Судья: Вельмина И.Н. гр.дело № 33-3819/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 апреля 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Желтышевой А.И.
судей: Занкиной Е.П., Самчелеевой И.А.
секретаря Сарайкиной Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Самара на решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 18 февраля 2013 года, которым постановлено:
«Обязать Администрацию г.о. Самара осуществить финансовое обеспечение на устранение нарушений требований п.3.9., п.3.7, п.6.18.3, 3.20 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении - детский сад комбинированного вида № г.о. Самара.
Обязать Администрацию г.о. Самара и Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение -детский сад комбинированного вида № г.о. Самара устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в МБДОУ детском саду № г.о. Самара, а именно:
Оборудовать теневые навесы на территории групповой площадки в соответствии с требованиями п. 3.9. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Оборудовать физкультурную площадку согласно п. 3.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Оборудовать туалеты согласно п. 6.18.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Восстановить асфальтовое покрытие на территории детского сада согласно п. 3.20 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в дошкольных учреждениях» в срок до ДД.ММ.ГГГГ».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Занкиной Е.П., доводы в поддержание апелляционной жалобы представителя Администрации г.о. Самара- Константиновой М.С. (по доверенности), представителя Департамента образования администрации г.о. Самара Ефременковой Е.Н.( по доверенности), возражения на апелляционную жалобу представителей Управления Роспотребнадзора по Самарской области Климовой С.И. и Белоусовой С.П. ( по доверенностям), судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Самарской области обратилось в суд в интересах воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения -детского сада комбинированного вида № г.о. Самара к Администрации г.о. Самара, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению -детский сад комбинированного вида № г.о. Самара об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование заявленных требований истец указал, что при проведении проверки в МБДОУ детском саду № г.о. Самара установлены нарушения требований действующих санитарных правил и нормативов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», а именно: не выполнены пункты предписания должностного лица Управления Роспотребнадзора по Самарской области, уполномоченного осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор об устранении выявленных нарушений санитарных правил от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ. : п.1 оборудовать теневые навесы на территории каждой групповой площадки в соответствии с п.3.9 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» - теневые навесы по площади не соответствуют санитарным требованиям, а именно: площадь теневых навесов составляет 39 кв.м, количество детей в группах во 2 младшей группе 28 человек, в средней группе 28 человек, в старшей 30 человек, подготовительной 27 человек, что составляет 1,3-1,4 кв.м. на 1 человека, при норме не менее 2 кв.м.; в группе № стены в теневых навесах в трещинах, полы имеют неровную поверхность; 5 теневых навесов находятся в аварийном состоянии; п.2 оборудовать физкультурную площадку в соответствие с п.3.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Саниатрно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»-покрытие на беговых дорожках имеет неровную поверхность (асфальтовое покрытие в выбоинах); п.3 оборудовать туалеты в соответствие с п.6.18.3 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»- в старшей группе кабины в санузле не оборудованы дверями без запоров и установлено недостаточное количество сантех-приборов. Самостоятельно устранить имеющиеся нарушения требований санитарного законодательства МБДОУ- детский са<адрес>.о. Самара не может ввиду того, что на их устранение требуются финансовые средства, которыми учреждение не располагает.
В соответствии с Уставом учреждения учредителем является муниципальное образование г.о. Самара в лице Администрации г.о. Самара.
Истец считает, что Администрацией г.о. Самара в нарушение действующего законодательства РФ не организовано выделение средств на выполнение мероприятий санитарно-эпидемиологической безопасности в образовательном учреждении. Неисполнение Администрацией г.о. Самары возложенных законом на неё как на орган местного самоуправления обязанностей является недопустимым. Порядок финансирования необходимых организационно-хозяйственных мероприятий не снимает с собственника имущества возложенных на него законом обязанностей.
Основываясь на вышеизложенном, впоследствии уточнив исковые требования, истец просил суд обязать Администрацию г.о. Самара осуществить финансовое обеспечение на устранение нарушений требований п. 3.9, п.3.7, п. 6.18.3, 3.20 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно -эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении - детский сад комбинированного вида № г.о. Самара; обязать Администрацию г.о. Самара и Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение -детский сад комбинированного вида № г.о. Самара устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в МБДОУ детском саду № г.о. Самара, а именно: оборудовать теневые навесы на территории групповой площадки в соответствии с требованиями п. 3.9. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Оборудовать физкультурную площадку согласно п. 3.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Оборудовать туалеты согласно п. 6.18.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Восстановить асфальтовое покрытие на территории детского сада согласно п. 3.20 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в дошкольных учреждениях» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация г.о. Самара просит отменить решение суда в части возложения на Администрацию обязанностей по осуществлению финансового обеспечения на устранение нарушений требований санитарных правил, устранению нарушений требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в МБДОУ детский са<адрес>.о. Самара и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель Администрации г.о. Самара- Константинова М.С. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель 3 лица Департамента образования администрации г.о. Самара Ефременкова Е.Н. полагала доводы жалобы обоснованными, просила решение суда в указанной части отменить.
Представители Управления Роспотребнадзора по Самарской области Климова С.И. и Белоусова С.П. просили оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель МБДОУ детский са<адрес> заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Судебная коллегия полагает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 8 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 11 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно подпункту 1 п. 4 ст. 12 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 "Об образовании" дошкольные учреждения относятся к образовательным учреждениям.
В соответствии со ст. 31 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, ст. 51 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.
В п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» определено, что к вопросам местного значения городского округа относится формирование, утверждение исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Однако, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случае и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии со ст. 25 Устава г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация г.о. Самара является исполнительно-распорядительным органом г.о. Самара. Для решения вопросов местного значения администрация наделяется следующими полномочиями: а) разрабатывает проект решения о бюджете г.о. Самара на очередной финансовый год и отчет о его исполнении, осуществляет исполнение бюджета г.о. Самара; б) реализует программы и планы социально- экономического развития г.о. Самара; е) осуществляет функции по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных заказчиков г.о. Самара и муниципальных бюджетных учреждений г.о. Самара.
Согласно ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание учредителем и приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогооблажения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Из материалов дела следует, что при проведении Управлением Роспотребнадзора проверки в МБДОУ детский са<адрес>.о. Самара установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно, требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ ДД.ММ.ГГГГ N № а именно п. 3.7, 3.9, 6.18.3, 3.20. Выдано соответствующее предписание.
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора при проведении внеплановой проверки соблюдения МБДОУ детский са<адрес>.о. Самара обязательных для исполнения требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, были установлены факты невыполнения предписания органов государственного контроля (надзора).
По итогам проверки, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора вынесено предписание № в отношении МБДОУ детский са<адрес> целью устранения выявленных нарушений требований санитарных норм, дан срок для исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ
В материалах дела имеется протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому МБДОУ детский са<адрес>.о. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении МБДОУ детский са<адрес> по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Установлено, что самостоятельно устранить имеющиеся нарушения требований санитарного законодательства МБДОУ - детский са<адрес>.о. Самара не может ввиду того, что на их устранение требуются финансовые средства, которыми учреждение не располагает.
Пункт 1.6 Устава МБДОУ - детский са<адрес>.о. Самара предусматривает, что учредителем и собственником имущества учреждения является городской округ Самара. Функции собственника бюджетного учреждения осуществляет Администрация городского округа Самара.
Согласно письмам № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ заведующая МБДОУ детский са<адрес> обращалась к Руководителю Департамента Образования Администрации г.о. Самара с просьбой о выделении денежных средств для исполнения предписания Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Однако, до настоящего времени финансирования в объеме необходимом для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства со стороны учредителя не осуществлено.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции, пришел к верному выводу о том, что Администрацией г.о. Самара в нарушение действующего законодательства РФ не организовано выделение средств на выполнение мероприятий санитарно-эпидемиологической безопасности в МБДОУ - детский са<адрес>.о. Самара. Следовательно, имеются основания для возложения на Администрацию г.о. Самары, как собственника образовательного учреждения, предоставляющего необходимые денежные средства на устранение нарушений требований п. 3.9, п.3.7, п. 6.18.3, 3.20 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно -эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» обязанности осуществить финансовое обеспечение Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения.
Также, суд правомерно обязал Администрацию г.о. Самара и Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение -детский сад комбинированного вида № г.о. Самара устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в МБДОУ детском саду № г.о. Самара.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у Администрации г.о. Самара отсутствует обязанность по финансированию образовательных учреждений сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы г.о. Самара о бюджете на соответствующий финансовый год,не освобождает от обязанностей устранить имеющиеся нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и не могут служить основанием к отмене решения, поскольку права несовершеннолетних обучающихся в детском саду № не могут ставиться в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств или иных обстоятельств.
Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Кроме того, обладая правомочиями собственника, предусмотренными ст. 209 ГК РФ, Администрация г.о. Самара на основании ст. 210 ГК РФ обязана нести бремя содержания имущества.
Порядок финансирования необходимых организационно-хозяйственных мероприятий не снимает с собственника имущества возложенных на него законом обязанностей.
Доводы жалобы Администрации г.о. Самара о том, что МБДОУ детский са<адрес> как юридическое лицо должно самостоятельно отвечать по своим обязательствам, собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения - были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. В соответствии с п. 1.7, п.1.9 Устава МБДОУ - детский са<адрес>.о. Самара является юридическим лицом. Учредителем МБДОУ - детский са<адрес>.о. Самара является муниципальное образование городской округ Самара. Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация г.о. Самара ( п. 1.6,1.7 Устава ).
В соответствии с п. 8.6.2, 8.6.3 Устава МБДОУ детский са<адрес> источниками формирования финансовых ресурсов учреждения является бюджетные поступления в виде субсидий, получаемые от учредителя для выполнения муниципальных заданий и на иные цели; иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
Материалами дела установлено, что устранить имеющиеся нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства самостоятельно МБ ДОУ детский са<адрес> не может, ввиду того, что на их устранение требуются значительные финансовые затраты, которыми дошкольное образовательное учреждение не располагает. Администрация г.о. Самара, являющаяся учредителем учреждения, не выделяет достаточных средств на устранение нарушений.
Довод апелляционной жалобы о том, что срок для устранения нарушений, указанный в предписании, еще не истек, также является несостоятельным.
Управление Роспотребнадзора обратилось в суд в интересах воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения -детского сада комбинированного вида № г.о. Самара. Материалами дела установлено, что нарушения требований санитарного законодательства выявлялись неоднократно, однако устранены не были. При этом реализация прав несовершеннолетних на обучение в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов также не может ставиться в зависимость от наступления того или иного срока.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, их необоснованность отражена в решении суда с изложением соответствующих мотивов. Ответчиком не приведено никаких обстоятельств, которые нуждаются в дополнительной проверке.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, а судебное решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 18 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г.о. Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: