Дело № 12-176/2021
(58RS0002-01-2021-000139-49)
РЕШЕНИЕ
10 июня 2021 года город Пенза
Судья Железнодорожного районного суда г. Пензы Демина Л.В., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «АвтоВолгастрой» на постановление № начальника отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области Х. от 03 июня 2020 года и решение заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области П. от 11 февраля 2021 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № начальника отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области Х. от 03 июня 2020 года ООО «АвтоВолгастрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области П. от 11 февраля 2021 года постановление № начальника отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области Х. от 03 июня 2020 года оставлено без изменения, жалоба «АвтоВолгастрой» - без удовлетворения.
Не согласившись с данным постановлением и решением, ООО «АвтоВолгастрой» обратилось в суд с жалобой, указав, что проект рекультивации нарушенных земельных участков отсутствует. Рекультивация земель на участках Спасского района Пензенской области проводится в рамках Госконтракта от 27 мая 2019 года № «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-5 «Урал» от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. Строительство автомобильной дороги М-5 «Урал» Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск на участке км 466- км 487 в обход г. Спасск, Пензенская область». В свою очередь на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, имеются проекты рекультивации, согласованные с правообладателями. Каких-либо претензий от собственников земельных участков в адрес ООО «Автоволгастрой» не поступало. Просят постановление № начальника отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области Х. от 03 июня 2020 года и решение заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области П. от 11 февраля 2021 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить.
Определением Спасского районного суда Пензенской области от 05 марта 2021 года жалоба ООО «АвтоВолгастрой» направлена по подведомственности в Железнодорожный районный суд г. Пензы (л.д.19).
В своих письменных дополнениях к жалобе ООО «АвтоВолгастрой», поступивших в суд 11 мая 2021 года (л.д.138-139) указало, что в материалах проверки отражено, что проект рекультивации нарушенных земель (согласованный с правообладателями) отсутствует. Вместе с тем, решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 21 апреля 2021 года по делу №А39-12693/2020, установлены факты, которые имеют преюдиальное значение для данного дела и не подлежат переоценки в силу действующего законодательства. Проектами рекультивации земель предусмотрено проведение работ по рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения, при этом неосуществление предусмотренных работ по проведению рекультивации в установленные сроки, причинение какого-либо вреда окружающей природной среде административным органом не установлено. Учитывая, что работы по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-5 «Урал» от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска, не завершены, принимая во внимание установленные проектами сроки рекультивации, изложенное в оспариваемом предписании требование о проведении рекультивации спорных земельных участков в соответствии с проектом рекультивации в срок до 01 ноября 2020 года, представляется неисполнимым. Следовательно, выдав в адрес ООО «АвтоВолгастрой» оспариваемое предписание, надзорный орган нарушил права и законные интересы общества в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Просят постановление № начальника отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области Х. от 03 июня 2020 года и решение заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области П. от 11 февраля 2021 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание представитель ООО «АвтоВолгастрой» не явился, извещен надлежащим образом.
Административный орган - Управление Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области в судебное заседание также не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть жалобу в их отсутствие. В письменном отзыве на жалобу, поступившем в суд 12.05.2021 года (л.д. 152-153) указал, что работы, связанные со снятием и перемещением плодородного слоя почвы проведены ООО «АвтоВолгастрой». 16 марта 2020 года ООО «АвтоВолгастрой» направлено уведомление на оставление протокола об административном правонарушении, которое было возвращено отправителю 01 апреля 2020 года. Факт самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы подтверждается материалами дела: протоколом осмотра, фото - и видеоматериалами от 16 марта 2020 года, актом проверки от 10 апреля 2020 года №, протоколом об административном правонарушении от 19 февраля 2020 года №. Просят постановление № начальника отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области Х. от 03 июня 2020 года и решение заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области П.. от 11 февраля 2021 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ООО «АвтоВолгастрой» - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 8.6 КоАП РФ, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 13 Земельного Кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно требованиям статьи 42 Земельного Кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения № от 27 февраля 2020 года заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области П. в период с 16 марта 2020 года по 10 апреля 2020 года в отношении ООО «АвтоВолгастрой» проведена внеплановая выездная проверка, согласованная с прокуратурой Пензенской области, в ходе которой был выявлен факт самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, а именно:
на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами <данные изъяты> расположенных в границах Дубровского сельсовета Спасского района Пензенской области, при строительстве полотна автодороги проведено снятие и перемещение плодородного слоя почвы на площади 100 000 кв.м., данный вид работ проведен без согласования проекта рекультивации нарушенных земель с правообладателями вышеуказанных земельных участков.
Работы, связанные со снятием и перемещением плодородного слоя почвы проведены ООО «АвтоВолгастрой».
По результатам проведенной внеплановой, выездной проверки составлен акт проверки № от 10 апреля 2020 года о нарушении ООО «АвтоВолгастрой» статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта «а» пункта 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800 « О проведении рекультивации и консервации земель» и выдано предписание № 09-01 от 10 апреля 2020 года, где был установлен срок устранения нарушения до 01 ноября 2020 года (л.д.59-62, 66-67).
Вышеуказанное явилось основанием для составления административным органом в отношении ООО «АвтоВолгастрой» протокола об административном правонарушении № от 10 апреля 2020 года (л.д.69-70) и привлечении общества постановлением № начальника отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области Х. от 03 июня 2020 года к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 8.6 КоАП РФ (л.д. 94-98, 127-131).
Вместе с тем, с состоявшимися в отношении ООО «АвтоВолгастрой» постановлением и решением административного органа согласиться нельзя, поскольку административным органом при вынесении актов не дана оценка проекту рекультивации земель на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенных в границах Дубровского сельсовета Спасского района Пензенской области, которая проводится в рамках контракта от 27.05.2019 №, заключенного между ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства и ООО «АвтоВолгастрой».
Согласно пункту 5 статьи 13 Земельного Кодекса РФ, рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации ( пункт 6 статьи 13 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800 « О проведении рекультивации и консервации земель» ( далее- Правила) установлен порядок проведения рекультивации и консервации земель, который в равной мере распространяются на земли и земельные участки, а также устанавливает мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы ( Пункт 8 Правил).
Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях ( Пункт 10 Правил).
Требования к содержанию проекта рекультивации земель предусмотрены пунктом 14 Правил.
Иные проекты рекультивации земель, которые разработаны в виде отдельных документов, подлежат согласованию с правообладателями земельных участков, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в случае проведения рекультивации земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности ( пункт 15 Правил).
Согласно пункту 24 Правил, лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, утверждают проект рекультивации земель, проект консервации земель в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня поступления уведомлений о согласовании таких проектов от лиц, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель и направляют способами, указанными в пункте 16 настоящих Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, а также в следующие федеральные органы исполнительной власти: а) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель, не указанных в подпункте "а" настоящего пункта.
Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Мордовия по делу № А39-12693/2020 от 06 мая 2021 года предписание Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 10 апреля 2020 года №, выданное по результатам внеплановой выездной проверки в отношении ООО «АвтоВолгастрой», признано незаконным (л.д. 165-175).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы ООО «АвтоВолгастрой» истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление № начальника отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области Х. от 03 июня 2020 года и решение заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области П. от 11 февраля 2021 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью «АвтоВолгастрой» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ, - отменить, производство по данному делу - прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Пензы в течение 10 суток со дня его получения или вручения.
Судья: Л.В. Демина