Дело № 2а-374/2021
...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Таскаевой М.Н.,
при секретаре Исаковой З.В.,
с участием административного истца Мельника А.И.,
представителя административных ответчиков ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми 2 апреля 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Мельника А.И. к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми о признании действий по удержанию с лицевого счета денежных средств незаконными, обязании вернуть денежные средства,
установил:
Мельник А.И. обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с административным иском к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий администрации исправительного учреждения по удержанию денежных средств, поступивших на его лицевой счет от родственников в качестве благотворительной помощи, в декабре 2020 года и феврале 2021 года в размере 50 %, направленных на погашение требований исполнительного документа, обязании вернуть удержанные суммы, указав в обоснование, что присланные ему родственниками деньги относятся к иным видам дохода осужденного, которые в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению, в частности налогом на доходы физических лиц.
Определением суда от ... года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми.
Административными ответчиками поданы письменные возражения на иск Мельника А.И.
Административный истец Мельник А.И., принявший участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, исковые требования поддержал.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России А. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Заслушав стороны, проверив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Такая совокупность условий в рассматриваемой ситуации не установлена.
Порядок и условия принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон).
Статьей 7 Закона установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, исполняются в том числе организациями и государственными органами, которые исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, на основании предусмотренных исполнительных документов в порядке, установленном федеральными законами.
Обращение взыскания на имущество должника, в том числе на его денежные средства является одной из мер принудительного исполнения (п.1 ч.3 ст.68 Закона).
В силу требований пункта 2 части 1 статьи 98 Закона судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина.
Частью 2 статьи 100 Закона взыскание по исполнительным документам допускается в отношении любых доходов граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за исключением видов доходов, перечисленных в статье 101 указанного выше Закона.
Статьей 101 Закона установлено 19 видов доходов, на которые взыскание не может быть обращено, к числу которых не отнесены денежные переводы физических лиц, поступающие на лицевые счета осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
Согласно п.59 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года №295 денежные переводы, поступившие осужденным, зачисляются на их лицевые счета, т.е. являются собственностью осужденного.
В соответствии с подп.18.1 п.1 ст.217 Налогового кодекса Российской Федерации к числу доходов физических лиц относятся доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения.
Таким образом, кроме доходов, перечисленных в статье 101 Закона, обращение взыскания по исполнительным документам производится на денежные переводы и кассовые поступления на лицевые счета осужденных, в том числе от их родственников, и осуществляется администрацией учреждения в установленном порядке в соответствии с требованиями части 2 статьи 99 Закона, но не более 50%.
Согласно материалам дела, Мельник А.И. отбывает наказание в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
19 октября 2016 года на основании исполнительного листа ... № ... от 21 декабря 2015 года, выданного Серовским районным судом, Серовским РОСП ГУ УФССП по Свердловской области в отношении Мельника А.И. возбуждено исполнительное производство № 52031/16/66050-ИП, предметом исполнения по которому является взыскание задолженности в размере 615691,78 рублей в пользу ФКУ ИК № ... ГУФСИН по Свердловской области.
Постановлением Серовского РОСП ГУ УФССП по Свердловской области от 10 августа 2020 года обращено взыскание на заработную плату и иные доходы должника, отбывающего наказание, - Мельника А.И. в пределах 615691,78 рублей с удержанием 50% доходов должника в пользу взыскателя.
Данное постановление направлено по месту отбывания наказания должника - в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми для исполнения.
21 декабря 2020 года на лицевой счет Мельника А.И. поступил банковский перевод на сумму 990 рублей.
15 января 2021 года ФКУ ИК-31 из данной суммы было удержано 50% - 495 рублей, которые переведены на счет Серовского РОСП ГУ УФССП по Свердловской области в пользу взыскателя, что подтверждено платежным поручением № ... от 15 января 2021 года.
Остаток денежных средств – 494,50 рублей Мельник А.И. израсходовал по своему усмотрению – приобрел в магазине ФКУ ИК-31 продукты питания и товары первой необходимости.
4 февраля 2021 года на лицевой счет Мельника А.И. поступил перевод на сумму 1000 рублей, из которых по исполнительному документу произведено удержание 50% - 500 рублей, перечисленных на счет Серовского РОСП ГУ УФССП по Свердловской области в пользу взыскателя (платежное поручение № ... от 19 марта 2021 года).
Иных удержаний в феврале 2021 года не производилось.
Принимая во внимание, что денежные средства, находящиеся на лицевом счете осужденного, независимо от источника их поступления (оплата труда либо переводы от иных лиц в дар), являются собственностью самого осужденного, его доходами, которыми тот вправе распоряжаться по своему усмотрению, к ним в полном объеме применяются положения как уголовно-исполнительного законодательства, так и законодательства об исполнительном производстве.
Учитывая изложенное, а также размер удержания, не превышающий 50 % от поступивших на имя Мельника А.И. сумм денежных переводов, удержание с Мельника А.И. денежных средств по исполнительному документу являлось правомерным, следовательно, оспариваемые истцом действия ФКУ ИК-31 по удержанию денежных средств - законными.
Вопреки ошибочным доводам Мельника А.И. налоговое законодательство определяет доходы получаемые налогоплательщиками от родственников, с которых не взимается налог на доходы физических лиц, для целей налогообложения, и не регулирует отношения, связанные с обращением взыскания по исполнительным документам.
Определением суда от ... года Мельнику А.И. была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины. В связи с отказом в удовлетворении иска на основании ч.2 ст.104, ч.1 ст.111 КАС РФ, подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ, абз.8 п.2 ст.61.1 БК РФ с истца следует взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Мельника А.И. к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми о признании действий по удержанию с его лицевого счета денежных средств незаконными, обязании вернуть денежные средства отказать.
Взыскать с Мельника А.И. в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Усть-Вымский» государственную пошлину в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме
Председательствующий - М.Н.Таскаева
...
...
...
...
...