Дело № 2а- 3399/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 7 декабря 2017 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Мартынюке О.В. с участием истца Шмакова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Шмакова Игоря Анатольевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Короченцевой Екатерине Васильевне о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия, заинтересованное лицо Новикова Наталья Евгеньевна,
у с т а н о в и л :
Шмаков И.А. обратился в суд с иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Госкомрегистр), государственному регистратору Госкомрегистра Короченцевой Е.В. о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации договора ипотеки от 30 марта 2013 года № в отношении объекта недвижимости - квартиры по адресу: <адрес>, обязании осуществить государственную регистрацию данного договора.
Исковые требования мотивированны тем, что 30 марта 2013 года между истцом Шмаковым И.А. и третьим лицом Новиковой Л.Г. заключен договор ипотеки, предметом которого является указанная квартира. Договор ипотеки является обеспечением обязательства по договору займа от 30 марта 2013 года на сумму 60 000 долларов США и был зарегистрирован в соответствии с законодательством Украины. Истец обратился в Госкомрегистр для регистрации договора ипотеки, ему было сообщено об отказе регистрации в связи с отсутствием заявления залогодателей и залогодержателя о снятии ипотеки и отсутствие данных о постановке на кадастровый учет предмета ипотеки. Вместе с тем истец не имеет правоустанавливающих документов на квартиру и не может получить на нее кадастровый паспорт. Данное сообщение об отказе в регистрации права является незаконным, нарушающим права истца, и подлежит отмене.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Новикова Н.Е.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, просил их удовлетворит по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Госкомрегистр, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях указал, что при проведении государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета. В рамках правовой экспертизы представленных истцом документов, государственным регистратором были выявлена причина, препятствующая проведению государственной регистрации ипотеки – отсутствие государственной регистрации ранее возникшего права собственности Новиковой Л.Г. по договору ипотеки от 30 марта 2013 года. По указанным причинам, государственная регистрация была приостановлена на три месяца, а по истечению указанного срока, в связи с не устранением причин, препятствующих государственной регистрации ипотеки квартиры, истцу отказано в регистрации. Кроме того, 4 июня 2017 года на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 20 июня 2017 года в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) зарегистрировано право собственности Новиковой Н.Е., которая не является стороной по договору ипотеки от 30 марта 2013 года, на квартиру по адресу: <адрес>
Ответчик государственный регистратор Короченцева Е.В., заинтересованное лицо Новикова Н.Е., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя Госкомрегистра, государственного регистратора и заинтересованного лица.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 28 апреля 2017 года Шмаковым И.А. в Госкомрегистр подано заявление о государственной регистрации договора ипотеки квартиры по адресу: <адрес>. Вместе с заявлением на государственную регистрацию был представлен договор ипотеки от 30 марта 2013 года, удостоверенный частным нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Автономной Республики Крым ФИО1, реестровый №, вместе с извлечением из украинского Государственного реестра прав на недвижимое имущество о регистрации обременения 30 марта 2013 года.
Сообщением государственного регистратора Короченцевой Е.В. от 15 мая 2017 года № 90/016/102/2017-880 государственная регистрация приостановлена на срок три месяца в связи с непредставлением заявлений залогодателей и залогодержателя о снятии ипотеки, а также отсутствием данных о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости.
По истечении срока приостановления регистрации сообщением государственного регистратора Короченцевой Е.В. от 14 августа 2017 года № 90/016/102/2017-880 истцу отказано в государственной регистрации договора ипотеки от 30 марта 2013 года в связи с неустранением причин, препятствующих проведению государственной регистрации.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218 ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно п. 1 ст. 53 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация ипотеки, возникающей на основании договора, осуществляется на основании договора об ипотеке и заявления залогодателя и залогодержателя либо нотариуса, удостоверившего договор об ипотеке, после государственной регистрации права собственности залогодателя на являющийся предметом ипотеки объект недвижимости или иного являющегося предметом ипотеки и подлежащего государственной регистрации права залогодателя на объект недвижимости.
Ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственной регистрации прав, в частности, отнесена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Таким образом, при наличии причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, государственный регистратор прав приостанавливает государственную регистрацию прав, а при неустранении указанных причин отказывает в государственной регистрации прав.
В качестве оснований приостановления и последующего отказа государственной регистрации ипотеки государственным регистратором указано отсутствие заявлений залогодателей и залогодержателя о снятии ипотеки и отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о постановке квартиры на кадастровый учет.
Ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» государственная регистрация ипотеки, возникающей в силу договора об ипотеке, осуществляется на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя.
Согласно ч. 1 ст. 53 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация ипотеки, возникающей на основании договора, осуществляется на основании договора об ипотеке и заявления залогодателя и залогодержателя либо нотариуса, удостоверившего договор об ипотеке, после государственной регистрации права собственности залогодателя на являющийся предметом ипотеки объект недвижимости или иного являющегося предметом ипотеки и подлежащего государственной регистрации права залогодателя на объект недвижимости.
Ч. 3 ст. 69 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация обременения, в данном случае ипотеки, в ЕГРН возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРН.
Из материалов дела следует, что право собственности Новиковой Н.Е. на квартиру по адресу: <адрес>, зарегистрировано в ЕГРН по заявлению от 29 августа 2017 года на основании свидетельства от 20 июня 2017 года о праве на наследство Новиковой Л.Г.
С учетом того, что по состоянию на 14 августа 2017 года в ЕГРН отсутствовали сведения о государственной регистрации права о собственности на предмет ипотеки в соответствии с вышеуказанными нормами права государственная регистрация ипотеки была не возможна.
Вместе с тем суд приходит к выводу о несостоятельности указания государственного регистратора о необходимости представления для государственной регистрации ипотеки заявлений залогодателя и залогодержателя.
Республика Крым принята в Российскую Федерацию с 18 марта 2014 года в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ).
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК) к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от N 128-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В ч. 5 ст. 8 Закона № 38-ЗРК установлен упрощенный порядок проведения государственной регистрации права уже зарегистрированного в установленном законом порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ.
Так, в случае обращения заявителя с заявлением о государственной регистрации права, ограничения права, обременения объекта недвижимого имущества, зарегистрированного до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, государственная регистрация права, ограничения права, обременения объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием возникновения права, ограничения права и обременения объекта недвижимого имущества, хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ в соответствии с ранее действовавшими актами. Истребование у заявителей таких документов допускается только в случае их отсутствия в названных органах и (или) организациях. Указанные в настоящей части документы включаются в состав реестровых дел.
С учетом изложенного, государственная регистрация обременения (ипотеки) при государственной регистрации права собственности должна осуществляется в упрощенном порядке без заявления залогодателя.
Ч. 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, лица, наделенных государственными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
С учетом установленных судом обстоятельств, невозможности государственной регистрации ипотеки до внесения в ЕГРН сведений о государственной регистрации права собственности на предмет ипотеки, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований и отказе в их удовлетворении.
В связи с отказом в удовлетворении иска в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ понесенные истцом судебные расходы возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении иска Шмакова Игоря Анатольевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Короченцевой Екатерине Васильевне о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Л.В. Корпачева