РЕШЕНИЕ по делу № 2-553/2020
Именем Российской Федерации
03 декабря 2020 года г.Грязовец
Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи – Скачедуб М.В.,
при секретаре – Лобановой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Грязовецкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Грязовецкому городскому потребительскому обществу о возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Прокурор Грязовецкого района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Грязовецкому городскому потребительскому обществу (далее Грязовецкому ГОРПО) о возложении обязанности. В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия по адресу: Вологодская область, г.Грязовец, ул.Ленина, д.46. Проведенной проверкой установлено, что здание, расположенное по вышеуказанному адресу, является объектом культурного наследия регионального значения – «Северные торговые ряды», кон.XIX в. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 07.02.2007 года помещения в данном здании являются собственностью Грязовецкого ГОРПО. Надзорными мероприятиями установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» без согласования с Комитетом по охране объектов культурного наследия Вологодской области на объекте установлены информационные конструкции с наименованием магазинов и организаций, оказывающих услуги («Бытовая техника», «Все для рыбалки», «Ателье» и др.), а также навесное оборудование – кондиционеры. Кроме того, на объекте культурного наследия отсутствуют надписи и обозначения, содержащие информацию о нем. По итогам проверки прокуратурой района в адрес председателя совета Грязовецкого ГОРПО 11.06.2020 года внесено представление, по результатам рассмотрения которого собственником объекта приняты определенные меры по устранению выявленных нарушений закона. Из информации Комитета от 21.09.2020 года следует, что в 2020 году от Грязовецкого ГОРПО поступило два обращения о согласовании размещения вывесок на фасадах здания, а также одно обращение о согласовании размещения кондиционеров. Иных запросов не поступало. Анализом результатов рассмотрения обращений Грязовецкого ГОРПО установлено, что собственнику объекта культурного наследия отказано в размещении на здании уже установленных информационных конструкций и кондиционеров. В настоящее время нарушения закона не устранены. Просит обязать Грязовецкое ГОРПО в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать установленные на фасадах здания, расположенного по адресу Вологодская область, г.Грязовец, ул.Ленина, д.46, без согласования с Комитетом по охране объектов культурного наследия Вологодской области информационные конструкции: «Бытовая техника», «Продукты», «Настоящий Вологодский продукт», «Универмаг», кондиционеры. Кроме того, просит обязать Грязовецкое городское потребительское общество в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить на здании, расположенном по адресу: Вологодская область, г.Грязовец, ул.Ленина, д.46, информационные надписи и обозначения, содержащие сведения об объекте культурного наследия, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.09.2019 № 1178.
Представитель истца прокурор Дурягина Е.В. в судебном заседании пояснила, что исковые требования поддерживает частично, так как Грязовецким ГОРПО выявленные нарушения по исполнению законодательства об охране объекта культурного наследия по адресу: Вологодская область, г.Грязовец, ул.Ленина, д.46, частично устранены, кроме демонтажа информационной конструкции «Универмаг». Также суду пояснила, что в настоящее время на здании установлена информационная табличка, содержащая сведения об объекте культурного наследия, демонтированы кондиционеры, согласовано размещение информационных конструкций, за исключением конструкции «Универмаг». В связи с добровольным исполнением прокурор отказывается от части ранее заявленных исковых требований. Просит обязать Грязовецкое ГОРПО в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу демонтировать информационную конструкцию «Универмаг».
Представитель ответчика Грязовецкого ГОРПО Малышев А.А. с требованием о демонтаже информационной конструкции «Универмаг» согласен. Суду также пояснил, что остальные требования в настоящее время исполнены.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области в судебное заседание не явился, представили отзыв на исковое заявление и дополнения. В дополнительном отзыве указано, что в ходе административного расследования 21 октября 2020 года произведен осмотр объекта культурного наследия регионального значения «Северные торговые ряды». Специалистом Комитета установлено, что кондиционеры и информационная вывеска «Настоящий Вологодский продукт» демонтированы. Региональным органом по охране объектов культурного наследия согласовано размещение вывесок «Бытовая техника», «Продукты». Также установлена надпись и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Поддерживают требования прокурора в части демонтажа информационной вывески «Универмаг».
Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих по делу, приходит к следующему.
Согласно статье 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В силу статьи 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Пункт 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ устанавливает, что при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия его собственники (законные владельцы) обязаны среди прочего, не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 27 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.
Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, содержание этих информационных надписей и обозначений, а также требования к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 года № 1178.
Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона – физических или юридических лиц, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
На основании постановления губернатора Вологодской области от 15.10.2001 года № 945 «Об отнесении недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников истории и культуры местного значения» здание, расположенное по адресу: Вологодская область, г.Грязовец, ул.Ленина, д.46, является объектом культурного наследия местного значения - «Северные торговые ряды», кон.XIX в.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 07.02.2007 года помещения в здании, расположенном по указанному адресу, являются собственностью Грязовецкого городского потребительского общества.
Прокуратурой Грязовецкого района в июне 2020 года проведена проверка исполнения юридическим лицом Грязовецким ГОРПО законодательства об охране объектов культурного наследия по адресу: Вологодская область, г.Грязовец, ул.Ленина, д.46.
В ходе проверки установлено, что режим использования объекта культурного наследия регионального значения «Северные торговые ряды, кон.XIX века», расположенного по вышеуказанному адресу, находящегося в собственности Грязовецкого ГОРПО, не отвечает требованиям федерального законодательства.
Так, в нарушение требований п.п.4 п.1 ст.47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ без согласования с Комитетом по охране объектов культурного наследия Вологодской области на объекте были установлены информационные конструкции с наименованием магазинов и организаций, оказывающих услуги, а также навесное оборудование – кондиционеры.
Кроме того, на объекте культурного наследия отсутствуют надписи и обозначения, содержащие информацию о нем, что противоречит статье 27 вышеуказанного закона.
По итогам проверки прокуратурой района в адрес председателя совета Грязовецкого ГОРПО 11.06.2020 года внесено представление №... об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих.
Актом осмотра от 28.09.2020 года было установлено, что на фасадах здания размещены вывески магазинов: «Бытовая техника», «Продукты», «Настоящий Вологодский продукт», «Универмаг», кондиционеры, не установлена информационная табличка.
По результатам рассмотрения представления собственником объекта приняты меры по устранению выявленных нарушений закона.
В ходе административного расследования 21 октября 2020 года был произведен осмотр объекта культурного наследия регионального значения «Северные торговые ряды». Специалистом Комитета установлено, что кондиционеры и информационная вывеска «Настоящий Вологодский продукт» демонтированы. Региональным органом по охране объектов культурного наследия согласовано размещение вывесок «Бытовая техника», «Продукты». Также установлена надпись и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.
Прокурор в судебном заседании от поддержания исковых требований в указанной части отказался.
Согласно статье 39 Гражданского процессуального кодекса РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает возможным принять отказ истца от иска в указанной части, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии со статьями 173, 220 Гражданского процессуального кодекса РФ производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
Однако судом установлено, что до настоящего времени размещение информационной вывески «Универмаг» не согласовано с региональным органом по охране объектов культурного наследия, в связи с чем, требование прокурора о возложении на ответчика обязанности по демонтажу вывески «Универмаг» подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.
Таким образом, государственная пошлина в размере 6000 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
Руководствуясь статьями 194 – 199, 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Грязовецкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Грязовецкое городское потребительское общество в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу демонтировать установленную без согласования с Комитетом по охране объектов культурного наследия Вологодской области на фасаде здания, расположенного по адресу: Вологодская область, г.Грязовец, ул.Ленина, д.46, информационную конструкцию «Универмаг».
Производство по делу в части требований прокурора Грязовецкого района о возложении на Грязовецкое городское потребительское общество обязанности по демонтажу установленных на фасадах здания, расположенного по адресу: Вологодская область, г.Грязовец, ул.Ленина, д.46, информационных конструкций: «Бытовая техника», «Продукты», «Настоящий Вологодский продукт», кондиционеров и возложении обязанности установить на здании информационные надписи и обозначения, содержащие сведения об объекте культурного наследия, прекратить в виду отказа истца от заявленных требований.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Взыскать с Грязовецкого потребительского общества государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья – Скачедуб М.В.
Мотивированное решение изготовлено 09 декабря 2020 года.
УИД 35RS0012-01-2020-001373-62