проведения в установленном порядке государственной экспертизы условий труда.
Заключением Государственной экспертизы условий труда от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что качество проведения специальной оценки условий труда в 2018 году на рабочих местах работников базы (хранения материальных и технических средств) г. Симферополь пожарной команды (пожарное депо) Федерального казённого учреждения «Управление Черноморского флота» - войсковая часть 63876 не соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда. Качество проведения специальной оценки условий труда в 2019 и 2020 годах на рабочих местах работников базы хранения материальных и технических средств (объединения, 1 разряда) г. Симферополь - Пожарной команды (пожарное депо) Федерального казённого учреждения «Управление Черноморского флота» - войсковая часть 63876 соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что с момента заключения трудового договора (ДД.ММ.ГГГГ), характер и вид выполняемой истцом работы, условия работы не изменялись, что было подтверждено представителем ответчика ФКУ «Управление Черноморского флота» в судебном заседании суда апелляционной инстанции. Хотя в трудовом договоре, заключенном с истцом, указано об отсутствии опасных условий труда, однако фактически, с момента заключения трудового договора, условия труда на рабочем месте истца являлись опасными, что установлено заключением Государственной экспертизы условий труда от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец имеет право на гарантии и компенсации за работу в опасных условиях труда с момента заключения трудового договора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что за период с 2014 года по 2020 год работники пожарной команды к мероприятиям, направленные на спасение людей и имущества от пожаров, осуществление тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, не привлекались, отклоняются судебной коллегией. Заключением Государственной экспертизы условий труда от ДД.ММ.ГГГГ №, которая была проведена с целью установления фактических условий труда работников, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с опасными условиями труда, установлено, что оценка условий труда от ДД.ММ.ГГГГ, которой условия труда истца были отнесены к не опасным, не соответствует требованиям законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предписание № от ДД.ММ.ГГГГ обжаловано, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска командира войсковой части 63876 ФИО2 к главному государственному инспектору Государственной инспекции труда города Севастополя ФИО, Государственной инспекции труда города Севастополя, Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, заинтересованные лица Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление Черноморского флота», филиал ФКУ «Управление Черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба Черноморского флота» об оспаривании предписания № от ДД.ММ.ГГГГ отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части. Административный иск удовлетворен частично, признано незаконным и отменено предписание главного государственного инспектора труда отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда г. Севастополя ФИО № от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения обязанности устранить нарушения трудового законодательства путем предоставления работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (г. Симферополь, Республика Крым) в/ч 63876 за период с ДД.ММ.ГГГГ по май 2020 года в полном объеме гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством из расчета итогового класса (подкласа) условий труда, установленного протоколом № заседания комиссии по СОУТ в/ч 63876 от ДД.ММ.ГГГГ (4 класс). В остальной части решение оставлено без изменения.
Проверяя доводы апелляционных жалоб административного истца командира войсковой части 63876 ФИО2, представителя Министерства обороны Российской Федерации Зотова В.В. о неправомерности предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, суд апелляционной инстанции отклонил данные доводы, указав о том, что в акте проверки и предписании отражены конкретные нормы трудового законодательства, нарушенные работодателем с прямыми доказательствами допущения таких правонарушений, которые подтверждаются результатами Государственной экспертизы условий труда от ДД.ММ.ГГГГ №, проведенной в соответствии с требованиями действующего законодательства, а так же самим актом проверки. При этом, судебная коллегия по административным делам согласилась с доводами жалоб о несоблюдении административным ответчиком при вынесении предписания законодательных положений, предписывающих учитывать сроки обращения в суд, установленные требованиями ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ, в связи с чем, пришла к выводу об отмене решения районного суда в части требований за период с ДД.ММ.ГГГГ по май 2020 года в пределах срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ.
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В рамках рассмотрения административного дела Кеня В.Л. не был привлечен к участию в деле, в рассматриваемом случае, установленные апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ обстоятельства о вынесении инспекцией по труду предписания за пределами срока, установленного ст. 392 ТК РФ, не имеют преюдициального значения для разрешения спора в данном деле. При том, что предписание № не отменено судом.
Согласно ч. 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Кеня В.Л. не пропустил, установленный ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, годичный срок обращения в суд с требованиями о взыскании недополученной заработной платы, компенсации за неиспользованный ежегодный дополнительный отпуск, компенсации за отработанные сверх установленной нормы количество часов.
С результатами проведенной в октябре 2020 года внеплановой специальной оценки условий труда, которой условия труда истца установлены опасными, истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, поэтому о праве на повышенный размер оплаты труда за опасные условия труда, иные гарантии и компенсации, связанные с опасными условиями труда, истцу достоверно стало известно ДД.ММ.ГГГГ, после ознакомления с результатами внеплановой специальной оценки условий труда. С настоящим иском обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, в пределах установленного ч. 2 ст. 392 ТК РФ срока обращения в суд.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, о нарушении своих прав истец не мог узнать при получении ежемесячной заработной платы, а также расчетных листков о составляющих заработной платы, в период до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку условия заключенного с истцом трудового договора не предусматривали гарантий и компенсаций в связи с работой, связанной с опасными условиями труда. Истец мог узнать и узнал о таких нарушениях только после заключения Государственной экспертизы условий труда от ДД.ММ.ГГГГ №, которая была проведена с целью установления фактических условий труда работников, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с опасными условиями труда.
Апелляционные жалобы ответчиков не содержат доводов относительно решения районного суда в части размера недоплаченной заработной платы, в части требований о компенсации за нарушение срока выплаты надбавки за вредные и опасные условия труда в соответствии со ст. 236 ТК РФ, компенсации за неиспользованный ежегодный дополнительный отпуск в связи с опасными условиями труда за 2019 и 2020 года в соответствии со ст. 126 ТК РФ, компенсации за сверхурочную работу, о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя.
Руководствуясь ст. 327, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика командира войсковой части 63876 и апелляционную жалобу ответчика Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 10 февраля 2022 года оставить без удовлетворения.
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 10 февраля 2022 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Ж.В.Григорова
Судьи: Е.В.Козуб
И.А.Анашкина