Дело № 2-759/2021
Поступило в суд:
23.11.2020г.
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2021 года г. Новосибирск
Кировский районный суд города Новосибирска
в с о с т а в е:
Председательствующего судьи РЕПА М.В.
При секретаре Тиниковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якжина В. Ю., Якжиной Т. Ю. к Мэрии г. Новосибирска о признании права собственности на самовольную постройку,
У С Т А Н О В И Л:
ИстцыЯкжин В.Ю., Якжина Т.Ю. обратилисьв суд с вышеуказанным иском, в обоснование требований, указав, чтоза ними зарегистрировано право общей совместной собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 867 кв.м., который расположен по адресу: установлено относительно ориентира индивидуальный жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> предназначен для эксплуатации жилого дома.
В 2018 году на земельном участке был построен двухэтажный индивидуальный жилой дом с подвалом. Согласно техническому паспорту общая площадь здания составила 253,1 кв.м., общая площадь помещений – 234,6 кв.м., жилая площадь – 28,7 кв.м.
В 2020 году истцы обратились с заявлением о введении дома в эксплуатацию. В выдаче разрешения было отказано с указанием на то, что они своевременно не обратились за соответствующими согласованиями и разрешениями, жилой дом является самовольной постройкой. Также в уведомлении № 14-2020-36 от 31.01.2020 мэрии г. Новосибирска указано на несоответствие индивидуального жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, поскольку согласно карте градостроительного зонирования, земельный участок по <адрес> расположен в зоне застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1), в которой в основных разрешенных видах земельных участков и объектов капитального строительства «объект индивидуального жилищного строительства» отсутствует.Согласно чертежу градостроительного плана земельного участка подготовленного ДСА мэрии города Новосибирска, жилой дом по <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № изображен частично за границей допустимого места размещения объекта индивидуального жилищного строительства в связи с тем, что расположен в охранной зоне теплотрассы. Расстояние от теплотрассы до фундамента дома должно составлять не менее 5 метров, по факту составляет 4,5 метров.
Согласно техническому заключению № 3-СТ/2020, выполненному 21.05.2020 ООО «Первое экспертное бюро» несущие и ограждающие конструкции жилого дома находятся в исправном состоянии. Несущие и ненесущие конструкции не нарушают работу коммуникаций инженерного обеспечения жилого дома, все несущие конструкции находятся в проектном положении и не имеют непроектных проемов. Строительные конструкции жилого дома находятся в исправном состоянии, недопустимых прогибов, дефектов и трещин не обнаружено. Внутренняя отделка помещений соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Инженерное обеспечение соответствует установленным правилам. Обследуемый жилой дом имеет естественное освещение, обеспечен инженерными системами. Минимальные площади и габариты помещений жилого дома соблюдены. На основании этого экспертом сделан вывод о том, что индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> соответствует требованиям действующих нормативных документов.
Строение, размещенное на земельном участке с кадастровым номером № не нарушает права и интересы других лиц, не создает угрозу их жизни и здоровью, не нарушает градостроительные нормы и правила. Техническое состояние строительных конструкций жилого дома обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию, не нарушает права и законные интересы граждан, помещение используется и пригодно в качестве места постоянного проживания граждан.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» размещение жилого дома на фактически занимаемом земельном участке по адресу: г. Новосибирск, <адрес> соответствует СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» п.2.1 (требования к участку и территории жилых зданий при их размещении).
Исходя из заключения ООО «Автоматика-АСО» жилой дом по адресу: <адрес> соответствует требованиям норм и правил пожарной безопасности, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни или здоровью.
Из заключения кадастрового инженера от 14.01.2020г.вышеуказанный индивидуальный жилой дом размещен на земельном участке с кадастровым номером №, контур жилого дома полностью расположен в кадастровых границах земельного участка №, пересечений с другими земельными участками не выявлено.
Возведенный истцами индивидуальный жилой дом не препятствует собственникам смежных земельных участков в пользовании ими и расположенными на них зданиями, строениями и сооружениями, не нарушает их права.
Истцы просят признать за ними право общей совместной собственности на индивидуальный жилой дом, общей площадью здания 253,1 кв.м., общей площадьюпомещений – 234,6 кв.м.,жилой площадью28,7 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: установлено относительно ориентира индивидуальный жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира:<адрес>.
Истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, обеспечили явку своего представителя.
Представитель истцов Вагнер Е.И.в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, дала суду показания в соответствии с вышеизложенным.
Представитель ответчика – Мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился. О времени иместе рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель 3 лица – администрации Кировского района г. Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав пояснения представителя истцов, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные требования истца подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что право собственности истцов на земельный участок зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области о чем 09.06.2015г.сделана запись регистрации №(л.д. 15).
Технический паспорт на индивидуальный жилой дом по адресу <адрес>от 18.12.2019, выданный ООО «Гео плюс» подтверждает назначение дома- жилое, год постройки 2016, общей площадью здания – 253,1кв.м., площадь помещений здания – 234,6 кв.м., число этажей– 3(л.д. 67-70).
31.01.2019г. мэрией г. Новосибирска направлено истцам уведомление о несоответствии реконструированного индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> требованиям законодательства о градостроительной деятельности, поскольку согласно карте градостроительного зонирования, земельный участок по <адрес> расположен в зоне застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1), в которой в основных разрешенных видах земельных участков и объектов капитального строительства «объект индивидуального жилищного строительства» отсутствует. Согласно чертежу градостроительного плана земельного участка подготовленного ДСА мэрии города Новосибирска, жилой дом по <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № изображен частично за границей допустимого места размещения объекта индивидуального жилищного строительства в связи с тем, что расположен в охранной зоне теплотрассы. Расстояние от теплотрассы до фундамента дома должно составлять не менее 5 метров, по факту составляет 4,5 метров.
В судебном заседании установлено, чтоза разрешением на строительство в установленном ст. 51 Градостроительного кодекса РФ порядке истцы в Мэрию г. Новосибирска не обращались, фактически осуществили самовольную постройку здания.
В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из технического заключения № 3-СТ/2020, выполненному 21.05.2020 ООО «Первое экспертное бюро» следует, что несущие и ограждающие конструкции индивидуального жилого дома находятся в исправном состоянии. Несущие и не несущие конструкции обследуемых помещений не нарушают работу коммуникаций инженерного обеспечения жилого дома, все несущие конструкции находятся в проектном положении и не имеют непроектных проемов. Объект не выходит за границы земельного участка и не нарушает требования СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного строительства». Жилой дом не превышает максимальный размер земельного участка – 0.1 га, предельные параметры разрешенного строительства 30%, также максимально допустимое количество этажей – 3 этажа и минимальные отступы от границ земельного участка для объектов капитального строительства с иным видом разрешенного использования – 3 м. Строительные конструкции жилого дома находятся в исправном состоянии, недопустимых прогибов, дефектов и трещин не обнаружено. Внутренняя отделка помещений соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Инженерное обеспечение соответствует установленным правилам. Обследуемый жилой дом имеет естественное освещение, обеспечен инженерными системами. Минимальные площади и габариты помещений жилого дома соблюдены. На основании изложенного, экспертом сделан вывод о том, что строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № не нарушает права и интересы других лиц, не создает угрозу их жизни и здоровью, не нарушает градостроительные нормы и правила. Техническое состояние строительных конструкций жилого дома обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию, не нарушает права и законные интересы граждан, помещение используется и пригодно в качестве места постоянного проживания граждан (л.д.16-41).
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» размещение жилого дома на фактически занимаемом земельном участке по адресу: <адрес> соответствует СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» п.2.1 (требования к участку и территории жилых зданий при их размещении) (л.д. 42-43).
Из заключения ООО «Автоматика-АСО» № 253/07-2020 от 24.07.2020следует, что индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес> по состоянию на 24.07.2020 соответствует требованиям норм и правил пожарной безопасности, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни или здоровью (л.д. 44-53).
Из заключения кадастрового инженера от 14.01.2020 следует, что индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес> размещен на земельном участке с кадастровым номером №, контур жилого дома полностью расположен в кадастровых границах земельного участка № пересечений с другими земельными участками не выявлено (л.д. 54-63).
Согласно ответу АО «Сибирская энергетическая компания» от 14.05.2020г., теплотрасса, проходящая по территории земельного участка по <адрес> не принадлежит АО «СИБЭКО» на праве собственности или аренды (л.д. 66).
В соответствии с ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Однако, несоответствие объекта недвижимости указанным выше требованиям не является безусловным основанием для его сноса.
Так, в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что само по себе возведение спорного строения без получения разрешения на строительство не является безусловным основанием для удовлетворения иска о сносе. Для решения указанного вопроса необходимо выяснять, допущены ли при его возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 45, 46 указанного Постановления следует, что несоблюдение градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного, в порядке ст. 304 ГК РФ иска об устранении нарушений права в случае, если при этом нарушается право собственности или законное владение.
Ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представлены надлежащие, допустимые, а в совокупности достаточные доказательства нарушения, либо угрозы нарушения их прав и охраняемых законом интересов.
Доказательств того, что сохранение указанного объект нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан, затрагивает публичные интересы, ответчиком представлено не было.
При этом, с учетом имеющихся заключений специалистов, размещение объекта обеспечено противопожарным требованиям в части обеспечения эвакуации и противопожарных отступов от соседних зданий.
Таким образом, судом установлено, что текущие расположение здания требованиям градостроительных нормативов соответствует.
Таким образом, в судебном заседании подтвержден факт самовольной постройки, представлено необходимое заключение, подтверждающее безопасность жилого дома, его соответствие строительным, санитарным и экологическим нормам.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита права осуществляется, в том числе и путем его признания.
В силу указанных обстоятельств и норм закона, при отсутствии возражений ответчика, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования истцов Якжина В.Ю. и Якжиной Т.Ю.
На основанииизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░. ░.░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 253,1 ░░.░., ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 234,6 ░░.░., ░░░░░ ░░░░░░░░ 28.7 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░:<░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ / ░░░░░░░/
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-759/2021 (54RS0005-01-2020-005596-93) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░ 05.04.2021░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░