Решение по делу № 2-1171/2018 от 03.10.2018

Дело № 2 – 1171/2018

Решение

Именем Российской Федерации

24 октября 2018 г. г. Вышний Волочёк

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Кяппиева Д.Л.,

при секретаре Прудниковой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Вышний Волочек Тверской области к муниципальному унитарному предприятию «Теплоснабжающая компания», обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Тверь» и акционерному обществу «Газпром газораспределение Тверь» о признании незаконными действий по ограничению в полном объеме поставки природного газа на котельную, прекращении транспортировки природного газа на котельную, по непредоставлению коммунальной услуги в виде отопления многоквартирного жилого дома, о возложении обязанности по обеспечению поставки природного газа на котельную, по поставке тепловой энергии в виде отопления в многоквартирный жилой дом,

с участием представителя истца Яковлевой Ю.С.,

представителя ответчика, муниципального унитарного предприятия «Теплоснабжающая компания», Репиной М.И.,

установил:

администрация города Вышний Волочёк Тверской области обратилась в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Теплоснабжающая компания» (далее по тесту – МУП «ТСК»), обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Тверь» (далее по тексту – ООО «Газпром межрегионгаз Тверь») и акционерному обществу «Газпром газораспределение Тверь» (далее по тексту – АО «Газпром газораспределение Тверь») в котором просит:

- признать незаконными действия ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» по ограничению в полном объеме поставки природного газа для МУП «ТСК» на котельную № 24, расположенную по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красноармейская, д.32;

- признать незаконными действия АО «Газпром газораспределение Тверь», выразившееся в прекращении транспортировки природного газа МУП «ТСК» на котельную № 24, расположенную по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красноармейская, д.32;

- признать незаконными действия МУП «ТСК» по непредоставлению с 27 сентября 2018 г. коммунальной услуги в виде отопления для многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красноармейская, д.32, запитанного от котельной № 24;

- обязать ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» обеспечить поставку природного газа, а АО «Газпром газораспределение Тверь» обеспечить транспортировку природного газа для МУП «ТСК» на котельную № 24, для выработки и предоставления тепловой энергии в виде отопления для потребителей коммунальной услуги, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красноармейская, д.32;

- обязать МУП «ТСК» поставлять тепловую энергию в виде отопления в жилой дом, расположенный по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красноармейская, д.32, запитанный от котельной № 24 города Вышний Волочек в объеме и качестве, установленном действующим законодательством;

- обратить решение суда к немедленному исполнению.

В обосновании иска указано, что 25 сентября 2018 г. Постановлением Главы города Вышний Волочек № 176 был установлен срок начала отопительного периода в жилом фонде города Вышний Волочек с 27 сентября 2018 года. Одной из теплоснабжающих компаний на территории МО «Город Вышний Волочек» является МУП «ТСК», одним из видов деятельности которой является: производство пара и горячей воды (тепловой энергии), передача пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии). Определением Арбитражного суда Тверской области от 02 июля 2018 года по делу А66-7825/2017 МУП «ТСК» признано несостоятельным (банкротом). Конкурсным управляющим утвержден Крупенин В.А. Котельная № 24, расположенная по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красноармейская, д.32, осуществляет поставку тепловой энергии в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красноармейская, д.32. Истцу стало известно о том, что на газопроводы котельной № 24 установлены заглушки и по настоящее время поставка тепловой энергии в многоквартирный жилой дом не осуществляется. Администрацией города Вышний Волочек котельная № 24 передана в хозяйственное ведение МУП «ТСК», право хозяйственного ведения прошло государственную регистрацию в регистрирующем органе. Причиной полного ограничения подачи газа послужило наличие задолженности МУП «ТСК» перед ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» за потребленный газ. Несмотря на обращение МУП «ТСК» к ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» о снятии заглушек с газопроводов котельной № 24, ситуация с теплоснабжением не изменилась. Администрация города считает, что наличие задолженности не должно нарушать права жителей многоквартирного дома на получение коммунальных услуг надлежащего качества. Поставка газа является необходимым элементом технологического процесса отопления и горячего водоснабжения и возможность его предоставления добросовестным потребителям непрерывно связана с газоснабжением, осуществляемым ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», АО «Газпром газораспределение Тверь» и МУП «ТСК». Неправомерными действиями ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», МУП «ТСК», АО «Газпром газораспределение Тверь» лица, проживающие в жилом доме, расположенном по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красноармейская, д.32 лишены возможности получать качественные коммунальные услуги в виде теплоснабжения. ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» занимает доминирующее положение на рынке поставки природного газа потребителям, соответственно жители многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красноармейская, д.32 не имеют возможности получения коммунальной услуги в виде отопления надлежащего качества и объёма у иных поставщиков. Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» можно расценивать как злоупотребление правом и доминирующим положением. В исковом заявлении содержатся ссылки на нормативные акты.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета иска, указан конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия «Теплоснабжающая компания» Крупенин Вадим Александрович.

Определением судьи о подготовке дела к судебному разбирательству от 05 октября 2018 года к участию в деле для дачи заключения привлечено Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, как орган федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (орган государственного надзора).

Представитель истца, администрации города Вышний Волочёк Тверской области, Яковлева Ю.С. в судебном заседании иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, прямого указания на ограничение транспортировки и поставки газа на котельную № 24 со стороны соответственно АО «Газпром газораспределение Тверь» и ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» не поступало; однако, узнав о начале с 27 сентября 2018 г. отопительного сезона на территории города Вышнего Волочка, не были предприняты меры, направленные на возобновление данных поставок, а именно не были сняты заглушки с газопровода котельной № 24, установленные по окончании отопительного сезона; возобновление транспортировки и поставки газа на котельную № 24 возобновлены 08 октября 2018 г., то есть после получения АО «Газпром газораспределение Тверь» и ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» исполнительных листов, выданных на основании определения суда о принятии мер по обеспечению иска.

Представитель ответчика, МУП «ТСК» Репина М.И. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что заявленные требования должны быть предъявлены к ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», поскольку, когда начался отопительный сезон, они не сняли заглушки с газопроводов и мы не смогли предоставить коммунальную услугу в виде отопления. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и фактически сложившимися обстоятельствами дела, действия ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» по ограничению поставки газа в отопительный сезон в отношении МУП «ТСК» являются незаконными. Указанные действия, в свою очередь, привели к непредоставлению со стороны МУП «ТСК» коммунальной услуги по отоплению в жилой дом, расположенный по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красноармейская, д. 32, так как поставка газа является необходимым элементом технологического процесса отопления города Вышний Волочёк.

Ответчик АО «Газпром газораспределение Тверь» в суд своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещено, ходатайств и возражений не представлено.

Ответчик ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» в суд своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещено, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представил письменные возражения относительно заявленных исковых требований, в которых изложены следующие доводы.

ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» не совершал действий по введению ограничения поставки газа на котельную № 24. Котельная № 24 является сезонной, и заглушка на нее была установлена в связи с окончанием отопительного сезона, а не в порядке ограничения поставки газа из-за долгов потребителя газа. Срок исполнения просьбы о направлении полномочных представителей поставщика газа для снятия пломб с сезонных котельных согласован не был, законом специальных сроков исполнения подобных просьб также не установлено. В подобном случае обязательство по направлению полномочных представителей для снятия пломб с сезонных котельных должно быть исполнено в разумный срок после его возникновения. В соответствии с пунктом 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства. Из материалов дела усматривается, что постановление Главы города Вышний Волочек о начале отопительного сезона принято 25 сентября 2018 г. Спустя два дня – 27 сентября 2018 года истец обратился к ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» с просьбой о снятии заглушек. И уже 03 октября 2018 года (с учетом того, что 29 и 30 сентября 2018 года являлись выходными днями) истец обратился в Вышневолоцкий городской суд с просьбой обязать ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» возобновить в полном объеме подачу газа на котельную. Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» не нарушал установленных законом сроков. Для согласования производства работ по снятию заглушек с газораспределительной организацией поставщику газа требуется определенное время. Учитывая начало отопительного сезона и поступление от многих теплоснабжающих организаций заявлений о возобновлении поставок газа, поставщик газа и газораспределительная организация производят работы по снятию заглушек в разумные сроки. В настоящее время поставка газа возобновлена на основании определения суда о принятии обеспечительных мер. Поскольку заглушка на котельную № 24 была поставлена в связи с окончанием отопительного сезона, а не в связи с началом процедуры ограничения поставки газа, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2016 г. № 1245, предупреждений об ограничении среднесуточной нормы поставки газа в адрес МУП «ТСК» не направлялось и не должно было направляться.

Третье лицоконкурсный управляющий МУП «ТСК» Крупенин В.А. в суд не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещён. Возражений и ходатайств не представил.

Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, как орган федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (орган государственного надзора), в суд своего представителя не направило, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя территориального отдела, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.

Ранее Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, как органом федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (орган государственного надзора) в суд направлено заключение по существу заявленных исковых требований, из которого следует, что основанием для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев. Основанием для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются: полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев. Поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки)газа. Пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2016 г. № 1245 предусмотрено, что потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсосбережения. Поскольку в соответствии с ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ на граждан, как потребителей коммунальных услуг, возложена обязанность по оплате коммунальных услуг, соответственно они имеют право на получение коммунальных услуг надлежащего качества в объемах, необходимых для жизнедеятельности. ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», АО «Газпром газораспределение Тверь» своими действиями по ограничению поставки газа фактически вмешиваются в договорные правоотношения между потребителями коммунальных услуг и теплоснабжающей организацией – МУП «ТСК». Ограничения в поставке газа может привести к неблагоприятным последствиям в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и нарушить условия проживания граждан в жилых помещениях. ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», АО «Газпром газораспределение Тверь» являются монополистами в области транспортировки газа, занимают доминирующее положение на рынке сбыта. Вышеприведенные нормы права не дают возможность ответчикам принимать ограничительные меры, которые, в первую очередь, затрагивают права и интересы граждан (потребителей коммунальных услуг). У жителей дома № 32 по ул. Красноармейская отсутствует альтернатива выбора способа обогрева жилого помещения, выбора ресурсоснабжающей организации.

В заключении по делу содержатся ссылки на нормативные акты.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, в том числе, заключение Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, как органа федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (орган государственного надзора), суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», как поставщик по договору поставки газа <№> от 01 августа 2015 г. обязалось с 01 декабря 2016 г. по 31 декабря 2016 г. поставлять МУП «ТСК» как покупателю, газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, а последний обязуется принимать газ и оплачивать его.

Вышеназванный договор касался поставки газа на объект подключения – котельная № 24, которая на основании распоряжения Главы города Вышний Волочек Тверской области от 11 августа 2015 г. № 665-р передана в хозяйственное ведение МУП «ТСК», что подтверждается актом приема-передачи от 11 августа 2018 г. и свидетельством о государственной регистрации права <№> от 05 октября 2015 г.,

Адрес котельной № 24: Тверская область, г. Вышний Волочёк, ул. Красноармейская, дом 32.

Дополнительным соглашением <№> от 14 сентября 2017 г. к договору поставки газа <№> от 01 августа 2015 г. действие договора продлено до 31 декабря 2018 г.

В дополнительном соглашении указаны общий и месячный объёмы поставки газа.

Согласно п.2.1 Устава, целью деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» является обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям Тверской области в соответствии с заключенными договорами, сбор платежей с покупателей газа, оперативное управление режимами газоснабжения, а также извлечение прибыли.

Из Устава МУП «ТСК» следует, что основным видом деятельности является, в том числе, производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); деятельность по обеспечению работоспособности котельных; деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей; производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (п. 2.2 Устава).

МУП «ТСК» является теплоснабжающей организацией и осуществляет поставку тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде в отношении юридических лиц и населения города Вышний Волочек, в том числе, на котельную № 24, расположенную по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красноармейская, д.32.

В судебном заседании не оспаривалось то обстоятельство, что МУП «ТСК» осуществляет поставку тепловой энергии через котельную № 24, в жилой многоквартирный дом № 32, расположенный по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красноармейская.

Согласно пункта 1 Постановления Главы города Вышний Волочек Тверской области № 176 от 25 сентября 2018 года «О начале отопительного периода 2018-2019 г.г. в жилом фонде города Вышний Волочек», с 27 сентября 2018 г. начать отопительный период 2018-2019 г.г. в жилом фонде города Вышний Волочек от всех котельных города, независимо от форм собственности.

Письменным сообщением МУП «ТСК» № 3332 от 27 сентября 2018 г., генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» и директор филиала АО «Газпром газораспределение Тверь» поставлены в известность о начале отопительного сезона в жилом фонде города Вышнего Волочка и о необходимости снятия заглушки с газопровода котельной № 24.

01 октября 2018 г. в адрес Главы города Вышний Волочёк поступило письмо от исполнительного директора МУП «ТСК» с просьбой оказать содействие в решении проблемы снятия заглушки с газопровода котельной № 24. В письме также содержится указание на поступающие посредством телефонной связи жалобы жителей дома № 32 по ул. Красноармейская на отсутствие отопления.

03 октября 2018 г. в суд поступило исковое заявление, 05 октября 2018 г. определением суда приняты меры по обеспечению иска.

Суд критически относится к доводу ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» о том, что заглушка на котельную № 24, которая является сезонной, была установлена в связи с окончанием отопительного сезона, но не в порядке ограничения поставки газа из-за долгов потребителя газа.

Действительно, судом установлено, что прямого указания на ограничение транспортировки и поставки газа на котельную № 24 со стороны АО «Газпром газораспределение Тверь» и ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» не поступало.

Однако, тот факт, что в период с 27 сентября 2018 г., то есть со дня начала отопительного сезона в г. Вышнем Волочке, не были сняты заглушки с газопровода котельной № 24, установленные по окончании отопительного сезона 2017 – 2018 годов, что привело к отсутствию поставки природного газа на котельную № 24, свидетельствует о фактическом ограничении поставки газа.

Соответствующие заглушки были сняты только во исполнение определения Вышневолоцокого городского суда Тверской области, постановленного 05 октября 2018 г. по заявлению о принятии мер по обеспечению иска.

Таким образом, с начала отопительного сезона 2018 – 2019 годов (27 сентября 2018 г.) и до исполнения определения суда о принятии мер по обеспечению иска тепловая энергия в виде отопления не поставлялась в жилой дом, расположенный по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочёк, ул. Красноармейская, д.32, запитанный от котельной № 24 города Вышнего Волочка.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу положений абзаца первого пункта 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

В силу пункта 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учёта о ее фактическом потреблении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

Нормы об изменении и расторжении договора энергоснабжения закреплены в статье 546 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьёй 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии (пункт 2).

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (пункт 3).

Согласно положениям статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1).

К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 – 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2).

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов определяются Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закона «О газоснабжении в Российской Федерации») – статья 1.

В статье 2 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» закреплены основные понятия, используемые для целей настоящего закона

Так под газоснабжением понимается одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; под газораспределительной системой - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям; под газотранспортной организацией - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях; по поставщиком (газоснабжающей организацией) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам; под потребителем газа - лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.

В статье 25 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» закреплены нормы, содержащие гарантии оплаты поставленного газа и услуг по его транспортировке.

На основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги (часть первая).

При несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть шестая).

В соответствии с Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. № 1245 утверждены Правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа (далее – Правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа).

Основаниями для частичного ограничения подачи (поставки) иотбора газа являются полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и(или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2раз в течение 12месяцев (подпункт «г» пункта 3 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа).

Полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком.

Потребитель обязан погасить имеющуюся задолженность и принять меры по безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с полным ограничением подачи газа. В случае погашения потребителем задолженности по оплате поставляемого газа дальнейшее ограничение его подачи (поставки) не производится, а уже введенное ограничение подлежит отмене не позднее 3рабочих дней со дня погашения задолженности при условии оплаты потребителем расходов, понесенных в связи с проведением работ по введению и снятию ограничения (пункт 7 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа).

Поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.

В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения (пункт 8 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа).

Ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и(или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее-абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 – 13 настоящих Правил (пункт 10 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа).

Потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и(или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения (пункт 11 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа).

Исполнение обязанности, предусмотренной пунктом настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем:

а)полного и(или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б)предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;

в)предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте «б» настоящего пункта (пункт 12 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа).

В случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте «в» пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12месяцев).

Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

В случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа (с предупреждением потребителя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за сутки), в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца. Последующее возобновление подачи (поставки) газа в установленных на период ограничения объемах осуществляется поставщиком с наступлением следующего месяца, если иное не предусмотрено договором поставки газа (пункт 13 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (далее по тексту – Правила предоставления коммунальных услуг).

В пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг закреплено, что под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (абзац седьмой); под потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещение в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (абзац пятнадцатый).

Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг, условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении), являются предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложение № 1.

В приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг содержатся Требования к качеству коммунальных услуг.

Так в пункте 4 (раздел II) Требований к качеству коммунальных услуг закреплено требование о бесперебойном круглосуточном горячем водоснабжении в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

В пункте 14 (раздел VI) приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг закреплено требование о бесперебойном круглосуточном отоплении в течение отопительного периода. Допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12°С до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10°С до +12°С; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8°С до +10°С.

В подпункте «е» пункта 4 Правил закреплено, что потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Согласно пункту 21 Правил предоставления коммунальных услуг договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

В силу подпункта «а» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно подпункту «а» пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

В соответствии с пунктом 121 Правил предоставления коммунальных услуг, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.

Так в подпункте «б» пункта 117 Правил предоставления коммунальных услуг закреплено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Таким образом, на основании вышеуказанных нормативных правовых актов, граждане, потребляющие тепловую энергию для бытовых нужд, относятся к потребителям, не подлежащим отключению в безусловном порядке при задолженности по оплате за потребленную энергию и приостановление или ограничение подачи тепловой энергии не должно нарушать права и законные интересы других потребителей, которые своевременно оплачивают потребленную тепловую энергию. В многоквартирном же доме приостановить или ограничить подачу тепловой энергии только потребителю-неплательщику, как правило, невозможно по техническим причинам.

Введение полного ограничения режима потребления электроэнергии свидетельствует о расторжении в одностороннем порядке договора энергоснабжения с плательщиками-гражданами, которые своевременно и в полном объеме оплачивают коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению.

Потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и(или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.

По смыслу приведенных положений закона и подзаконного акта ограничение и прекращение поставки ресурсов возможно только на основании соглашения, заключенного между газоснабжающей организацией и организацией-потребителем, и принятие такого решения поставщиком в одностороннем порядке не допускается.

Исходя из требований пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по заключению соглашения возлагается в равной степени на газоснабжающую организацию и организацию-потребителя, и при уклонении одной из них от заключения соглашения другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить соответствующее соглашение.

Суд учитывает, что полное ограничение подачи газа на котельную № 24 города Вышнего Волочка привело к прекращению со стороны МУП «ТСК» предоставления коммунальной услуги в виде отопления в жилой дом, расположенный по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочёк, ул. Красноармейская, д.32.

То обстоятельство, что отопление поставляется гражданам – потребителям опосредственно, а также отсутствие договорных отношений ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» с гражданами-потребителями не может служить основанием для нарушения прав и законных интересов граждан.

Прекращение поставки газа неизбежно влечет прекращение отопления в связи со спецификой технологического процесса.

Суд считает, что на правоотношения, возникшие между ответчиками и гражданами, распространяется действие законодательства о защите прав потребителя.

В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту – Закон «О защите прав потребителей»), под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Судом установлено, что граждане, проживающие в жилом многоквартирном доме № 32 по ул. Красноармейская, которому котельная № 24 предоставляет коммунальные услуги МУП «ТСК», являются потребителями коммунальных услуг, большинство из которых оплачивают предоставленные коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению.

Согласно статье 9 Федерального закона от 26 января 1996 года «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», в случаях, когда одна из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий, либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин, пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним правовыми актами.

Из данного в Законе понятия «потребителя» следует, что потребителем является не только то лицо, которое непосредственно состоит в договорных отношениях с исполнителем услуг, но и то, которое использует товар, работу, услугу для определенных законом целей.

В соответствии с требованиями, закреплёнными в статье 4 Закона «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору (пункт 1).

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется (пункт 2).

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям (пункт 3).

В силу положений пункта 2 статьи 14 Закона «О защите прав потребителей» право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

Прекращение подачи коммунальной услуги в виде отопления в жилой фонд без согласия проживающих в нем граждан нарушает их права как потребителей услуг, является неправомерным. При этом не могут быть приняты во внимание условия договора, предусматривающие право ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» ограничивать или прекращать подачу тепловой энергии, поскольку положения отдельного гражданско-правового договора не в силах отменить или ограничить гарантии и права, установленные федеральными законами для граждан-потребителей.

Согласно положениям пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

ДействияООО «Газпром межрегионгаз Тверь» по ограничению поставки газа на 100 процентов также привели прекращение предоставления коммунальной услуги в виде отопления жителям многоквартирного дома № 32 по ул. Красноармейская города Вышний Волочёк.

Суд полагает, что со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» имеет место злоупотребление своим правом, поскольку имеются иные законные основания для восстановления нарушенного права, в том числе путём предъявления исков о взыскании задолженности в судебном порядке.

Согласно справке, представленной представителем МУП «ТСК» задолженность МУП «ТСК» перед ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» по состоянию на 17 октября 2018 года составляет: 165640336,74 рублей, в т.ч. текущая 48597983,24 рублей, реестровая 117042 353,50 рублей.

Из представленных копии решений Арбитражного суда Тверской области следует, что с МУП «ТСК» в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» постановлено взыскать задолженности за поставленный природный газ, проценты за пользование чужими денежными средствами: по договору поставки газа <№> от 01 августа 2015 г. за январь 2018 г. в сумме 18 165 307,10 рублей; по договору поставки газа <№> от 01 августа 2015 г. в сумме 17 861 243,74 рублей за февраль 2018 г.

Согласно определению Арбитражного суда Тверской области от 02 октября 2018 года по делу № А66-14693/2018 на 13 ноября 2018 года на 15 часов 30 минут назначено рассмотрение дела по исковому заявлению ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» к МУП «ТСК» о взыскании задолженности за поставленный газ за апрель-май 2018 г. в размере 17046920, 32 рублей.

ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» не предприняв все предусмотренные законом меры по взысканию с МУП «ТСК» задолженности, использовал своё право на прекращение поставки соответствующей услуги, что привело к нарушению прав неопределённого круга лиц.

Суд также принимает во внимание, что на момент заключения дополнительных соглашений <№> от 14 сентября 2017 г. задолженность МУП «ТСК» перед ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» за поставленный газ имела место.

Данное обстоятельство не оспаривается ни ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», ни МУП «ТСК».

Таким образом, факт задолженности не повлияло на волеизъявление ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», направленное на заключение дополнительного соглашения, в котором устанавливались новые объёмы поставки газа. ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» заключает дополнительное соглашение к договору поставки газа при условиях, когда непосредственно с момента его заключения возможно полное прекращение поставки и транспортировки газа по причине наличия задолженности МУП «ТСК».

Действия ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» можно расценивать как злоупотребление правом и доминирующим положением, что недопустимо в силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Приведённые обстоятельства также свидетельствуют о том, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» по введению ограничения поставки природного газа МУП «ТСК» в виде полного прекращения поставки природного газа на объект газопотребления: котельная № 24, расположенная по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочёк, ул. Красноармейская, дом 32, противоречат требованиям закона.

В свою очередь к прекращению поставки газа привели и действия МУП «ТСК».

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что имеет место задолженность граждан-потребителей перед МУП «ТСК».

Суд приходит к выводу, что МУП «ТСК» не принимает достаточных мер по взысканию с потребителей, имеющих задолженность по оплате за потреблённую тепловую энергию, и фактическому погашению данной задолженности.

Наличие задолженности части потребителей перед МУП «ТСК» по оплате поставленной услуги в виде поставленной тепловой энергии способствовала к возникновению ситуации, связанной с задолженностью МУП «ТСК» перед ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» за поставленный газ, что привело к существенному нарушению прав потребителей, которые надлежащим образом выполняют обязанности по оплате поставленной тепловой энергии в виде горячего водоснабжения, поскольку подача данной услуги прекращена.

В этой связи прекращение поставки тепловой энергии со стороны МУП «ТСК» противоречит требованиям закона.

Истцомпредъявляются также исковые требования к АО «Газпром газораспределение Тверь».

Исходя из положений части первой статьи 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа; газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации.

В подпункте «б» пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 317, под газораспределительной организацией понимается специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 1998 г. № 162 утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации, в пункте которых закреплено, что настоящие Правила определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

В пункте 3 Правил поставки газа в Российской Федерации приведены термины и определения:

- «газораспределительная организация» - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям;

- «газотранспортная организация» - организация, обеспечивающая транспортировку газа организация, у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях;

- «транспортировка газа» - перемещение и передача газа по газотранспортной системе.

Таким образом, действия АО «Газпром газораспределение Тверь», связанные с транспортировкой газа для МУП «ТСК» представляет собой часть технологического процесса газоснабжения.

Суд приходит к выводу, что действия АО «Газпром газораспределение Тверь» по прекращению транспортировки природного газа МУП «ТСК» на объект газопотребления (котельная № 24), для выработки и предоставления тепловой энергии в виде отопления на объекты жилого фонда г. Вышний Волочёк Тверской области – многоквартирный жилой дом № 32, расположенный по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красноармейская, противоречат требованиям закона.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Судом установлено, что администрация города Вышний Волочёк Тверской области обоснованно обратилась в суд, поскольку в данном случае нарушены права на получение услуги отопления граждан, а также жилищные права граждан, проживающих в многоквартирном доме, нарушение носит длящийся характер, поэтому не представляется возможным определить конкретного гражданина, чьи нарушенные права подлежат восстановлению.

В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

В силу положений статьи 46 Закона «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

В абзаце 8 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») дано понятие муниципального образования, как городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.

Органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (абзац 12 части 1 статьи 2 указанного Закона).

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений пунктов 1 и 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Следовательно, муниципальное образование в пределах этого имущества несёт ответственность, механизм которого приведен в главе 10 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данная ответственность реализуется через органы местного самоуправления.

Муниципальное образование как субъект гражданских правоотношений возлагает бремя ответственности за все происходящее на органы местного самоуправления. Оно не само несет ответственность, а предоставляет такую возможность органам местного самоуправления. Право и обязанность нести ответственность в данном случае имеют делегированный характер.

Таким образом, органы местного самоуправления выступают от лица муниципального образования, в том числе на предмет процессуального участия в деле, в том числе выступать истцом и ответчиком в суде.

Администрация города Вышний Волочёк (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) входит в структуру органов местного самоуправления города Вышний Волочек (подпункт 3 пункта 1 статьи 27 Устава).

Администрация города Вышний Волочёк является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Вышний Волочек (статья 35 Устава).

Исходя из установленных обстоятельств, суд считает необходимым признать незаконными:

- действия ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» по ограничению в полном объеме поставки природного газа для МУП «ТСК» на котельную № 24, расположенную по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красноармейская, д.32;

- действия АО «Газпром газораспределение Тверь», выразившиеся в прекращении транспортировки природного газа МУП «ТСК» на котельную №24, расположенную по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красноармейская, д.32;

- действия МУП «ТСК» по непредоставлению с 27 сентября 2018 года коммунальной услуги в виде отопления для многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красноармейская, д.32, запитанного от котельной № 24.

В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, среди способов зашиты гражданских прав предусмотрено восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих или создающих угрозу его нарушения.

В этой связи суд считает необходимым обязать:

- ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» обеспечить поставку природного газа, а АО «Газпром газораспределение Тверь» обеспечить транспортировку природного газа для МУП «ТСК» на котельную № 24, для выработки и предоставления тепловой энергии в виде отопления для потребителей коммунальной услуги, проживающих в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочёк, ул. Красноармейская, д.32;

- МУП «ТСК» поставлять тепловую энергию в виде отопления в жилой дом, расположенный по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красноармейская, д.32, запитанный от котельной №24 города Вышний Волочёк в объеме и количестве, установленном действующим законодательством.

В иске содержится просьба об обращении решения суда к немедленному исполнению.

Согласно положениям пункта 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Разрешая данную просьбу, суд учитывает следующее.

Определением суда от 05 октября 2018 г. приняты меры по обеспечению иска, а именно постановлено:

- обязать АО «Газпром газораспределение Тверь» незамедлительно обеспечить транспортировку природного газа для МУП «ТСК» на котельную № 24;

- обязать ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» возобновить в полном объёме поставку газа на котельную № 24, расположенную по адресу: Тверская обл., г. Вышний Волочёк, ул. Красноармейская, д. 32, в объёмах и условиях, предусмотренных действующим законодательством;

- обязать МУП «ТСК» возобновить предоставление коммунальной услуги в виде отопления в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Тверская обл., г. Вышний Волочёк, ул. Красноармейская, д. 32, запитанный от котельной № 24.

На основании данного определения суда выданы исполнительные листы.

Принятые меры по обеспечению иска исполнены.

В силу части 3 статьи 144 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым меры по обеспечению иска сохранить до исполнения решения суда.

Поскольку иск удовлетворён и принятые 05 октября 2018 г. меры по обеспечению иска сохраняют своё действия до исполнения решения суда, то отсутствует правовая необходимость обращать решение суда к немедленному исполнению.

В силу подпункта 13 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Истцом предъявлено три самостоятельных исковых требования неимущественного характера, размер государственной пошлины по которым в силу положений подпункта 3 пункта 1 статьи 33.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 300 рублей.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» даны следующие разъяснения.

При предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них.

В этой связи суд полагает необходимым взыскать с ответчиков государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобождён в силу указаний закона, в размере по 300 рублей с каждого.

В силу пункта 2 статьи 61.1 и пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемыми судами общей юрисдикции, зачисляется в бюджеты городских округов.

В соответствии со статьёй 1 Закона Тверской области от 18 января 2005 года N 4-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов» город Вышний Волочёк Тверской области наделён статусом городского округа.

Таким образом, взыскиваемая с ответчиков государственная пошлина подлежит зачислению в доход бюджета муниципального образования «город Вышний Волочёк».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

иск администрации города Вышний Волочек Тверской области к муниципальному унитарному предприятию «Теплоснабжающая компания», обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Тверь» и акционерному обществу «Газпром газораспределение Тверь» о признании незаконными действий по ограничению в полном объеме поставки природного газа на котельную, прекращении транспортировки природного газа на котельную, по непредоставлению коммунальной услуги в виде отопления многоквартирного жилого дома, о возложении обязанности по обеспечению поставки природного газа на котельную, по поставке тепловой энергии в виде отопления в многоквартирный жилой дом удовлетворить.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Тверь» по ограничению в полном объеме поставки природного газа для муниципального унитарного предприятия «Теплоснабжающая компания» на котельную № 24, расположенную по адресу: Тверская область, город Вышний Волочёк, улица Красноармейская, дом 32.

Признать незаконными действия акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь», выразившиеся в прекращении транспортировки природного газа муниципальному унитарному предприятию «Теплоснабжающая компания» на котельную № 24, расположенную по адресу: Тверская область, город Вышний Волочёк, улица Красноармейская, дом 32.

Признать незаконными действия муниципального унитарного предприятия «Теплоснабжающая компания» по непредставлению с 27 сентября 2018 года коммунальной услуги в виде отопления для многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Тверская область, город Вышний Волочёк, улица Красноармейская, дом 32, запитанного от котельной № 24.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Тверь» обеспечить поставку природного газа для муниципального унитарного предприятия «Теплоснабжающая компания» на котельную № 24, расположенную по адресу: Тверская область, город Вышний Волочёк, улица Красноармейская, дом 32.

Обязать акционерное общество «Газпром газораспределение Тверь» обеспечить транспортировку природного газа для муниципального унитарного предприятия «Теплоснабжающая компания» на котельную № 24, для выработки и предоставления тепловой энергии в виде отопления в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Тверская область, город Вышний Волочёк, улица Красноармейская, дом 32.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Теплоснабжающая компания» поставлять тепловую энергию в виде отопления в жилой дом, расположенный по адресу: Тверская область, город Вышний Волочёк, улица Красноармейская, дом 32, запитанный от котельной № 24 города Вышний Волочек в объёме и качестве, установленном действующим законодательством.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Тверь» в доход бюджета муниципального образования «город Вышний Волочёк» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Взыскать с акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь» в доход бюджета муниципального образования «город Вышний Волочёк» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Теплоснабжающая компания» в доход бюджета муниципального образования «город Вышний Волочёк» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

До исполнения решения суда сохранить меры по обеспечению иска в виде:

- обязания акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь» незамедлительно обеспечить транспортировку природного газа для муниципального унитарного предприятия «Теплоснабжающая компания» на котельную № 24;

- обязания общества с ограниченной ответственности «Газпром межрегионгаз Тверь» возобновить в полном объёме поставку газа на котельную № 24, расположенную по адресу: Тверская область, город Вышний Волочёк, улица Красноармейская, дом 32, в объёмах и условиях, предусмотренных действующим законодательством;

- обязания муниципального унитарного предприятия «Теплоснабжающая компания» возобновить предоставление коммунальной услуги в виде отопления в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Тверская область, город Вышний Волочёк, улица Красноармейская, дом 32, запитанный от котельной № 24.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Д.Л. Кяппиев

2-1171/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация города Вышний Волочек
Ответчики
ООО "Газпром межрегионгаз Тверь"
МУП "Теплоснабжающая компания"
АО "Газпром газораспределение Тверь"
Другие
Конкурстный управляющий МУП "Теплоснабжающая компания" Крупенин В. А.
Конкурстнвй управляющий МУП "Теплоснабжающая компания" Крупенин В. А.
Суд
Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области
Судья
Кяппиев Д.Л.
Дело на странице суда
vyshnevolocky.twr.sudrf.ru
03.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2018Передача материалов судье
05.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2018Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее