Решение по делу № 2-3468/2018 от 22.08.2018

Дело № 2-3468/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 декабря 2018 года                        г. Пермь

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Булдаковой А.В.,

при секретаре Черновой М.А.,

с участием представителя истца Зотова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лежневой Лидии Ивановны к Муниципальному образованию «город Пермь», в лице администрации г. Перми, о возложении обязанности заключить договор, взыскании выкупной цены,

                                

установил:

Лежнева Л.И. обратилась в суд с иском к Муниципальному образованию г.Пермь, в лице администрации г. Перми, о возложении обязанности заключить договор изъятия жилого помещения и взыскании выкупной цены, указав в заявлении, что она является собственником квартиры по адресу: <адрес> на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от 18.02.2004г. В соответствии с техническим обследованием ООО «Проектное бюро «Капель» от 30.06.2015г. жилой дом по адресу: <адрес> в целом не соответствует требованиям нормативно-технической документации в строительстве, общее состояние конструкций здания оценено как аварийное. С учетом значительного физического износа здания и недопустимого состояния несущих и ограждающих конструкций (согласно ведомости дефектов и повреждений) рекомендуется признать его аварийным и подлежащим сносу с последующим демонтажем строительных конструкций. Согласно заключению МВК от 15.10.2015г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно распоряжению начальника УЖО администрации г. Перми №СЭД-11-01-04-4 от 15.01.2016г. многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно отчету ООО «МВМ-Оценка» №53/Н-18 от 07.06.2018г. рыночная стоимость квартиры, общей площадью 52,7 кв.м., в том числе жилой площадью 33,4 кв.м., на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома, с учетом доли земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, пропорционально размеру общей площади квартиры, адрес объекта: <адрес> составляет 1 865 000 рублей; величина убытков, причиненных собственнику изъятием квартиры составляет 79 000 рублей; рыночная стоимость права требования компенсации за не произведенный капитальный ремонт (согласно отчету об оценке ) квартиры составляет 334 360,95 рублей. Вместе с тем, Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2018г. №217-п утверждена региональная адресная программа по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020г.г. Согласно раздела (V) Постановления в рамках Программы предполагается осуществить долевое финансирование переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным после 01.01.2012г., на территориях следующих муниципальных образований Пермского края: городской округ Город Губах, город Кунгур, город Пермь, Кондратовское сельское поселение Пермского муниципального района Пермского края, Оверятское городское поселение, Чернушинское городское поселение. Согласно п. 7.1 Постановления объем финансирования на проведение в рамках реализации Программы мероприятий по расселению жилищного фонда определен исходя из перечня аварийных многоквартирных домов, площади расселяемых жилых помещений, планируемой стоимости жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Программой, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемого размера выкупной цены за изымаемое жилое помещение, выплачиваемой в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, планируемого размера социальных выплат, предоставляемых гражданам в порядке, утвержденном постановлением Правительства Пермского края об утверждении порядка предоставления социальной выплаты гражданам в рамках реализации региональной адресной программы по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012 года, и мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012 года, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций. Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и запланированных к расселению в рамках региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020 годы, приведен в приложении 1 к настоящей Программе. Постановлением Правительства Пермского края от 30.05.2018г. №286-п утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 01.01.2012г., в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2018г. №109-п, Порядком предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 01.01.2012г., в рамках реализации региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020г.г., утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2018г. №110-п. Постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2018 №123-п утверждена на 1 квартал 2018г. средняя расчетная стоимость 1 квадратного метра общей площади по г. Перми для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений в размере 48 638 рублей. Между тем, многоквартирный дом, находящийся по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Смирнова, д.1а, в региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020 годы не вошел, хотя при этом признан аварийным и подлежащим сносу 15.10.2015г., администрация города Перми не принимает мер, определенных ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, по расселению данного дома. Учитывая принцип равенства закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации, выкупная цена должна определяться в соответствии с названными Постановлениями, в противном случае собственники изымаемых жилых помещений будут находиться в неравном положении. Расселение данного дома соответствует декларируемым целям и задачам названных Постановлений. Итого, размер возмещения за выкупаемое жилое помещение в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 14 марта 2018 года № 123-п, составляет 2 563 222,60 рублей (48 638 рублей х 52,7 кв.м.).

Просит обязать Муниципальное образование «город Пермь», в лице администрации города Перми, заключить договор изъятия 3-комнатной квартиры, жилой площадью 52,7 кв.м., в том числе жилой площадью 33,4 кв.м. на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с Лежневой Л.И. за выкупную цену в размере 2 563 222,60 рублей; взыскать с Муниципального образования "город Пермь" в пользу Лежневой Л.И. выкупную цену 3-комнатной квартиры, жилой площадью 52,7 кв.м., в том числе жилой площадью 33,4 кв.м. на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 2 563 222,60 рублей.

Истец Лежнева Л.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истца поддержал заявленные требования по доводам, изложенные в исковом заявлении, при этом дополнил, что в случае удовлетворения заявленных требований просит указать в решении суда на то, что решение является основанием для прекращения права собственности истца на изымаемое помещение.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, из которого также следует, что в случае удовлетворения исковых требований просит в резолютивной части решения указать, что оно является основанием для прекращения права собственности на спорный объект недвижимости и для регистрации права за муниципальным образованием город Пермь. В случае взыскания размера возмещения нет необходимости заключать договор, так как он заключается в добровольном порядке. При определении выкупной цены просит учитывать выводы судебной экспертизы. Из ранее направленного отзыва следует, что заявленные требования не признает. В соответствии с Распоряжением начальника УЖО администрации г. Перми от 15.01.2015г. №СЭД-11--01-04-4 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» меры по отселению граждан, проживающих в <адрес> будут приняты в срок до 31.12.2023г. Дом не включен ни в региональную, ни в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, ни в муниципальную адресную программу по сносу, реконструкции домов в целях развития застроенных территорий г. Перми на 2018-2020 годы. При признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу жилищные правоотношения с собственниками разрешаются в порядке ст. 32 ЖК РФ. Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, для государственных и муниципальных нужд. Выкуп помещения производится только после вынесения решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, но данного решения администрацией не принималось, соответственно не принималось решение об изъятии жилых помещений в доме. Срок расселения жителей дома, к которым относятся и собственники жилых помещений в доме, определен до 31.12.2023 года, этот срок на дату разрешения спора не истек, считает, что именно в течение данного периода в установленном законом порядке возможна реализация истцом своих прав. Поскольку дом был признан аварийным в октябре 2015г. и включен в число объектов, подлежащих сносу по 2023г., реализация гражданами своих Многоквартирный дом по <адрес> в региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020 годы не вошел, соответственно размер возмещения, который определен в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2018г. №123-п истцу выплачен быть не может.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично в силу следующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу п. 3 ст. 2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Как следует из п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» необходимо обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Материалами дела установлено следующее.

На основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от 18.02.2003г., собственником 3-комнатной квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 52,7 кв.м., в том числе жилой площадью 33,4 кв.м., является Лежнева Л.И., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.09.2004г., и ответчиком не оспаривается.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 15.10.2015г., назначенной распоряжением главы администрации Мотовилихинского района г.Перми от 11.04.2013г. №СЭД-07-05-76, жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Заключением ООО «Проектное бюро «Капитель» по результатам обследования жилого дома по адресу: <адрес>, установлено следующее состояние, в том числе фундамента: трещины, биологическое поражение отмостки по всему периметру здания, разрушение каменной кладки стенового ограждения на локальных участках, развитие сквозных трещин в стенах здания, развития деформаций фундамента, поражение гнилью и жучком досок пола, прогибы, просадки; осадка отдельных участков здания; деформация (перекос) оконных и дверных блоков; прогиб (провисание) перекрытия; состояние стенового ограждения: поражение гнилью карнизной части стенового ограждения; разрушение каменной кладки стенового ограждения на локальных участках, выкрашивание раствора; следы периодического замачивания фасадов здания и внутренних помещений; развитие сквозных трещин в стенах здания, развития деформаций фундамента; осадка отдельных участков здания; разрушение отделочных покрытий внутренних помещений; вздутие, разрывы, отставание бумажной основы обоев от стенового ограждения; состояние конструкций перекрытий: многочисленные трещины различной ширины раскрытия по штукатурному слою потолка деревянного перекрытия; следы периодического замачивания перекрытия; прогиб (провисание) перекрытия; разрушение штукатурного слоя перекрытия с оголением деревянной дранки, поражение гнилью; состояние оконных и дверных проемов: деформация (перекос) оконных и дверных блоков; дверные полотна рассохлись, имеют не плотный притвор по периметру коробки; состояние пола и лестничных маршей: поражение гнилью и жучком досок пола, прогибы, просадки, износ (механическое истирание) досок пола и лестничного марша, прогибы в ступенях лестничного марша; глубокая коррозия элементов инженерных систем, нарушение теплоизоляции инженерных систем. Общее состояние дома оценено как аварийное. С учетом значительного физического износа здания (76% - недопустимое состояние) и недопустимого состояния несущих и ограждающих конструкций (согласно ведомости дефектов и повреждений) рекомендовано признать его аварийным и подлежащим сносу.

Ни в региональную, ни в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденные соответственно Постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2012г. №121-п, от 29.05.2013г. №579-п и Постановлением администрации от 26.06.2013г. №520, дом по адресу: <адрес> не включен.

Решение об изъятии у собственников жилых помещений многоквартирного дома и земельного участка под многоквартирным домом по адресу <адрес> администрацией МО "Город Пермь" не принималось.

Поскольку истец является собственником жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, подлежат применению положения ст. 32 ЖК РФ, которой предусмотрен порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В силу ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 1).

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 4).

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (часть 6).

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (часть 7).

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (часть 9).

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (часть 10).

Необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений жилищного законодательства, в том числе статьи 32, содержится также в Федеральном законе от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Исходя из разъяснений, содержащихся в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого домам аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 29 апреля 2014 года, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007г.№185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Как следует из пояснений представителя истца состояние жилого дома после признания его аварийным, только ухудшается, проживать в доме опасно, в стенах образовались щели 5-7 сантиметров, отсутствует кровля, трубы сгнили, имеются провалы в земле у дома, при смене температур слышится шум и треск, когда проходит поезд, идет вибрация дома. После признания дома аварийным в 2015 году обслуживание дома не осуществляется, ремонт не производился и не целесообразен.

Жильцы дома по адресу: <адрес>, в частности Лежнева Л.И. неоднократно обращались в различные инстанции по поводу аварийности и расселения дома, в частности к Губернатору Пермского края, в Главное управление МЧС России по Пермскому краю.

Судом установлено, что многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, принадлежащее истцу, в 2015 году был признан аварийным и непригодным для проживания, аварийное состояние дома создает реальную угрозу жизни и здоровья истца.

При таких обстоятельствах, применительно к вышеизложенным разъяснением Верховного суда РФ, расселение граждан из спорного жилого дома должно производиться незамедлительно и не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, для муниципальных нужд, об изъятии жилого помещения, и, как следствие, совершения ответчиком необходимой процедуры в рамках положений ст. 32 ЖК РФ. Таким образом, Муниципальное образование «город Пермь», в лице администрации города Перми, следует обязать заключить с Лежневой Л.И. договор изъятия жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 52,7 кв.м., в том числе жилой 33,4 кв.м.

Доводы представителя администрации о несоблюдении предусмотренной законом обязательной процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, суд находит необоснованными, поскольку указанное обстоятельство с учетом бездействия органа местного самоуправления по проведению процедуры предусмотренной ст. 32 ЖК РФ не может нарушать права истцов на получение выкупной цены и соответствующих убытков.

Вместе с тем суд считает несостоятельными доводы истца о том, что при расчете стоимости изъятия жилых помещений в доме по <адрес>, следует исходить из расчета стоимости 1 кв.м. в размере 48 638 рублей и, что к правоотношениям по выкупу аварийного жилья следует применить Постановления Правительства Пермского края от 24 апреля 2018 года №217-п, от 30 мая 2018 года № 286-п, от 14 марта 2018 года за №123-п.

Постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2018 №123-п утверждена на 1 квартал 2018г. средняя расчетная стоимость 1 квадратного метра общей площади по г. Перми для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений в размере 48 638 рублей.

Постановлением Правительства Пермского края от 24 апреля 2018 года за № 217-п утверждена региональная адресная программа по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020г.г.

Согласно п. 7.1 Постановления объем финансирования на проведение в рамках реализации Программы мероприятий по расселению жилищного фонда определен исходя из перечня аварийных многоквартирных домов, площади расселяемых жилых помещений, планируемой стоимости жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Программой, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемого размера выкупной цены за изымаемое жилое помещение, выплачиваемой в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, планируемого размера социальных выплат, предоставляемых гражданам в порядке, утвержденном постановлением Правительства Пермского края об утверждении порядка предоставления социальной выплаты гражданам в рамках реализации региональной адресной программы по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012 года, и мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012 года, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций.

Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и запланированных к расселению в рамках региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020 годы приведен в приложении 1 к настоящей Программе (П. 7,2 Постановления).

Включение многоквартирных домов в Перечень осуществляется на основании муниципальных адресных программ по расселению аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования Пермского края (п. 7.3).

Постановлением Правительства Пермского края от 30.05.2018г. №286-п утвержден Порядок предоставления социальной выплаты гражданам в рамках реализации региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012г., и мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012г., в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. 1.2 указанного Порядка социальная выплата предоставляется органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, являющегося получателем субсидий в соответствии с Порядком предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012 года, в рамках реализации региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020 годы, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 14 марта 2018 г. N 110-п, Порядком предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012 года, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 14 марта 2018 г. N 109-п.

Социальную выплату имеет право получить лицо, являющееся собственником либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу после 1 января 2012 года, расселение которого осуществляется в рамках реализации мероприятий по расселению жилищного фонда, признанного аварийным после 1 января 2012 года, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций и в рамках реализации региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020г.г.

Вместе с тем, дом по <адрес> в региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020 годы не включен, в связи с чем размер возмещения, который определен в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2018г. №123-п, выплачен быть не может. В связи с чем во взыскании выкупной цены исходя из расчета 48638 рублей за квадратный метр истцам следует отказать.

Таким образом, размер выкупной цены должен определяться с учетом положений ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, исходя из рыночной стоимости жилого помещения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Федерального закона).

В подпункте «з» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» указано, что для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (ст. 79 ГПК РФ).

Согласно Отчету ООО «МВМ-Оценка» № 53/Н-18 от 07.06.2018г. рыночная стоимость квартиры, общей площадью 52,7 кв.м., в том числе жилой площадью 33,4 кв.м., на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома, с учетом доли земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, пропорционально размеру общей площади указанной квартиры по адресу: <адрес> составляет 1 865 000 рублей, величина убытков, причиненных собственнику изъятием указанной квартиры, составляет 79 000 рублей.

Ответчиком иного расчета рыночной стоимости квартиры и величины убытков, причиненных собственнику изъятием квартиры, не представлено, представленный истцом отчет ответчиком в судебном заседании не оспорен, представитель ответчика полагал возможным применить данный отчет для определения выкупной цены.

Таким образом, при определении рыночной стоимости квартиры по адресу: <адрес> и величины убытков, причиненных собственникам изъятием комнат, суд считает возможным принять во внимание Отчет №53/Н-18, представленный истцом, поскольку он соответствуют требованиям Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» и собранным по делу доказательствам не противоречат.

Согласно правовой позиции, выраженной в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), в разделе "II. Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания", выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за не произведенный капитальный ремонт.

Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" относятся, в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за не произведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.

Администрацией г.Перми суду не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали, что до приватизации первой квартиры в жилом доме по <адрес>, 1953 года постройки, был произведен капитальный ремонт.

Представитель ответчика в ходе рассмотрения дела не согласился с размером компенсации за не произведенный капитальный ремонт в размере 6 344,61 рублей за 1 кв.м., определенный Отчетом ООО «Западно-Уральский институт экспертизы, оценки и аудита» (ТМ «Институт экспертизы INEX») и представленный истцом.

Определением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 23.10.2018г. по ходатайству ответчика по делу назначена оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «МВМ-Оценка» ФИО1

Согласно заключению эксперта ФИО1 /Н-18 от 20.11.2018г. рыночная стоимость компенсации за не произведенный капитальный ремонт жилого дома по <адрес> пропорционально доле собственника 3-комнатной квартиры, общей площадью 52,7 кв.м,. расположенной по адресу: <адрес> составляет 306 000 рублей.

Суд полагает, что оснований не согласиться с указанным экспертным заключением в части определения компенсации за не произведенный капитальный ремонт не имеется, так как оно не содержит в себе каких-либо неясностей и противоречий, соответствует требованиям федеральных стандартов оценки и положениям Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также положениям гражданско-процессуального законодательства о заключении эксперта и может быть принято в качестве относимого и допустимого доказательства. Определение компенсации за не произведенный ремонт проведено после исследования всех материалов дела с учетом доли собственника в праве общей долевой собственности на общедомовое имущество многоквартирного дома. Заключение эксперта содержит описание объекта оценки, обоснование использования методов при проведении экспертизы, перечень использованных данных с указанием источников их получения, определения стоимости компенсации и ее итоговую величину, перечень документов, используемых экспертом и устанавливающих качественные характеристики объекта оценки, выводы эксперта мотивированы. Экспертное заключение является наиболее актуальным на дату вынесения решения суда. Эксперт, проводивший экспертизу, имеет специальное образование, соответствующую квалификацию, длительный стаж оценочной деятельности. Кроме того, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

При этом суд не может согласиться с доводами представителя истцов и принять для определения стоимости компенсации за не произведенный капитальный ремонт отчет ООО «Западно-Уральский институт экспертизы, оценки и аудита» (ТМ «Институт экспертизы INEX»), поскольку критически относится к расчетам специалиста, например, исходя из расчетов по капитальному ремонту за 65 лет, как определил специалист наибольшие затраты (3 545 019 рублей) составляют отделочные работы по окраске.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым взыскать с МО «город Пермь», в лице администрации г.Перми, в пользу Лежневой Л.И. выкупную цену за квартиру, общей площадью 52,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в размере 2 250 000 рублей, в том числе: рыночная стоимость квартиры - 1 865 000 рублей, величина убытков, причиненных собственнику изъятием указанной квартиры - 79 000 рублей, компенсация за не произведенный капитальный ремонт - 306 000 рублей. В остальной части требований истцу следует отказать.

При этом, в силу положений ч. 1 ст. 235 ГК РФ, в связи с выкупом ответчиком жилого помещения, право собственности на него у истца прекращается и в силу положений ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на выкупаемое имущество переходит к муниципальному образованию «Город Пермь».

Учитывая, что данные правовые последствия изъятия жилого помещения предусмотрены законом, суд считает необходимым, независимо от отсутствия данных требований в исковом заявлении, указать в решении, что в связи с выкупом жилого помещения у Лежневой Л.И., подлежит прекращению ее право собственности на квартиру по адресу: <адрес> с учетом доли земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома пропорционально размеру общей площади указанной квартиры, и признать за Муниципальным образованием «город Пермь» право собственности на указанные объекты. При этом суд принимает во внимание, что как сторона истца, так и сторона ответчика в ходе рассмотрения настоящего дела также настаивали на отражении в решении суда на прекращение права собственности на изымаемые объекты недвижимости у истца и возникновении права собственности на данные объекты у ответчика.

Каких-либо иных требований не заявлено, доводов и доказательств не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Муниципальное образование «город Пермь», в лице администрации г. Перми, заключить с Лежневой Лидией Ивановной договор изъятия жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 52,7 кв.м., в том числе жилой 33,4 кв.м., за выкупную цену в размере 2 250 000 рублей.

Взыскать с Муниципального образования «город Пермь», в лице администрации г. Перми, в пользу Лежневой Лидии Ивановны выкупную цену за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в размере 2 250 000 рублей.

Право собственности Лежневой Лидии Ивановны на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> с учетом доли земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома пропорционально размеру общей площади указанной квартиры, - прекратить, признав за Муниципальным образованием «город Пермь» право собственности на указанные объекты.

В удовлетворении остальной части исковых требований Лежневой Лидии Ивановне, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.

Судья:    подпись:

Копия верна: Судья:                             А.В. Булдакова                

2-3468/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
motovil.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее