Дело № 2-635/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Кормиловка
Омской области 20 декабря 2018 г.
Кормиловский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Серебренникова М.Н.,
при секретаре судебного заседания Хромовой Н.Ф.,
с участием старшего помощника прокурора Неделько Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кормиловского района Омской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района о возложении обязанности по дублированию необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, и по оборудованию тактильной схемы движения в здании администрации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кормиловского района Омской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Кормиловского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социальной защиты и социальной поддержке инвалидов в деятельности администрации Георгиевского сельского поселения, в ходе которой установлено, что ответчиком в здании администрации дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля не производится, в здании отсутствует тактильная схема движения.
Ранее прокуратурой Кормиловского района Омской области по данному факту в адрес главы Георгиевского сельского поселения направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ №, вместе с тем до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией сельского поселения своих обязанностей и влекут нарушение прав и законных интересов инвалидов.
Прокурор Кормиловского района Омской области, с учетом последующих уточнений, просит возложить на администрацию Георгиевского сельского поселения обязанность по дублированию необходимой для инвалидов зрительной информации, а также надписей знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, и по оборудованию тактильной схемы движения в здании администрации.
В судебном заседании старший помощник прокурора Неделько Е.В. уточненные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика Георгиевского сельское поселение – глава сельского поселения Козмин Л.С. с заявленными требованиями на согласился, указав на отсутствие денежных средств на устранение выявленных нарушений, а также на отсутствие в необходимости в их устранении.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд признает убедительными доводы прокурора, изложенные в исковом заявлении, как основание для обращения в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку законом прокурору предоставлено право обращения в суд с иском в защиту прав и интересов граждан, не имеющими по уважительным причинам возможности самостоятельного обращения в суд с исковым заявлением.
Указанные в иске основания суд находит уважительными, достаточными и убедительными для обращения прокурора в суд с исковым заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.
Оценивая правовую обоснованность заявленных прокурором требований суд исходит из следующего.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, в том числе, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон).
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу с пунктами 1 и 6 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Тем самым, в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 605 утвержден Свод правил «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001». (далее СП 59.13330.2012).
Согласно пункту 7.1.8 указанного Свода правил, при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Как видно из материалов дела, проведенной Прокуратурой Кормиловского района проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ и Свода правил, в здании администрации Георгиевского сельского поселения не производится дублирование необходимой для инвалидов зрительной информации, а также надписей знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, здание администрации не оснащено информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отражающей информацию о помещениях в здании, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Прокурором Кормиловского района в адрес главы Георгиевского сельского поселения было вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.
Согласно ответу на представление, устранение вышеуказанных нарушений требует финансовых затрат. Денежные средства будут заложены в бюджет 2019 года.
До настоящего времени выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения ответчиком не устранены. Данные обстоятельства свидетельствует о бездействии по исполнению обязанностей, возложенных на администрацию поселения федеральным законодательством, и свидетельствует о формальном подходе должностных лиц администрации к возложенным на них обязанностям.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором Кормиловского района исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кормиловского района Омской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района обеспечить дублирование необходимой для инвалидов зрительной информации, а также надписей знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, и по оборудованию тактильной схемы движения в здании администрации Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кормиловский районный суд Омской области.
Судья М.Н. Серебренников
Решение составлено в окончательной форме 24 декабря 2018 г.