Дело № 3а-941/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 декабря 2019 года г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
при секретаре Еремеевой С.С.,
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Масленниковой И.А.,
представителя административного истца Новикова М.М.,
представителя административного ответчика Земского собрания Пермского муниципального района Свечникова К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Четвериковой Елены Васильевны об оспаривании в части: решения Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 6 февраля 2014 года № 29 «Об утверждении Генерального плана Култаевского сельского поселения» и решения Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 9 июня 2014 года № 53 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения»,
УСТАНОВИЛ:
Четверикова Е.В. обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими решения Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 6 февраля 2014 года № 29 «Об утверждении Генерального плана Култаевского сельского поселения» (в редакции решения Земского собрания Пермского муниципального района от 29 июня 2016 года № 157); решения Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 9 июня 2014 года № 53 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения» (в редакции решений Земского собрания Пермского муниципального района от 29 июня 2016 года № 158, от 22 декабря 2016 года № 181, от 23 марта 2017 года № 212 и от 31 мая 2018 года № 323) в части распространения санитарно-защитной зоны скотомогильника на территорию земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****.
В обоснование заявленных требований (с учетом уточненного административного искового заявления от 13 декабря 2019 года) административный истец указал, что является собственником указанного земельного участка категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Полагает, что установление в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки санитарно-защитной зоны в границах его земельного участка не соответствует Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее также - СанПиН). В результате установленных необоснованных ограничений по использованию принадлежащего истцу земельного участка полагает, нарушаются ее права, в том числе в части невозможности использования земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования.
Административный истец Четверикова Е.В. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в суд не явилась.
В судебном заседании представитель административного истца НовиковМ.М. настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края Свечников К.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Совет депутатов Култаевского сельского поселения, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, участия своего представителя в судебном заседании не обеспечил, письменного отзыва в суд не представил.
Заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакциях, действовавших на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов, утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки относилось к вопросам местного значения поселения.
Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации, что предусмотрено частью 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений Закона Пермского края от 7 июля 2008 года № 270-ПК «Об образовании нового муниципального образования Култаевское сельское поселение», Устава муниципального образования «Култаевское сельское поселение», суд приходит к выводу, что нарушений требований к форме оспариваемых нормативных правовых актов, компетенции органа на принятие оспариваемого нормативного правового акта, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу на дату их издания, допущено не было, оспариваемые нормативные правовые акты органа местного самоуправления приняты уполномоченным представительным органом муниципального образования Советом депутатов Култаевского сельского поселения и в пределах предоставленных полномочий по решению вопросов местного значения.
Земским собранием Пермского муниципального района изменения в Генеральный план и правила землепользования и застройки внесены в пределах предоставленных данному органу положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ полномочий. Процедура публичных слушаний и порядок принятия Правил землепользования, предусмотренные статьями 24 – 25, 31 – 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, соблюдены.
С учетом изложенного, Генеральный план и Правила землепользования приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, и по этим основаниям лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Оспариваемые нормативные правовые акты официально опубликованы в установленном порядке и на дату рассмотрения дела в суде являются действующими. Изложенное не оспаривается лицами, участвующими в деле и подтверждено при рассмотрении аналогичного дела (апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2017 года № 44-АПГ17-16).
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации), к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Согласно разделу VII СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.
Скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к I классу санитарной классификации, при этом для объектов, входящих в данный класс, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны составляет 1000 м (пункт 7.1.12 раздела VII СанПиН).
Вместе с тем конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I – III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН). Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 4.2 СанПиН).
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся, к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Суд, с учетом приведенных норм, а также анализа положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», приходит к выводу о том, что вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований соответствующего законодательства.
Как следует из материалов дела и установлено судом в ходе рассмотрения дела, в **** в 1950 году был организован скотомогильник в связи с захоронением одной туши крупного рогатого скота (земельный участок с кадастровым номером **), который в настоящее время законсервирован.
Данный участок находится в собственности Пермского края и распоряжением названного субъекта Российской Федерации от 10 июня 2015 года № 179-рп закреплен на праве оперативного управления за Государственной ветеринарной инспекцией Пермского края.
6 февраля 2014 года решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения № 29 (далее – Решение № 29) утвержден Генеральный план Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края (далее – Генеральный план). 9 июня 2014 года решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения № 53 (далее – Решение № 53) утверждены Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения (далее – Правила землепользования и застройки).
Из текстовых материалов по обоснованию Генерального плана и прилагаемых к Генеральному плану картах, а также на карте зон с особыми условиями использования территории сельского поселения – Култаевское сельское поселение Правил землепользования и застройки отображена зона с особыми условиями использования территории – санитарно-защитная зона указанного выше скотомогильника, в границы которой полностью входит расположенный на данной территории принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером **.
Вместе с тем постановление об утверждении санитарно-защитной зоны данного скотомогильника Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось, что также не оспаривает представитель административного ответчика при рассмотрении настоящего дела. Проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров в материалы дела не представлен.
При указанных обстоятельствах, отображение в Правилах землепользования и застройки и в Генеральном плане санитарно-защитной зоны скотомогильника, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы.
Ссылка административного ответчика на то, что отмена санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника фактически снимает запрет на осуществление хозяйственной деятельности вблизи опасного объекта и ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, а также принятие в настоящее время административным ответчиком мер к установлению санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства не свидетельствует о принятии Решения № 29 и Решения № 53 в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
О нарушении прав административного истца оспариваемыми нормативными правовыми актами свидетельствует уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке административного истца, в связи с тем, что участок расположен в границах отображенной в Генеральном плане, Правилах землепользования и застройки санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого Решение № 29 и Решение № 53 должны быть признаны недействующими, суд учитывает то обстоятельство, что оспариваемые нормативные правовые акты до вынесения решения суда применялись и на их основании реализовывались права граждан и организаций, они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Четвериковой Елены Васильевны удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:
решение Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 6 февраля 2014 года № 29 «Об утверждении Генерального плана Култаевского сельского поселения» (в редакции решения Земского собрания Пермского муниципального района от 29 июня 2016 года № 157) в части распространения санитарно-защитной зоны «скотомогильника» на территорию земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****;
решение Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 9 июня 2014 года № 53 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения» (в редакции решений Земского собрания Пермского муниципального района от 29 июня 2016 года № 158, от 22 декабря 2016 года № 181, от 23 марта 2017 года № 212 и от 31 мая 2018 года № 323) в части распространения санитарно-защитной зоны «скотомогильника» на территорию земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****.
Сообщение о принятом решении суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу должно быть опубликовано в официальном печатном источнике.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 18 декабря 2019 года.
Решение суда не вступило в законную силу.
Судья (подпись)