Дело №а-2423/2021
22RS0068-01-2021-000700-36
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июля 2021 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Церковной Н.В.,
при секретаре Бейч Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Алтайскому краю к Галкину Сергею Анатольевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Алтайскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России № 15 по Алтайскому краю, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором просит взыскать с последнего транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб., пени по требованию № за период ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб., за период ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб., пени по требованию № за период ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб., за период ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб.
В обоснование требований указано, что административный ответчик состоит на учете Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю и является плательщиком транспортного налога в связи с наличием у него в собственности транспортного средства <данные изъяты> <данные изъяты>. В связи с неуплатой налогоплательщиком транспортного налога в установленный срок образовалась недоимка.
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежаще. Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно частям 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Часть 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации наделяет налоговые органы правом обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный в налоговом требовании срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Таким образом, законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, предполагающий направление налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени и штрафа по месту жительства последнего либо иным доступным способом.
В силу части 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.
Из материалов административного дела следует, что Галкин С.А. является плательщиком транспортного налога.
В подтверждение соблюдения досудебной процедуры урегулирования спора административным истцом в материалы дела представлены сведения о направлении налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости оплаты транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год, а также требований № (ДД.ММ.ГГГГ год), № (включены пени за ДД.ММ.ГГГГ годы), № (включены пени за ДД.ММ.ГГГГ годы) через сервис «Личный кабинет налогоплательщика».
Согласно части 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При этом налогоплательщиками, получившими доступ к информационному ресурсу «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», считаются физические лица, получившие регистрационную карту и сменившие первичный пароль при входе в ЛК ФЛ, а также все пользователи, подключившиеся с помощью сертификата ключа электронной подписи или с помощью учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Исключение составляют пользователи, отказавшиеся от пользования личного кабинета или заблокировавшие свою учетную запись, а также пользователи, утратившие возможность доступа к информационному ресурсу в случае неизменения полученного первичного пароля в течение 30 дней с момента получения регистрационной карты (письмо ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № № в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
На запрос суда налоговым органом в материалы дела представлены сведения о том, что первичная регистрация в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» Галкиным С.А. произведена ДД.ММ.ГГГГ. При этом по сведениям ЦОД «Личный кабинет налогоплательщика» в отношении Галкина С.А. в информационном ресурсе отражена информация о том, что пользователь не сменил первичный пароль. Документы, подтверждающие смену первичного пароля, отсутствуют.
Таким образом, материалами дела достоверно не подтверждается наличие волеизъявления налогоплательщика на открытие личного кабинета и получение документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, в электронной форме через личный кабинет. Неопровержимые доказательства указанного налоговым органом в материалы дела не представлены. Само по себе существование личного кабинета в отсутствие воли налогоплательщика не свидетельствует о надлежащем исполнении административным истцом обязанности по направлению ФИО4 требования об уплате авансовых платежей и пени.
В этой связи представленные в материалы дела сведения о направлении вышеуказанных требований посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» сами по себе не свидетельствуют о соблюдении административным истцом обязательного досудебного порядка, поскольку сведений о смене первичного пароля при входе налогоплательщиком в ЛК не представлено.
Сведений о направлении требований №№, №, № административному ответчику по месту его жительства заказным письмом по почте, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи материалы дела не содержат.
Учитывая, что административный истец, как налоговый орган, перед обращением с административным иском в суд не исполнил предусмотренную законом обязанность направления требования об уплате налога и пени в соответствии с положениями части 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, доказательств обратному не представил, суд полагает необходимым административное исковое заявление оставить без рассмотрения по причине несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
В силу части 3 статьи 197 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации разъясняется, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
Руководствуясь статьей 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Алтайскому краю к Галкину Сергею Анатольевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени оставить без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано путем подачи частной жалобы в течение 15 дней со дня его вынесения в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула.
Судья Н.В. Церковная