Решение по делу № 2-663/2021 от 24.02.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2021 года                                               пгт. Ленино

Ленинский районный суд Республики ФИО6 в составе председательствующего судьи Буровой А.В., при секретаре ФИО7, с участием представителя истца ФИО8, представителя третьего лица ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» ФИО9, представителя <адрес> Республики ФИО6 ФИО12

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. Ленино Республики ФИО6 гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к ФИО3, Министерству имущественных и земельных отношений Республики ФИО6, третьи               лица - Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ФИО1 Республики ФИО6, Государственный комитет         по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО6, <адрес> Республики ФИО6, о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Ленинский районный суд Республики ФИО6 с исковым заявлением к ФИО3, в котором просит признать право собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации на земельный участок, кадастровый , площадью 2,0 га, расположенный по адресу: <адрес>

Требования мотивированы тем, что Постановлением ФИО2 сс от ДД.ММ.ГГГГ. Министерству Вооруженных Сил ССР отведен земельный участок 20 753,51 га (план земельного отвода участка Министерства Внутренних Сил ФИО2 составлен Управлением землеустройства и севоборотов <адрес>). Постановлением ФИО1 ССР рс от ДД.ММ.ГГГГ. Министерству Вооруженных Сил ФИО2 в постоянное пользование отведен земельный участок 4 410,22 га. По акту инвентаризации земель Министерства обороны Украины на территории <адрес> Республики ФИО6 (землепользователь                     в/ч 15653) находится 25 963,73 га земель, в том числе в постоянном пользовании 25 963,73 га. Согласно экспликации земель Министерства обороны Украины на момент проведения инвентаризации (приложение                   акта, утверждённого приказом Председателя Государственного комитета по земельным ресурсам Министерства обороны Украины 1992 года ) в постоянном пользовании в/ч 15653 Черноморского флота находится                     25 964 га. После принятия Республики ФИО6 и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации распоряжением ФИО1 Республики ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ. -р/6дсп недвижимое имущество военного городка (<адрес>),                            в том числе земельный участок площадью 25 163,7300 га, передан в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.             В процессе оформления правоустанавливающих документов на земельный участок военного городка и регистрации права собственности стало известно о том, что фактически спорный земельный участок, с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, площадью 2,0 га, является частью земельного участка, занимаемого военным городком . Из решения Ленинского районного суда Республики ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ. по делу стало известно, что распоряжением <адрес>ной государственной администрации АРК от ДД.ММ.ГГГГ 36-ти гражданам Украины,             в том числе ответчику, дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков по передаче в собственность общей площадью 72,0000 га (по 2,0000 га каждому), вместе с тем,                спорный земельный участок находится в составе земель обороны и не мог быть передан в собственность третьих лиц. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.

Определением суда от 02.04.2021г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики ФИО6, так как земельный участок в собственность ответчику не передавался.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представители третьих лиц не возражали против удовлетворения исковых требований.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

Выслушав пояснения представителя истца, представителей третьих лиц, изучив доводы иска, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что распоряжением <адрес>ной государственной администрации АРК от ДД.ММ.ГГГГ. 36-ти гражданам Украины, в том числе ответчику, дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков по передаче в собственность общей площадью 72,0000 га (по 2,0000 га каждому) земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного крестьянского хозяйства из земель Марьевского сельского ФИО11 <адрес> АР ФИО6, за границами населенного пункта. На граждан возложена обязанность в течение месяца заключить договор на разработку проекта землеустройства.

В приложении к распоряжению ответчик ФИО3 значится под порядковым номером номер участка , площадь 2,0000 га.

Данное распоряжение не отменено и не изменено.

В соответствии со статьями 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент вынесения указанного распоряжения, граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.

Частями 1 - 3 статьи 116 и частью 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины установлено, что граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.

Согласно частям 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской ФИО11 по местонахождению земельного участка. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской ФИО11 в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

В соответствии с нормами ст. 84 Земельного кодекса Украины (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) к землям государственной собственности, которые не могут передаваться в коммунальную собственность, относятся              в том числе, и земли обороны, кроме земельных участков под объектами социально-культурного, производственного и жилищного назначения                       (ч. 3 пункт «б»). К землям государственной собственности, которые не              могут передаваться в частную собственность, относятся в том числе и земли обороны (ч. 4 п. «в»).

Исходя из вышеуказанных положений Земельного кодекса Украины, земельный участок военного городка , относится к землям обороны, которые не могли быть переданы в коммунальную, частную собственность или аренду.

В части 2 статьи 149 Земельного кодекса Украины (в редакции от               ДД.ММ.ГГГГ) закреплен порядок изъятия земельных участков, который осуществляется с согласия землепользователей на основании решений Кабинета ФИО5 Украины, ФИО1 Автономной Республики ФИО6, местных государственных администраций, сельских, поселковых, городских ФИО11 в соответствии с их полномочиями.

Как установлено в судебном заседании, фактического изъятия земельного участка военного городка , находящегося в ограниченном обороте в силу специального статуса, не производилось, передача из государственной собственности Украины не осуществлялась.

По информации Госкомрегистра Республики ФИО6 в ЕГРН                      земельный участок, площадью 20000+\-98,99 кв.м., кадастровый расположенный по адресу: ФИО4, <адрес>, поставлен на кадастровый учет, сведения об объекте недвижимости имеют статус временные, информация о зарегистрированных правах на земельный участок в ЕГРН, а также техническая документация на          земельный участок и сведения о выдаче Государственного акта о праве собственности на имя ФИО3 отсутствуют.

Решением Ленинского районного суда Республики ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ. по делу в удовлетворении административного иска ФИО3 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики ФИО6 о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ему бесплатно спорного земельного участка и возложении обязанности повторно рассмотреть его заявление отказано. Данное решение мотивировано тем, что спорный земельный участок расположен в границах земельного участка военного городка , переданного в федеральную собственность в соответствии с распоряжением ФИО1 Республики ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ. р/6дсп, в связи с чем приказ МИЗО РК соответствует действующему законодательству.

Судом установлено, что на основании распоряжения ФИО1 Республики ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ. по Акту приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ. и по Уточненному акту от ДД.ММ.ГГГГ. Министерством имущественных и земельных отношений Республики ФИО6 из государственной собственности Республики ФИО6 в федеральную собственность передано недвижимое имущество, в том числе военного городка (<адрес>), в том числе земельный участок площадью 25163,7300 га.

Вместе с тем, согласно представленным суду документам, земельный участок площадью 25163,7300 га (<адрес>), использовался для нужд обороны ещё в Советском ФИО1 и затем в Украине.

Так, из исследованных судом в совещательной комнате документов               с грифом ДСП, представленных <адрес> Республики ФИО6 на оптическом носителе, следует, что во исполнение постановлений ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. сс и от ДД.ММ.ГГГГ. -рс, Министерству обороны ФИО2 был выделен земельный участок площадью 25163,7300 га в границах Ленинского и <адрес>ов, который затем использовался для нужд Министерства обороны Украины в/ч , что также подтверждается представленной истцом копией Акта инвентаризации земель Министерства обороны Украины на территории <адрес> Республики ФИО6 с Экспликацией земель.

Согласно Карте СТП-1 Схеме территориального планирования Ленинского муниципального района Республики ФИО6, утвержденной решением 62 сессии 1 созыва <адрес> ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ.          с грифом ДСП, представленной <адрес> Республики ФИО6 на оптическом носителе, следует, что земли, расположенные на юге Батальненского, Луговского, Кировского, Марьевского и Марфовского сельских поселений обозначены как территории специального назначения (л.д.76-78).

Таким образом, земельный участок военного городка площадью 25163,7300 га относится к категории земель обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Согласно части 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.

Согласно пунктам 10 и 12 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности, имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенного на территории Республики ФИО6 и <адрес>.

Комиссией по проведению осмотра недвижимого имущества ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России установлено наложение                            113 земельных участков третьих лиц на земельный участок военного городка площадью 25163,7300 га, в том числе земельного участка, поставленного на кадастровый учет по заявлению представителя ответчика, что зафиксировано Актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ а также установлено решением Ленинского районного суда Республики ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ по делу

Из публичной кадастровой карты https://egrnmap.ru/ следует, что спорный земельный участок находится на территории Марьевского сельского поселения в районе горы Опук, то есть в границах земельного участка военного городка площадью 25163,7300 га.

В соответствии с положениями ст. 77 Земельного Кодекса Украины и ст. 93 Земельного Кодекса Российской Федерации, так как спорный земельный участок относится к землям обороны, он не мог быть передан кому-либо в собственность, поэтому распоряжение о даче разрешения ответчику на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность спорного земельного участка, расположенного в пределах землепользования военного городка площадью 25163,7300 га, было принято в нарушение норм статей 8, 118 Земельного Кодекса Украины, при фактическом использовании земельного участка для нужд обороны.

По правилам пункта 2 статьи 9 ЗК РФ распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации.

Частью 1 статьи 93 ЗК РФ предусмотрено, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций,    предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014г.    N 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, согласно пункту 2 которого "военные объекты" - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.

Таким образом, указанное постановление от 05.05.2014г. N 405 содержит открытый перечень военных объектов, в отношении которых может быть установлена зона с особыми условиями использования земель.

Из взаимосвязи приведенных нормативных положений следует, что               к военным объектам относятся земельные участки, являющиеся самостоятельными объектами недвижимости, на которых располагаются военные лесничества и прилегающие к ним территории, военные городки и иные военные объекты и пределах границ земель обороны.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.

Таким образом, принимая во внимание, что спорный земельный участок входит в границы земельного участка, представленного для нужд обороны, и наличие в ЕГРН сведений о данном участке препятствует осуществлению Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации прав собственника земельного участка военного городка площадью 25 163,7300 га, в том числе спорного земельного участка, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.

Признать право собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации на земельный участок площадью 20000+/-98.99 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

Данное решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики ФИО6 в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики ФИО6.

Мотивированное решение суда составлено 09.07.2021г.

Судья                                       А.В. Бурова

2-663/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство обороны Российской Федерации
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Григорьев Александр Федорович
Другие
Администрация Ленинского района Республики Крым
Совет Министров Республики Крым
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений Миобороны России
Суд
Ленинский районный суд Республики Крым
Судья
Бурова Анна Владимировна
Дело на странице суда
leninskiy.krm.sudrf.ru
24.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2021Передача материалов судье
26.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.04.2021Предварительное судебное заседание
21.05.2021Судебное заседание
05.07.2021Судебное заседание
09.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее