Решение по делу № 2-193/2015 от 17.08.2015

Дело – 193/2015
РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Сернур

25 августа 2015 года.

Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Милютина А.А., с участием представителя заявителя Якаева А.П., представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Городское поселение Сернур» Черных Н.В., заинтересованного лица Токтаровой М.Г., при секретаре Сидоркиной Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Косаревой ФИО1 о признании незаконными действий администрации муниципального образования «Городское поселение Сернур»,

УСТАНОВИЛ:

Косарева Л.И. обратилась в суд с заявлением о признаниинезаконными действий администрации МО «Городское поселение Сернур»,указывая, что она является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, которую она приобрела у своей матери Токтаровой М.Г. ДД.ММ.ГГГГ на основании акта обследования жилого помещения межведомственной комиссией, назначенной на основании постановления главы администрации МО «Городское поселение Сернур» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу, физический износ дома составлял 67%. В связи с тем, что администрация МО «Городское поселение Сернур» после признания дома аварийным не предоставила заявителю иное жилое помещение и не снесла дом, в последующем заявителем был произведен капитальный ремонт квартиры: были обшиты стены и утеплен дом, переложена печка, проведен газ, водопровод, канализация, усилен фундамент дома, поменяны нижние ряды сгнивших бревен, построена котельная, на земельном участке была построена баня. В июне 2015 года обратились с заявлением в администрацию городского поселения об отказе от признания жилья ветхим и с просьбой провести обследование межведомственной комиссией жилого помещения на предмет пригодности для проживания. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации МО «Городское поселение Сернур» отказал в удовлетворении заявления. Считает отказ обследования жилого помещения на предмет пригодности либо непригодности для проживания жилого помещения незаконным. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Сернурским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Марий Эл, физический износ <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 46%, техническое состояние конструктивных элементов квартиры удовлетворительное, что также подтверждается техническим паспортом квартиры. Полагает, что отказывая в повторном обследовании жилого помещения на предмет пригодности либо непригодности данного жилого посещения для проживания, администрация МО «Городское поселение Сернур» нарушает ее жилищные права. Просит признать незаконным отказ администрации МО «Городское поселение Сернур» по созданию межведомственной комиссии для обследования жилого помещения на предмет его пригодности либо непригодности для проживания, возложить на администрацию МО «Городское поселение Сернур» обязанность по проведению обследования межведомственной комиссией жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет пригодности либо непригодности данного жилого помещения для проживания.

В судебном заседании представитель заявителя Якаев А.П. требования уточнил, просил признать незаконным отказ администрации МО «Городское поселение Сернур» в обследовании жилого помещения на предмет его пригодности, в остальном заявление поддержал, привел доводы, изложенные в заявлении.

Заявитель Косарева Л.И., извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Городское поселение Сернур» Черных Н.В. в судебном заседании против заявленных требований не возражал, разрешение заявления Косаревой Л.И. оставил на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо Токтарова М.Г. в судебном заседании просила удовлетворить заявление Косаревой Л.И., суду пояснила, что администрация МО «Городское поселение Сернур» после признания дома аварийным не предоставила заявителю иное жилое помещение и не снесла дом, в последующем заявителем был произведен капитальный ремонт квартиры: были обшиты стены и утеплен дом, переложена печка, проведен газ, водопровод, канализация, усилен фундамент дома, поменяны нижние ряды сгнивших бревен, построена котельная, на земельном участке была построена баня.

Выслушав представителя заявителя Якаева А.П., представителя заинтересованного лица Черных Н.В., заинтересованного лица Токтарову М.Г., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно п.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления относятся учет муниципального жилищного фонда, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля.

В силу ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».

Согласно п. 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции (далее – Положение), его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (п. 8 Положения).

Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В силу п. 47 Положения по результатам работы (рассмотрения поступивших заявлений или заключения органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора) межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Таким образом, вопросы признания жилых помещений частного жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления.

С учетом указанных норм, суд приходит к выводу о том, что законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями.

Как следует из постановления Сернурской городской администрации МО «Городское поселение Сернур» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актов обследования помещения» в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на основании заключений межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 29).

Из заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации МО «Городское поселение Сернур» от ДД.ММ.ГГГГ № 42-1, на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования (значительный физический износ дома составляет 67%, стена здания сгнила и разрушается, стропильная система пришла в негодность из-за биологических повреждений деревянных конструкций, утратила несущую способность), принято заключение о непригодности дома, расположенного по адресу: <адрес>, для дальнейшей эксплуатации и сносе жилого дома (л.д. 31).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит квартира общей площадью 32 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 5).

Из справки о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ следует, что после заключения брака с ФИО7 ФИО1 присвоена фамилия Косарева (л.д. 24).

Земельный участок общей площадью 1082 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, принадлежит на праве собственности Токтаровой М.Г. (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии ).

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Судом установлено, что администрацией МО «Городское поселение Сернур» требование о сносе или о реконструкции жилого помещения его собственнику не предъявлялось.

На обращение заявителя о признании жилого помещения пригодным для проживания администрацией МО «Городское поселение Сернур» письмом от ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ о том, что любое жилое помещение, признанное межведомственной комиссией ветхим (аварийным), не может быть признано повторно жилым (пригодным для проживания) (л.д. 15).

Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, физический износ квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, составляет 46% (л.д. 16-17).

Из справки, выданной Сернурским отделением Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Марий Эл, следует, что общий физический износ квартиры по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 46%, общеполезная площадь 27,0 кв.м. Фундамент: кирпичный ленточный (частичная замена и укрепление, несущие конструкции: стены бревенчатые (частичная замена бревен), перекрытие деревянное отепленное, отделка ДВП, полы дощатые (частичная замена), крыша шиферная по деревянным стропилам. Техническое состояние конструктивных элементов квартиры удовлетворительное (л.д. 18).

На момент обращения Косаревой Л.И. в администрацию МО «Городское поселение Сернур» с просьбой провести обследование жилого помещения была проведена реконструкция принадлежащего ей жилого помещения, что подтверждается техническим паспортом квартиры, однако на свое обращение получила ответ о том, что жилое помещение, признанное ветхим (аварийным), не может быть повторно признано жилым.

Вместе с тем, межведомственная комиссия, создаваемая органом местного самоуправления, должна по заявлению гражданина провести обследование жилого помещения на предмет его пригодности (непригодности) для проживания, поскольку никакой другой орган не наделен такими полномочиями.

В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании положений ст. ст. 14, 15 Жилищного кодекса РФ, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, исходя из того, что признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии МО «Городское поселение Сернур», учитывая установленные судом обстоятельства, проведение капитального ремонта жилого помещения, проценты физического износа, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования, поскольку отказ администрации МО «Городское поселение Сернур» в проведении обследования жилого помещения на предмет пригодности для проживания нарушает гарантированные государством жилищные права гражданина, защита которых может быть обеспечена только путем возложения на администрацию МО «Городское поселение Сернур» обязанности по проведению межведомственной комиссией МО «Городское поселение Сернур» обследования квартиры Косаревой Л.И. на предмет пригодности либо непригодности для проживания.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

При установлении указанного срока, суд учитывает характер и объем работ, которые необходимо произвести, требования разумности, и находит целесообразным установить администрации МО «Городское поселение Сернур» срок для проведения обследования – в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Косаревой ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Городское поселение Сернур» в проведении обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет пригодности для проживания.

Возложить на администрацию муниципального образования «Городское поселение Сернур» обязанность по проведению в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления решения в законную силу обследования межведомственной комиссией муниципального образования «Городское поселение Сернур» жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет пригодности либо непригодности данного жилого помещения для проживания.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий: А.А. Милютин

Мотивированное решение составлено 25 августа 2015 года.

2-193/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Косарева Л.И.
Другие
Токтарова М.Г.
Администрация МО "Городское поселение "Сернур"
Суд
Сернурский районный суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
sernursky.mari.sudrf.ru
17.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2015Передача материалов судье
18.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.08.2015Предварительное судебное заседание
25.08.2015Судебное заседание
25.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее