Решение по делу № 33а-2306/2022 от 05.07.2022

Судья Тарабрина Н.Н.

№ 33а-2306/2022 (10RS0011-01-2022-002946-30)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июля 2022 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Соляникова Р.В., Коваленко В.В.

при секретаре Сафоновой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 1 июня 2022 г. по административному делу № 2а-4063/2022 по административному иску Логинова М. Р. к Уполномоченному по правам ребенка в Республике Карелия (далее – Уполномоченный) Сараеву Г. А., Государственному казенному учреждению «Государственное юридическое бюро Республике Карелия» (далее – Госюрбюро Республики Карелия) об оспаривании бездействия по рассмотрению обращения.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Логинов М.Р. обратился с административным иском по тем основаниям, что ответ Уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия Сараева Г.А. от 22.12.2021 на его жалобу от 19.11.2021 не соответствует требованиям Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ). Административный истец просил суд признать бездействие административного ответчика, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении его жалобы от 19.11.2021, незаконным.

Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.

С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права.

В возражениях на апелляционную жалобу Госюрбюро Республики Карелии полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить, производство по административному делу прекратить, поскольку решения Уполномоченного не могут быть оспорены в судебном порядке.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Уполномоченного Ковригина Е.С. против доводов апелляционной жалобы возражала.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителя Уполномоченного, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 21 мая 2019 г. Логинов М.Р. ограничен в родительских правах в отношении несовершеннолетних детей: Логиновой В.М., 22.05.2007 года рождения, Логиновой Н.М., 18.06.2004 года рождения, Логинова П.М., 10.07.2012 года рождения, Логинова Ф.М., 10.07.2012 года рождения. С Логинова М.Р. в пользу Олифер М.А. взысканы алименты на содержание несовершеннолетних детей с 23.07.2018 и до их совершеннолетия, а именно: с 23.07.2018 по 21.05.2025 в размере 1/2 части всех видов заработка или иного дохода ежемесячно; с 22.05.2025 по 09.07.2030 в размере 1/3 части всех видов заработка или иного дохода ежемесячно. В остальной части в удовлетворении исковых требований Олифер М.А. отказано. Место жительство детей, в отношении которых истец ограничен в родительских правах, определено с Олифер М.А.

Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 31 мая 2021 г. частично удовлетворен иск Логинова М.Р. к Олифер М.А. об определении порядка общения с детьми.

19.11.2021 Логинов М.Р. обратился к Уполномоченному с заявлением, в котором указал на длящееся бездействие администрации Петрозаводского городского округа, нарушение прав его детей, необходимость содействия в разрешении возникших проблем и просил: разъяснить, что именно должен сделать Логинов М.Р. для снятия ограничения в родительских правах в отношении его несовершеннолетних детей; разъяснить, на основании каких статей и каких законов, в какие сроки и какие именно профилактические меры органы опеки обязаны провести с ним для снятия ограничения, что обязаны предложить ему конкретно; подробно разъяснить ему, какова роль Олифер М.А., являющейся законным представителем детей, в сохранении детско-родительских отношений с Логиновым М.Р. как вторым родителем, обязана ли она стремиться обеспечивать сохранение этих отношений и каким образом будет нести ответственность в случае препятствования сохранению этих отношений (заявление зарегистрировано 22.11.2021).

20.12.2021 Уполномоченный направил Логинову М.Р. ответ за № 19/502-ое, в котором даны разъяснения по всем поставленным Логиновым М.Р. в обращении от 19.11.2021 вопросам.

17.02.2022 Логинов М.Р. обратился в суд с настоящим административным иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обращение административного истца рассмотрено уполномоченным должностным лицом, в установленном законом порядке, ему дан соответствующий письменный ответ, каких-либо неправомерных действий (бездействия), которыми бы нарушались права административного истца, не допущено.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.

Как следует из содержания частей 1, 2 и 4 статьи 13 Федерального закона от 27.12.2018 № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 501-ФЗ), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий эффективного функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами.

Должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации является государственной должностью субъекта Российской Федерации.

Правовое положение, основные задачи и полномочия уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона № 501-ФЗ предусмотрено, что Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации: осуществляет мониторинг и анализ реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей на территории субъекта Российской Федерации; содействует эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей в субъекте Российской Федерации; принимает в пределах своих полномочий меры по предупреждению и пресечению нарушения прав и законных интересов детей. Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 9 Закона Республики Карелия от 11.03.2011 № 1468-ЗРК «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Карелия» (далее – Закон Республики Карелия № 1468-ЗРК).

Как следует из положений федерального и регионального законодательства Уполномоченный не наделен правом на вынесение решений, носящих государственно-властный характер, непосредственно затрагивающих права и свободы граждан либо создающих препятствия для их реализации, его деятельность не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод, следовательно, решения, принятые Уполномоченным по результатам рассмотрения жалоб, адресованных ему, не могут быть оспорены в судебном порядке.

Указанная правовая позиция нашла свое отражение в ответе на вопрос № 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 г., утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2012 г., и в ответе на вопрос № 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19 октября 2016 г.

Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33), защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45, часть 2). Данные конституционные нормы требуют, чтобы гражданин рассматривался не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, могущий защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов, предполагают не только право подать в соответствующий государственный орган или должностному лицу заявление, ходатайство или жалобу, но и право получить на это обращение адекватный ответ.

При этом действующее правовое регулирование не предусматривает оставление жалоб и обращений граждан, поступивших Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, без мотивированного ответа и ни само по себе, ни во взаимосвязи с оспариваемыми положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не исключает судебного контроля за осуществлением рабочим аппаратом Уполномоченного по правам человека возложенных на него функций (определение от 30 января 2020 г. № 16-О).

Таким образом, по мнению судебной коллегии, бездействие Уполномоченного по нерассмотрению, ненадлежащему рассмотрению обращений гражданина может быть предметом судебного контроля.

В этой связи с учетом предмета настоящего административного спора судебная коллегия не усматривает оснований для прекращения производства по административному делу.

Закон Республики Карелия № 1468-ЗРК не регулирует порядок рассмотрения Уполномоченным обращений граждан, в свою очередь Федеральный закон № 501-ФЗ предусматривает, что Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка рассматривает обращения граждан (в том числе несовершеннолетних), объединений граждан, организаций, содержащие предложения, заявления, жалобы или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ, настоящим Федеральным законом, а также в порядке, утвержденном Уполномоченным (часть 1 статьи 7).

Согласно статье 1 Федерального закона № 59-ФЗ настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (часть 1). Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2). Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (часть 4).

Обращение Логинова М.Р. рассмотрено по существу, в адрес административного истца в срок, установленный Федеральным законом № 59-ФЗ, направлен мотивированный ответ. Несогласие с содержанием ответа само по себе не свидетельствует о незаконном бездействии Уполномоченного при рассмотрении обращения Логинова М.Р. Более того, как указано выше, ответ Уполномоченного на обращение Логинова М.Р. в содержательной части не может быть оспорен в судебном порядке.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

По мнению судебной коллегии, совокупности оснований для удовлетворения заявленных требований, установленных пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, в настоящем деле не усматривается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом первой инстанции не допущено.

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 1 июня 2022 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-2306/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Логинов Михаил Рудольфович
Ответчики
Уполномоченный по правам ребенка в РК Сараев Геннадий Александрович
ГКУ государственное юридическое бюро РК
Другие
Карельский региональный благотворительный фонд "Материнское сердце"
Уполномоченый при Президенте РФ по правам ребенка
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Данилов Олег Игоревич
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
05.07.2022Передача дела судье
28.07.2022Судебное заседание
01.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2022Передано в экспедицию
28.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее