Решение по делу № 21-180/2018 от 06.03.2018

Судья Нагибина Е.Л.                     Дело № 21-180/2018

РЕШЕНИЕ

14 марта 2018 года                         г.Сыктывкар

Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., при секретаре Сивергиной В.Н., рассмотрев жалобу ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. № <Номер обезличен> от 28 ноября 2017 года и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада»,

установил:

постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. № <Номер обезличен> от 28 ноября 2017 года ПАО «МРСК Северо-Запада» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица административного органа, ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» обратилось в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.2 КоАП РФ.

Судьей принято решение об оставлении оспариваемого постановления должностного лица контролирующего органа без изменения.

Оспаривая состоявшиеся по делу постановления ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит об их отмене, по мотиву их незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» Муравского С.Л., считаю, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ВЛ-10 кВ. яч 521Д ПС «...» пролеты опор №№ ..., ..., ..., ..., ..., ..., находящиеся в полосе отчуждения автодороги и непосредственно граничащие с кварталами ..., ..., ..., ..., ..., ... ... участкового лесничества; пролеты опор №№ ..., ..., ..., проходящие в кварталах ..., ..., ... ... участкового лесничества на праве собственности принадлежит ПАО «МРСК Северо-Запада».

Письмом № МР2/5-51-102-53-2/1554 от 24 апреля 2017 года ПАО «МРСК Северо-Запада» информировало ГУ «Сыктывкарское лесничество» о проведении работ по расчистке просек ВЛ: ВЛ-10 кВ. яч 521Д ПС «...» в пролетах опор №№ ..., ..., ..., ..., ..., ..., проходящей в кварталах ..., ..., ..., ..., ..., ... ... участкового лесничества; в пролетах опор №№ ..., ..., ..., проходящей в кварталах ..., ..., ... ... участкового лесничества

    24 августа 2017 года должностными лицами ГУ «Сыктывкарское лесничество» в ходе патрулирования территории лесного фонда в кв. ... выд. ..., кв... выд. ..., кв. ... выд. ... ... участкового лесничества, в кв. ..., кв. ... участкового лесничества установлен факт нарушения правил пожарной безопасности. По результатам проверки составлен акт патрулирования территории лесного фонда № 26 от 24 августа 2017 года.

Согласно данному акту, при патрулировании обнаружено, что в кв. ... выд. ..., кв. ... выд. ..., кв. ... выд... участкового лесничества и в полосе отчуждения автодороги проходящей в кв. ..., кв. ... участкового лесничества была выполнена рубка лесных насаждений. Выявлена не очистка территории от порубочных остатков и срубленных деревьев на полосе шириной не менее 10 метров от леса (лесного фонда) вдоль линии ЛЭП на период пожароопасного сезона.

Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

В силу части 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.

Статьей 99 Лесного кодекса РФ определено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.

Пунктами 4, 5 статьи 45 Лесного кодекса РФ установлено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонных линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 8 приказа Рослесхоза от 10 июня 2011 года № 223 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов» в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляется:

а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов;

б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;

в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.

В силу пункта 16 вышеназванных Правил, лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными средствами.

Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Пунктом 17 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) кладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

В соответствии с пунктом 19 указанных Правил, срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Пунктами 34, 35 названных Правил, просеки, на которых находятся линии электропередачи и связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Постановлением Правительства Республики Коми № 228 от 26 апреля 2017 года, начало пожароопасного сезона на территории Республики Коми установлено с 28 апреля 2017 года

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах ПАО «МРСК Северо-Запада» в результате эксплуатации линейного объекта образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении; Уставом ПАО «МРСК Северо-Запада»; землеустроительным делом; актом патрулирования территории лесного фонда от 24 августа 2017 года; актом осмотра, обследования лесного участка от 24 августа 2017 года; фототаблицей.

Вывод должностного лица и судьи городского суда о наличии в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, является правильным, соответствует материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

При исследовании в порядке статьи 2.1 КоАП РФ вопроса о наличии вины ПАО «МРСК Северо-Запада» в совершении правонарушения, доказательств, указывающих на принятие Обществом всех необходимых и зависящих от него мер по соблюдению требований правил пожарной безопасности не установлено.

Допущенное Обществом нарушение правил пожарной безопасности в лесах установлено и образует состав вмененного правонарушения.

При изложенных обстоятельствах доводы жалобы, в которых заявитель оспаривает событие вмененного административного правонарушения, ссылается на недоказанность вины юридического лица, не могут быть приняты во внимание.

Утверждение в жалобе о проведении внеплановой проверки юридического лица с нарушением, установленного Федерального законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» порядка, не может быть принято во внимание.

Правонарушение по настоящему делу выявлено не в ходе проверки, а в результате текущего патрулирования лесов, являющегося самостоятельным мероприятием по контролю в лесах, что соответствует статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года № 394, статье 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ положения названного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

При осуществлении мероприятий по контролю в ходе патрулирования лесов должностные лица не вступали во взаимодействие с юридическим лицом. С учётом изложенного нормы вышеуказанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, по настоящему делу не подлежат применению.

Отсутствие вредных последствий не является исключительным обстоятельством, и должно оцениваться исходя из высокой степени общественной опасности совершенного правонарушения, поскольку объектом посягательства является нарушение правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в оставлении на просеках, на которых находятся линии электропередач в период пожароопасного сезона, горючих материалов, и как следствие, возможное возникновение и наступление неотвратимых последствий в виде угрозы негативного воздействия на окружающую среду при неисполнении указанных правил.

Административное наказание назначено ПАО «МРСК Северо-Запада» с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, а именно характера анализируемого правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, наличие у юридического лица возможности предотвращения нарушения закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, отсутствия смягчающих административную ответственность обстоятельств, а также наличия отягчающих административную ответственность обстоятельств – повторное совершение однородного правонарушения.

Вопреки доводам жалобы, административное наказание, назначенное должностным лицом административного органа, применено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями главы 4 КоАП РФ.

Учитывая характер выявленных нарушений, посягающих на установленный действующим законодательством порядок общественных отношений в сфере обеспечения пожарной безопасности, выявленный факт нарушения требований пожарной безопасности в лесах, представляющий угрозу жизни и здоровью людей, не может быть признан малозначительным.

Доводы, приведенные в жалобе аналогичны тем, которые приводились заявителем при рассмотрении его жалобы судьей городского суда, по существу сводятся к переоценке доказательств по делу. Данные доводы были тщательно проверены судьей первой инстанции и обоснованно отвергнуты по мотивам, указанным в решении. Оснований не согласиться с такими выводами судьи не усматриваю.

Порядок и срок давности привлечения ПАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности не нарушены.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, допущено не было.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы также не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РПФ, судья

решил:

постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. № <Номер обезличен> от 28 ноября 2017 года и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» оставить без изменения, жалобу ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» – без удовлетворения.

        

    Судья И.Г. Пристром

    

21-180/2018

Категория:
Административные
Другие
ПАО "МРСК Северо-Запада"
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Пристром И Г
Статьи

8.32

Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее