Дело № 2а-126/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2016 года с. Тюхтет
Тюхтетский районный суд Красноярского края под председательством судьи Викторовой Ю.В.,
при секретаре Высоцкой Е.М.,
с участием прокурора Бурмака И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тюхтетского района Красноярского края к администрации Тюхтетского района Красноярского края о признании бездействия незаконным,
установил:
Прокурор Тюхтетского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском к административному ответчику, в котором, ссылаясь на невыполнение администрацией Тюхтетского района в нарушение требований действующего природоохранного законодательства обязанности по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территории района, просит суд признать бездействие административного ответчика по ликвидации несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов длиной около 70 метров шириной около 30 метров, высотой около 1,5 метров, расположенной <адрес>, имеющей географические координаты 56?32?5? с.ш. и 89?21?35? в.д. незаконным и обязать ответчика ликвидировать указанную несанкционированную свалку.
В судебном заседании прокурор поддержал административный иск по всем приведённым в нём доводам.
Представитель административного ответчика в суд не явился, в своём письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Явка представителя административного ответчика обязательной судом не признана, в связи с чем его неявка в соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В возражениях на административный иск ответчик сослался на добровольное удовлетворение требований прокурора и ликвидацию несанкционированной свалки, имеющей вышеуказанные географические координаты.
Выслушав прокурора, исследовав представленные сторонами доказательства, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение причинённого ей вреда.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно ч. 1 ст. 51 указанного Федерального закона, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Из положений п. 2 ст. 12, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения земель и почв, иного негативного воздействия на земли и почвы, при этом собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого круга граждан и создаёт опасность причинения вреда окружающей среде.
Как установлено судом, в ходе проверки прокуратурой Тюхтетского района требований природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации Тюхтетского района Красноярского края на земельном участке, расположенном <адрес> была обнаружена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов протяжённостью около 70 метров, шириной около 30 метров, высотой около 1,5 метров с географическими координатами 56?32?5? с.ш. и 89?21?35? в.д., что подтверждается соответствующим актом от 01.09.2016 и фототаблицами.
Указанные обстоятельства в суде не оспорены.
Административным ответчиком в подтверждение доводов о ликвидации несанкционированной свалки представлены фотографии, которые не содержат данные о дате съёмки, что не позволяет суду придти к однозначному выводу о том, действительно ли они получены в месте обнаружения свалки бытовых отходов в период настоящего судопроизводства.
Судом в порядке ст. 74 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации произведён осмотр земельного участка с указанными географическими координатами, по итогам которого установлено на нём наличие твёрдых бытовых отходов, что опровергает доводы административного ответчика о полной ликвидации свалки на день рассмотрения дела судом.
В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов, сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории отнесена к вопросам местного значения муниципального района и полномочиям соответствующего органа местного самоуправления.
Разрешение указанного вопроса предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории муниципального района своевременное и бесперебойное оказание услуг по приёму и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Таким образом, на административного ответчика, являющегося исполнительным органом местного самоуправления, законом возложена обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории района в пределах своей компетенции.
Указанные требования закона административным ответчиком не выполнены, что является основанием для удовлетворения требований прокурора.
Вместе с тем при принятии решения суд, руководствуясь требованиями ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым указать срок его исполнения, исходя из характера заявленных требований и необходимости совершения административным ответчиком конкретных действий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск прокурора Тюхтетского района Красноярского края удовлетворить.
Признать бездействие администрации Тюхтетского района Красноярского края по ликвидации несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов незаконным.
Обязать администрацию Тюхтетского района Красноярского края в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов длиной около 70 метров, шириной около 30 метров, высотой около 1,5 метров, расположенную <адрес>, имеющую географические координаты 56?32?5? с.ш. и 89?21?35? в.д.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы, а прокурором апелляционного представления через Тюхтетский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий: Ю.В. Викторова