ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ейск 15 апреля 2014 года
Судья Ейского городского суда Краснодарского края Коваленко А.А., рассмотрев в судебном заседании административный материал в отношении ООО «ЕйскВодоканал», расположенного по адресу: <адрес>, о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В ходе проведения административного расследования территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Ейском, Щербиновском, Староминском районах в отношении ООО «ЕйскВодоканал» (л.д.20-21), на основании определения о назначении экспертизы №15 от 23.10.2013 года (л.д.6) и определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №30 от 23.10.2013 года (л.д.4), по жалобе жильцов жилых домов по ул. Коммунаров 15 и 17 (л.д.3), а также при рассмотрении представленного ЕФ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» экспертного заключения №02-280 от 30.10.2013 года, были установлены факты несоблюдения экологических и санитарно – эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно: при выходе на место аварии (порыва) канализационных инженерных сетей по ул. Коммунаров между жилыми домами №15 и №17 в г. Ейске, выявлено, что имеет место розлив и сброс канализационных сточных вод в грунт вследствие нарушения целостности канализационных сетей (труб), являющихся опасными отходами 4 класса опасности в соответствие с Федеральным классификационным каталогом отходов – отходы от водоподготовки, обработки сточных вод и использовании воды (код 94000000 00 00 0), тем самым нарушены условия транспортировки, сбора и иного обращения с отходами производства и потребления и иными опасными веществами (л.д.7-8,9-10,18).
По результатам санитарно – эпидемиологической экспертизы обследования подвальных помещений жилого дома по ул. Коммунаров 15,17; измерений атмосферного воздуха в подвальных помещениях жилого дома по ул. Коммунаров 15,17; бактериологических исследований почвы площадки отдыха жилого дома по ул. Коммунаров 15 г. Ейска №02-280 от 30.10.2013 года, подвальные помещения на момент обследования соответствуют требованиям СанПиН3.1.3645-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», результаты отобранных проб атмосферного воздуха соответствуют требованиям СанПиН 3.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», однако, отобранная почва по индексу БГКП не соответствует требованиям СанПиН 3.1.7.1287-03 «Санитарно – эпидемиологические требования к качеству почвы», изменения №1 СанПиН 3.1.7.2197-07 (л.д.11-12,13-14,15-16,17).
При этом, как следует из сообщения ООО «ЕйскВодоканал», аварийная ситуация системы водоотведения на ул. Коммунаров от ул. Свердлова до ул. Мира 03.10.2013 года наступила вследствие разрушения трубопровода канализации и обвала грунта, затрудняющего движение сточных вод в централизованной системе водоотведения. В дождливую погоду при выпадении большого количества осадков, ливневые стоки поступали в колодцы системы водоотведения, в том числе, и на аварийном участке, что привело к поднятию уровня сточных вод в канализационных колодцах. При этом, через присоединенный участок сети водоотведения, не имеющий в нарушении технических норм и правил обратного клапана, по принципу сообщающихся сосудов, сточные воды тали поступать в многоквартирный жилой дом. При устранении аварийной ситуации с 03 по 04 октября 2013 года (л.д.22) выявлена необходимость проведения капитального ремонта значительно разрушенного участка изношенной системы водоотведения на ул. Коммунаров от ул. Свердлова до ул. Мира (л.д.19).
Представитель ООО «ЕйскВодоканал» в судебном заседании просила производство по делу прекратить, в связи с наличием оснований как исключающих, так и освобождающих от административной ответственности, пояснив, что собственником сетей водоснабжения (водоотведения) на территории Ейского городского поселения Ейского района является администрация Ейского городского поселения Ейского района, эксплуатация указанных сетей осуществляется ООО «ЕйскВодоканал» на основании договора аренды, согласно условиям которого, капитальный ремонт систем водоснабжения (водоотведения) осуществляется собственником сетей. По поводу аварийности систем водоснабжения и водоотведения и, как следствие, необходимости проведения их капитального ремонта, ООО «ЕйскВодоканал» неоднократно сообщалось администрации Ейского городского поселения Ейского района, однако, процедура выделения денежных средств и проведение аукциона требует значительного времени. При этом, процедура отбора проб не соответствует действующей нормативной базе, о времени месте проведения санитарно – эпидемиологической экспертизы представитель ООО «ЕйскВодоканал» не был уведомлен надлежащим образом; ссылки на нарушение ООО «ЕйскВодоканал» Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации несостоятельны, поскольку указанные Правила утратили силу.
Специалист территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Ейском, Щербиновском, Староминском районах в судебном заседании настаивал на привлечении ООО «ЕйскВодоканал» к административной ответственности, пояснив, что, по сути, правонарушение выразилось в отсутствии действий по локализации прорыва в течение длительного периода времени, в результате чего поток сточных вод открыто распространялся по территории.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Из диспозиции данной статьи следует, что объект правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ выступают общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий; предметом - отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.
При этом, согласно ст. 1 Федерального Закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Российское экологическое законодательство использует разную терминологию и различает отходы производства и потребления, различая их по определенным видам. Статья 4.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" разделяет отходы на пять классов исходя из степени их опасности и степени негативного воздействия на окружающую среду. Вопросы отнесения отходов к определенному классу решаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Под опасными веществами понимаются все биологические, радиоактивные, а также органические или неорганические химические вещества, соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при поглощении или при контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде. По степени опасности химические вещества разделяются на 4 класса: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные (ГОСТ 12.1.007-76 "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности"), по ГОСТу 17.4.02-83 "Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения" - на высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные. Специальные классификации разработаны для пестицидов. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" вводит понятие загрязняющего вещества - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии или бездействии, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами). При этом, наступления последствий для привлечения лица к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ не требуется, поскольку деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.
Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 КоАП, может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.
Вместе с тем, факт несоблюдения ООО «ЕйскВодоканал» экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами установлен в судебном заседании и подтвержден административным материалом в отношении юридического лица.
При этом, авария (прорыв) канализационных инженерных сетей по ул. Коммунаров 15 г. Ейска произошла 03.10.2013 года, в результате чего произошел розлив и сброс канализационных сточных вод на грунт, являющихся опасными отходами 4 класса опасности, и, как следует из журнала отчета мастера о проделанной работе, с 03.10.2013 года по 05.10.2013 года и 08.10.2013 года на указанном участке сети работниками ООО «ЕйскВодоканал» проводились ремонтные работы (л.д.22). Однако, своевременно ООО «ЕйскВодоканал» не было предпринято достаточных мер для устранения негативных последствий аварийной ситуации, поскольку муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту канализационного коллектора по ул. Коммунаров от ул. Мира до ул. Свердлова в г. Ейске №156 был заключен между Ейским городским поселением и ООО «ЕйскВодоканал» только 11.12.2013 года (л.д.55-64,65,66). В то же время, розлив и сброс канализационных сточных вод на грунт произошел вследствие аварии (порыва) канализационных инженерных сетей на указанном участке, при этом, согласно п. 5.3.5 договора аренды муниципального имущества №129 (по результатам проведения аукциона) от 30.12.2011 года, заключенного сроком до 30.12.2021 года, обязанности по своевременному проведению текущего и аварийно – восстановительного ремонта арендуемого имущества за счет собственных средств возложена на арендатора – ООО «ЕйскВодоканал» (л.д.43-45).
Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности вины ООО «ЕйскВодоканал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ; ссылки в протоколе об административном правонарушении № 000268 от 06.11.2013 года на нарушение ООО «ЕйскВодоканал» п.п. 1,2,7 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №167 от 12.02.1999 года и утративших силу с 29.07.2013 года, не свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, поскольку объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, при этом нормы, регламентирующие обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, содержатся в Федеральных законах от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", в нормативных правовых актах Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актах, на которые, наряду с утратившими силу Правилами, так же имеются ссылки в протоколе об административном правонарушении № 000268 от 06.11.2013 года.
По мнению суда, выявленные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Ейском, Щербиновском, Староминском районах нарушения санитарно-эпидемиологических требований являются существенными, поскольку объектами правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При решении вопроса о мере наказания за совершенное ООО «ЕйскВодоканал» административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, создание возможной угрозы здоровью людей, а также принимает во внимание общественную опасность административного правонарушения, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, а также отсутствие оснований освобождения от административной ответственности.
На основании чего, суд считает справедливым и соответствующим тяжести совершенного ООО «ЕйскВодоканал» административного правонарушения, назначить юридическому лицу наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, поскольку в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Руководствуясь ст.ст. 8.2, 29.7-29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать виновным юридическое лицо – ООО «ЕйскВодоканал» (<данные изъяты>), в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ейский городской суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Судья А.А. Коваленко