Дело №2а-9/2021 (2а-443/2020)
Уникальный идентификатор дела 68RS0009-01-2020-000731-61
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2021 г. р.п. Инжавино
Инжавинский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Толмачевой Е.С.,
при секретаре Котовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тамбовской области к Самсонову Н.М. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Тамбовской области обратилась в суд с административным иском с учетом уточнения к Самсонову Н.М. о взыскании обязательных платежей и санкций, а именно: задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 г. г. в размере 2260 руб. 00 коп., пени по налогу на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 руб. 53 коп., пени по налогу на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 руб. 18 коп.
В обоснование административного иска указано, что Самсонов Н.М. на основании ст. 401 Налогового кодекса РФ является плательщиком налога на имущество физических лиц, так как в 2015-2016 г. ему на праве собственности принадлежал объект налогообложения: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Налогоплательщику было направлено налоговое уведомление: № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ
В связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц Самсонову Н.М. были начислены пени по налогу на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 руб. 53 коп., пени по налогу на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 руб. 18 коп.
Межрайонная ИФНС № 3 по Тамбовской области направляла должнику требования: № от ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольно оплатить суммы налогов в срок до ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольно оплатить суммы налогов в срок до ДД.ММ.ГГГГ однако до момента подачи заявления, данные требования не исполнены.
Кроме того, административным истцом Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по Тамбовской области представлены письменные пояснения относительно заявленных требований от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым из представленных в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по <адрес> сведений жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит Самсонову Н.М. в размере 1/2 доли в праве общей долевой собственности. На основании представленных сведений налогоплательщику был начислен налог на имущество физических лиц за 2015, 2016 гг. на указанный объект налогообложения: за 2015 год в сумме 1894 руб. 00 коп., за 2016 год в суме 366 руб. 00 коп., направлены налоговые уведомления: № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ. При этом, первоначально Самсонову Н.М. было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ. В рамках данного налогового уведомления подлежал уплате налог на имущество на жилой дом в суме 2443 руб. 00 коп. за 2016 год. Расчет налога на имущество физических лиц был осуществлен в соответствии с решением Красивского сельского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении на территории Красивского сельсовета <адрес> налога на имущество физических лиц». Однако, в связи с изменением налоговых ставок на имущество физических лиц в соответствии с решением Красивского сельского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № налоговой инспекцией был произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2015 года и Самсонову Н.М. направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Самсоновым Н.М. произведена уплата налога на имущество в сумме 558 руб. 65 коп. Данная сумма была зачислена в счет погашения задолженности по налогу на имущество за 2014 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 109-110).
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС № по <адрес> не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 116), представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что задолженность Самсонова Н.М. по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 г. г. в размере 2260 руб. 00 коп., пени по налогу на имущество физических лиц за период с 21.02.2017 г. по 25.02.2018 г. в размере 10 руб. 71 коп. до настоящего времени не погашена (л.д. 117).
В судебное заседание административный ответчик Самсонов Н.М. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 115), об отложении судебного заседания не ходатайствовал. Ранее административным ответчиком представлены письменные возражения относительно заявленных требований, согласно которым Самсонов Н.М. указал на отсутствие у него задолженности по оплате налоговых платежей (л.д. 77, 112).
На основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу п. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками – физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащего уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.
Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определение от 8 апреля 2010 года № 468-О-О).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что положения статей 52 и 69 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие презумпцию получения налогового уведомления (требования) его адресатом на шестой день с даты направления, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права налогоплательщиков, поскольку такое законодательное регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов; при этом факт получения налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу (определения от 8 апреля 2010 года № 468-О-О и от 24 марта 2015 года № 735-О).
Согласно п.1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Положения о налоге на имущество физических лиц закреплены в главе 32 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статей 400 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ст. 401 ч. 1 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Указанные объекты в соответствии с положениями ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу.
На основании ч.1 ст.69 Федерального закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Частью 1 ст. 406 Налогового кодекса РФ (в редакции на момент возникновения правоотношений) определено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта5 настоящей статьи.
Положения о налоге на имущество физических лиц на территории Красивского сельсовета Инжавинского района Тамбовской области, в том числе, величине налоговой базы по налогу в отношении объектов налогообложения в период 2015-2016 гг., были установлены Решением Красивского сельского Совета народных депутатов Инжавинского района Тамбовской областиот 13ноября 2014г. №63 «Об установлении на территории Красивского сельсовета Инжавинского района Тамбовской области налога на имущество физических лиц» (с учетом Решения Красивского сельского Совета народных депутатов Инжавинского района Тамбовской области от 19 октября 2016г. №161 «О внесении изменения в решение Красивского сельского Совета народных депутатов от 13.11.2014г. №63 «Об установлении на территории Красивского сельсовета Инжавинского района Тамбовской области налога на имущество физических лиц»).
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 408 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Порядок и сроки уплаты налога на имущество физических лиц закреплены в ст. 409 Налогового кодекса РФ.
Как установлено в судебном заседании, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Самсонову Н.М. Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями похозяйственных книг администрации Красивского сельсовета Инжавинского района Тамбовской области (л.д. 98-101).
Нахождение спорного имущества в собственности административного ответчика последним в ходе рассмотрения административного дела не оспаривалось.
За 2015 г. Самсонову Н.В. за указанный объект налогообложения был начислен налог на имущество физических лиц в сумме 1894 руб. 00 коп. (по следующему расчету: налоговая база – 1221712 руб., доля в праве – 1/2, налоговая ставка – 0,31, количество месяцев – 12) по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. Объект налогообложения, расчет налоговой базы в соответствии со статьей 52 Налогового кодекса РФ указаны в налоговом уведомлении: № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). Указанное налоговое уведомление направлено административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ и получено последним, что подтверждается данными отчета об отслеживании почтового отправления (л.д. 9, 25).
Расчет задолженности по указанному объекту налогообложения, представленный административным истцом, арифметически верен и не вызывает сомнений у суда.
Кроме того, налоговым органом Самсонову Н.М. начислен налог на имущество физических лиц за жилой дом, расположенный по адресу <адрес>: за 2016 г. в сумме 366 руб. 00 коп. (по следующему расчету: налоговая база – 1415567 руб., доля в праве – 1/2, налоговая ставка – 0,31, количество месяцев – 12, размер налоговых льгот – 1828 руб.) по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. Объект налогообложения, расчет налоговой базы в соответствии со статьей 52 Налогового кодекса РФ указаны в налоговом уведомлении: № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16). Указанное налоговое уведомление направлено административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ и получено последним, что подтверждается данными отчета об отслеживании почтового отправления (л.д. 17, 28).
Расчет задолженности по указанному объекту налогообложения, представленный административным истцом, арифметически верен и не вызывает сомнений у суда.
Согласно статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку плательщик обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год не выполнил, Самсонову Н.М. в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ начислены пени за 2015 год в общей сумме 2 руб. 53 коп. по следующему расчету:
Дата начала расчета пени |
Дата окончания расчета пени |
Число дней просрочки |
Недоимка для пени (руб.) |
Ставка пени |
Начислено пени (руб.) |
ДД.ММ.ГГГГ года |
ДД.ММ.ГГГГ года |
4 |
1894 |
0,000333333 |
2,53 |
Итого |
2,53 |
Самсонову Н.М. выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5, 6). Указанное требование направлено налогоплательщику ДД.ММ.ГГГГ и получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7, 24).
Кроме того, поскольку плательщик обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год не выполнил, Самсонову Н.М. в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ начислены пени за 2016 год в общей сумме 8 руб. 18 коп. по следующему расчету:
Дата начала расчета пени |
Дата окончания расчета пени |
Число дней просрочки |
Недоимка для пени (руб.) |
Ставка пени |
Начислено пени (руб.) |
ДД.ММ.ГГГГ года |
ДД.ММ.ГГГГ года |
16 |
366 |
0,000275 |
1,61 |
ДД.ММ.ГГГГ года |
ДД.ММ.ГГГГ года |
56 |
366 |
0,000258333 |
5,29 |
ДД.ММ.ГГГГ года |
ДД.ММ.ГГГГ года |
14 |
366 |
0,00025 |
1,28 |
Итого |
8,18 |
Самсонову Н.М. выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12, 14). Указанное требование направлено налогоплательщику ДД.ММ.ГГГГ и получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15, 27).
Задолженность по налогу на имущество физических лиц и по пени административным ответчиком уплачена не была, что послужило основанием для обращения налогового органа ДД.ММ.ГГГГ к мировому судье судебного участка Инжавинского района Тамбовской области с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьёй ДД.ММ.ГГГГ принят судебный приказ по существу заявленных требований, который отменен ДД.ММ.ГГГГ связи с представленными Самсоновым Н.М. возражениями относительно исполнения судебного приказа (л.д. 41-64).
Административное исковое заявление Межрайонная ИФНС №3 по Тамбовской области поступило в Инжавинский районный суд Тамбовской области ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного ст. 48 Налогового кодекса РФ срока.
Таким образом, процедура принудительного взыскания задолженности соблюдена. Налоговым органом принимались меры к взысканию задолженности по налогу, в адрес налогоплательщика своевременно направлялись уведомление и требование, административный истец своевременно обращался к мировому судье за выдачей судебного приказа, а также своевременно обратился в районный суд.
Доказательства, подтверждающие уплату задолженности по налогу на имущество физических лиц, в материалы дела административным ответчиком не представлены.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о взыскании с Самсонова Н.М. в доход местного бюджета задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. в сумме 1894 руб. 00 коп., задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в сумме 366 руб. 00 коп., пени по налогу на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 руб. 53 коп., пени по налогу на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 руб. 18 коп.
Согласно ч.1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного иска взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая, что административные исковые требования удовлетворены в полном объеме, а административный истец Межрайонная ИФНС №3 России по Тамбовской области освобождена от уплаты госпошлины при подаче указанного иска, с административного ответчика на основании ч.1 ст. 103 КАС РФ, ч. 1 ст. 114 КАС РФ, пп. 1, п.1 ст. 339.19 Налогового кодекса РФ в доход федерального бюджета подлежит государственная пошлина в сумме 400 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тамбовской области к Самсонову Н.М. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Самсонова Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. в сумме 1894 руб. 00 коп., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в сумме 366 руб. 00 коп., пени по налогу на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 руб. 53 коп., пени по налогу на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 руб. 18 коп.
Взыскать с Самсонова Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда через Инжавинский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Толмачева
Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 февраля 2021 года.
Судья Е.С. Толмачева