Решение по делу № 2-614/2021 от 11.02.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 мая 2021 года                                       пгт. Ленино

Ленинский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Буровой А.В., при секретаре ФИО3,        с участием прокурора ФИО4, ФИО1 ответчика ФИО7., директора школы ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. Ленино Республики Крым гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ленинского района Республики Крым, Управлению образования Администрации Ленинского района Республики Крым, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Луговская средняя общеобразовательная школа» Ленинского района Республики Крым о возложении обязанности выполнить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района Республики Крым обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам и, уточнив исковые требования, в котором просил обязать Администрацию Ленинского района Республики Крым и Управление образования Администрации Ленинского района Республики Крым обеспечить финансирование мероприятий на цели обеспечения антитеррористической защищенности, пожарной безопасности объекта образования - Муниципальное          бюджетное общеобразовательное учреждение «Луговская средняя общеобразовательная школа» Ленинского района Республики Крым,                        а также обязать МБОУ «Луговская средняя общеобразовательная школа» Ленинского района Республики Крым обеспечить пропускной и внутриобъектовый режим и осуществление контроля за их функционированием, оснастить объект (территорию) системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ, оборудовать объект (территорию) системой оповещения и управления эвакуацией автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и лиц, находящихся на объекте (территории),                     о потенциальной угрозе возникновения или о чрезвычайной ситуации; оснастить объект (территорию) системой наружного освещения, оборудовать на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем наблюдения, охранной сигнализацией средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, оснастить автоматической противопожарной системой со звуковым оповещением, а также обеспечить АПС, установить устройство молниезащиты, обеспечить твердое              покрытие для подъезда к пожарному резервуару, обеспечить в нужном количестве первичные средства пожаротушения.

В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки МБОУ «Луговская средняя общеобразовательная школа» Ленинского района Республики Крым соблюдения федерального законодательства установлены нарушения требований антитеррористической защищенности и пожарной безопасности. Прокурором в адрес школы было направлено представление об устранении выявленных нарушений, которое осталось неисполненным,                   в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Администрации Ленинского района Республики Крым в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.

Директор школы просил разрешить заявленные требования на усмотрение суда. Пояснила, что целью соблюдения требований антитеррористической и пожарной безопасности неоднократно обращалась             в орган муниципального образования для обеспечения финансирования на указанные цели.

Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки суд не уведомили.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что МБОУ «Луговская средняя общеобразовательная школа» Ленинского района Республики Крым является юридическим лицом, учредителем которого является муниципальное образование Ленинский район Республики Крым в лице Администрации Ленинского района Республики Крым.

Прокуратурой Ленинского Республики Крым проведена проверка соблюдения федерального законодательства о противодействии терроризму, об образовании, о пожарной безопасности, в ходе которой в МБОУ «Луговская средняя общеобразовательная школа» Ленинского района Республики Крым выявлены нарушения и внесено представление об устранении нарушений, по результатам проверки школой разработан план мероприятий, в адрес Администрации направлены письма о выделении дополнительного финансирования на устранение нарушений, а Управлением образования составлена информация по нарушениям.

В целях устранения нарушений требований законодательства, а также защиты прав неопределенного круга лиц, в том числе детей сотрудников, пребывающих в образовательных учреждениях, прокурор обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010г. № 390-ФЗ «О безопасности», основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся              во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г.              N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнения функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников в образовательных учреждениях.

Согласно ст. 41 Федерального закона "Об образовании в РФ", охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

С учетом Федерального закона "О противодействии терроризму", под местами массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» обеспечение и защита основных прав и     свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма являются основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации.

В силу ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности                         или в ведении органов местного самоуправления.

В силу пунктов 6.1 и 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009г. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов      по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Пунктом 2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в                здания и сооружения необходимо в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружения должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации                    и другие системы, направленные на обеспечение защиты угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона           "О противодействии терроризму" постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, а также форма паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Из паспорта безопасности МБОУ «Луговская средняя общеобразовательная школа» Ленинского района Республики Крым, утвержденного главой Администрации Ленинского района в 2019г.,                      следует, что объект отнесен к 3 категории опасности и с учетом                   категории определены необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.

МБОУ «Луговская средняя общеобразовательная школа» Ленинского района Республики Крым зарегистрировано в качестве юридического лица 03.01.2015г.

Пунктами 1.7 Устава МБОУ «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа» Ленинского района Республики Крым предусмотрено, что образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Республики Крым, решениями вышестоящих органов, осуществляющих управление в сфере образования, настоящим Уставом.

Согласно Положению об управлении образования Администрации Ленинского района Республики Крым Управление имеет статус юридического лица, обладает полномочиями муниципального заказчика, осуществляющего закупки для муниципальных нужд; является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к муниципальным организациям в сфере образования; формирует и утверждает муниципальные задачи, имеет право в установленном порядке осуществлять финансовое обеспечение выполнения муниципальными организациями сферы образования муниципальных заданий, финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений, осуществлять контроль их деятельности.

В соответствии с пп. 12.1, 13 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии                       с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Из паспорта безопасности МБОУ «Луговская средняя общеобразовательная школа» Ленинского района Республики Крым, утвержденного главой Администрации Ленинского района в 2019г., следует, что в школе необходимо обеспечить пропускной и внутриобъектовый режим и осуществление контроля за их функционированием, оснастить объект (территорию) системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ, оборудовать объект (территорию) системой оповещения и управления эвакуацией автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о чрезвычайной ситуации; оснастить объект (территорию) системой наружного освещения, оборудовать на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем наблюдения, охранной сигнализацией средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, оснастить автоматической противопожарной системой со звуковым оповещением, а также оснастить автоматической противопожарной системой со звуковым оповещением.

В связи с тем, что МБОУ «Луговская средняя общеобразовательная школа» Ленинского района Республики Крым является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, местом массового пребыванием людей, в частности несовершеннолетних, ограждение образовательного учреждения отвечает целям безопасности учащихся и преподавательского персонала, является одной из мер, направленных на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения на территорию учреждения.

Исходя из вышеприведенного, нарушение правил антитеррористической и пожарной безопасности образовательного учреждения нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем,                 в связи с чем суд приходит к выводу, что в МБОУ «Луговская средняя общеобразовательная школа» Ленинского района Республики Крым имеет место нарушение требований федерального законодательства.

Заключение и оплата Учреждением муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных ассигнований, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ, и с учетом принятых и не исполненных обязательств.

Непринятие мер по устранению указанных нарушений в МБОУ «Луговская средняя общеобразовательная школа» Ленинского района Республики Крым создает условия для возможного наступления тяжких последствий, что может повлечь массовую гибель людей, а также уничтожение имущества.

При этом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности, включающих меры по возведению ограждающих конструкций территории общеобразовательного учреждения, а также обеспечению соблюдения правил пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, в данном случае – Администрации Ленинского района Республики Крым, как уполномоченного органа учредителя и собственника учреждения.

Суд считает, что надлежащим ответчиком в части обеспечения финансирования на цели антитерритористической защищенности и пожарной безопасности является собственник имущества, то есть Администрация Ленинского района Республики Крым, которая в силу вышеизложенных положений законодательства обладает полномочиями по финансированию муниципальных учреждений, в том числе и на указанные цели.

Таким образом, Управление образования Администрации Ленинского района Республики Крым не является надлежащим ответчиком по данному делу.

При этом, возложенная действующим законодательством на органы местного самоуправления, в данном случае Администрацию Ленинского района Республики Крым, обязанность по социальной защите граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия финансовых средств, в связи с чем доводы ответчиков в этой части подлежат отклонению судом.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что исковые требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии п.9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Каких-либо издержек, связанных с рассмотрением дела, сторонами не понесено, а потому они не распределяются и относятся на счет бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ленинского района Республики Крым, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Луговская средняя общеобразовательная школа» Ленинского района Республики Крым удовлетворить.

Обязать Администрацию Ленинского района Республики Крым обеспечить на цели обеспечения антитеррористической защищенности, пожарной безопасности МБОУ «Луговская средняя общеобразовательная школа» Ленинского района Республики Крым в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Луговская средняя общеобразовательная школа» Ленинского района Республики Крым в течение 1 года с момента поступления денежных средств устранить нарушение законодательства об антитеррористической защищенности согласно паспорту безопасности МБОУ «Луговская СОШ»:               - обеспечить пропускной и внутриобъектовый режим и осуществление контроля за их функционированием, оснастить объект (территорию) системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ, оборудовать объект (территорию) системой оповещения и управления эвакуацией автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о чрезвычайной ситуации; оснастить объект (территорию) системой наружного освещения, оборудовать на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем наблюдения, охранной сигнализацией средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, оснастить автоматической противопожарной системой со звуковым оповещением, а также обеспечить АПС, установить устройство молниезащиты, обеспечить твердое покрытие для подъезда к пожарному резервуару, обеспечить в нужном количестве первичные средства пожаротушения.

В удовлетворении иска прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования Администрации Ленинского района Республики Крым отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.

Мотивированное решение суда составлено 01.06.2021г.

Судья                                                                            А.В. Бурова

2-614/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Ленинского района Республики Крым
Ответчики
Управление образования Администрации Ленинского района Республики Крым
Администрация Ленинского района Республики Крым
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Луговская средняя общеобразовательная школа"
Суд
Ленинский районный суд Республики Крым
Судья
Бурова Анна Владимировна
Дело на странице суда
leninskiy.krm.sudrf.ru
11.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.02.2021Передача материалов судье
15.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.03.2021Предварительное судебное заседание
21.04.2021Судебное заседание
13.05.2021Судебное заседание
28.05.2021Судебное заседание
01.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее