№11-178/2020
Мировой судья Юрченко Л.В.
Определение
15 октября 2020 года г. Оренбург
Центральный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Лабузовой Е.В.,
при секретаре Донских М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на определение мирового судьи судебного участка №7 Центрального района г.Оренбурга от 10.08.2020 года о возвращении заявления о вынесении судебного приказа,
установил:
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обратилось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Коннова А.Н. задолженности по оплате за пользование жилым помещением, содержание жилого помещения и коммунальные услуги в размере 12 643,19 рублей. Одновременно подано ходатайство об освобождении заявителя от оплаты государственной пошлины.
Определением мирового судьи судебного участка №7 Центрального района г.Оренбурга от 10.08.2020 года исковое заявление возвращено заявителю в связи с неоплатой государственной пошлины.
С таким определением заявитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не согласился, подал частную жалобу, в которой ссылается на незаконность определения, поскольку в основу определения положены выводы об отсутствии оснований для отсрочки госпошлины, в то время как заявитель просил об освобождении. Ссылаясь на то, что РФ не является плательщиком госпошлины, когда участвует в гражданских правоотношениях, а заявитель выступает от имени РФ и в своей деятельности выполняет функции Минобороны России, ходатайство об освобождении от госпошлины должно было быть удовлетворено. Просит отменить определение о возвращении заявления мирового судьи судебного участка №7 Центрального района г.Оренбурга от 10.08.2020 года, освободить ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от уплаты госпошлины и принять заявление к производству.
В силу статьи 333 ГПК РФ частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ст.334 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, представление прокурора, вправе:
1) оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, представление прокурора без удовлетворения;
2) отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
Основания для возвращения заявления о выдаче судебного приказа перечислены в ст.125 ГПК РФ. Судья возвращает заявление о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 135 настоящего Кодекса, а также в случае, если, в частности, заявленное требование не оплачено государственной пошлиной.
В то же время указанная норма подлежит применению в совокупности со ст.333.36 НК РФ, в п.п.19 п.1 которой предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Определением мирового судьи судебного участка №7 Центрального района г.Оренбурга от 10.08.2020 года заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Коннова А.Н. возвращено заявителю в связи с неуплатой им госпошлины и отсутствием оснований для отсрочки.
При вынесении определения мировой судья исходил из того, что право суда освободить подателя заявления от уплаты госпошлины, уменьшить ее размер, предоставить отсрочку либо рассрочку (ст.333.20 ч.2 НК РФ) реализуется в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ, которая в свою очередь отсылает к основаниям для таких действий, изложенным в ст.64 НК РФ. При этом заявитель не представил необходимых документов, подтверждающих возникновение обстоятельств, предусмотренных в ст.64 НК РФ, а также размер госпошлины – 252,86 рублей – является незначительным.
Однако данный вывод мирового судьи не соответствует обстоятельствам дела и принят без учета, как заявленных требований, так и норм законодательства, а потому согласиться с ним нельзя.
При обращении к мировому судье ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России приложило ходатайство об освобождении его от оплаты госпошлины со ссылкой на п.п.4 п.1 ст.333.35 НК РФ: От уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой.
Данная норма аналогична п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ применительно к обращениям в суд (к мировым судьям).
Таким образом, обращение с ходатайством не было основано на ст.333.20 НК РФ и не связывалось заявителем с его материальным положением, которое является основанием для освобождения от уплаты госпошлины при судейском на то усмотрении. Более того, ст.333.41 НК РФ и связанная с ней ст.64 НК РФ применяются только при обращении с ходатайством об отсрочке либо рассрочке уплаты налога (в данном случае госпошлины), а такого ходатайства вообще ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не заявляло.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение прав военнослужащих на жилищное обеспечение осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в данном случае, Министерством обороны Российской Федерации, которое в соответствии со Структурой федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636, является федеральным министерством и по этому основанию отнесено к органам государственной власти.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно п. 5 названного Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N 155 с 1 апреля 2017 г. создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России. Основными целями деятельности Учреждения являются содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 февраля 2019 N 106 "Об осуществлении федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями, находящимися в ведении Министерства обороны Российской Федерации, полномочий Министерства обороны Российской Федерации по исполнению публичных обязательств" утвержден Перечень федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, которым передаются полномочия Министерства обороны Российской Федерации по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме, в указанный перечень включено ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Таким образом, на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, являющегося структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации и действующего на основании его полномочий, в полной мере распространяются положения пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом наличие у ответчика статуса юридического лица в организационно-правовой форме учреждения не имеет правового значения для исполнения им государственных функций субъекта публичных правоотношений, в связи с чем, не влияет на возможность реализовать предусмотренные законодательством о налогах и сборах льготы по уплате государственной пошлины применительно к правоотношениям, возникающим при осуществлении указанным юридическим лицом государственных функций.
Обращаясь с заявлением о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России действовал не в своих интересах, а в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
В связи с изложенным выводы мирового судьи о наличии препятствий для принятия к производству заявления ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России о вынесении судебного приказа о взыскании с Коннова А.Н. задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ввиду неуплаты государственной пошлины при обращении в суд нельзя признать законными и обоснованными.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что частная жалоба ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России подлежит удовлетворению, а определение мирового судьи от 10.08.2020 года отмене в полном объеме ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права и несоответствия выводов мирового судьи обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст.334 ГПК РФ суд
определил:
определение мирового судьи судебного участка №7 Центрального района г.Оренбурга от 10.08.2020 года о возвращении заявления Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Коннова А.Н. - отменить.
Направить материал по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о вынесении судебного приказа о взыскании с Коннова А.Н. задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, мировому судье судебного участка №7 Центрального района г.Оренбурга со стадии принятия заявления к производству.
Частную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации - удовлетворить.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Е.В. Лабузова