Дело № 2-1636/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2017 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Бобровой С.Н.,
при секретаре судебного заседания Гариной Н.А.,
с участием представителя истца Зубаревой Н.Н., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности,
представителя ответчика Суворовой Л.В., действующей на основании письменной доверенности,
представителя третьего лица ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН Даниловой Е.В., действующей на основании письменной доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Соликамского городского суда Пермского края гражданское дело по иску Зубарева А.В. к Бюро -24 филиалу Федерального казенного учреждения « Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о возложении обязанности внести изменения в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида,
у с т а н о в и л :
истец обратился в суд с иском к Бюро -24 филиалу Федерального казенного учреждения « Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю Минтруда России) о возложении обязанности внести изменения в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА), указав, что с <дата> года истец является инвалидом <данные изъяты>. <дата> ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю Министерства труда РФ Бюро № 24 была разработана ИПРА на срок до <дата>, в которой указано, что истец нуждается в социально-средовой реабилитации или абилитации, медицинской реабилитации и в профессиональной ориентации. Обязанность исполнения заключения о нуждаемости в проведении мероприятий возложена на ГУФСИН России по Пермскому краю. С ИПРА истец ознакомлен <дата>, в которой указал на не согласие с данной программой, так ка в ней отсутствует указание на необходимость реконструктивной хирургии, которая была указана при проведении медицинского освидетельствования истца в Бюро № 18 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России. Реконструктивная хирургия была показана истцу в связи с тем, что <дата> Зубареву А.В. была проведена операция –<данные изъяты>. Истцу необходимо пластическое закрытие дефекта. Оментопластика <данные изъяты> Институт хирургии имени А.В. Вишневского г. Москва <дата> временно отказал истцу в оказании высокотехнологической медицинской помощи (ВМП) в связи с <данные изъяты> и необходимости проведения дополнительного обследования и очной консультации. <дата> истец осужден <данные изъяты>, в связи с чем самостоятельно устранить препятствия к получению ВМП возможности не имеет. На дату разработки ИПРА <дата> последствия <данные изъяты> не устранены, <данные изъяты>, что не учтено при даче заключения и не указания в качестве рекомендации на проведение реконструктивной хирургии, которая входит в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий. Истец просит обязать ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Министерства труда и социальной защиты РФ Бюро № 24 внести изменения в ИПРА от <дата> №, дополнить ИПРА в части мероприятий медицинской реабилитации – реконструктивная хирургия с возложением обязанности исполнения заключения на ГУФСИН России по Пермскому краю.
В соответствии с определением Соликамского городского суда Пермского края от 09.08.2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 59» ФСИН России (далее ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России).
Истец Зубарев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской от <дата> (л.д. 33).
Представитель истца Зубарева Н.Н., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности (л.д. 5), в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснила.
Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России Суворова Л.В., действующая на основании письменной доверенности (л.д.66), в судебном заседании пояснила, что Бюро № 24 ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России является филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России, юридическим лицом не является, действует на основании Положения о филиале, руководитель Бюро № 24 ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России Грибанова Е.А. действует на основании доверенности от имени ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России. Исковые требования не признала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление Зубарева А.В. (л.д. 72-73).
Представитель третьего лица Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее ГУФСИН России по Пермскому краю) Миронова Т.В., действующая на основании письменной доверенности (л.д. 37), в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в адрес суда направила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому считает, что требования истца удовлетворению не подлежат по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 35,36).
Представитель третьего лица ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России Данилова Е.В., действующая на основании письменной доверенности (л.д. 64), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что согласно письму НИИ хирургии РАМН имени А.В. Вишневского истцу отказано в <дата> года, т<данные изъяты> в оказании ВМП по <данные изъяты> в связи с наличием сопутствующих заболеваний <данные изъяты> С <дата> осужденный Зубарев А.В. содержится в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю, является инвалидом <данные изъяты>. В <дата> года в отношении истца информация о его состоянии здоровья в связи с проведенным обследованием повторно направлена в НИИ хирургии РАМН имени А.В. Вишневского для решения вопроса о целесообразности оказания ВМП. Также пояснила, что в связи с тем что в отношении истца имеется квота на оказание ВМП в указанном лечебном заведении, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья истца ему будет оказана ВМП независимо от наличия в ИПРА мероприятий по реабилитации- реконструктивная хирургия.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, оценив доказательства в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.
На основании п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч. 2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Согласно ч. 4 ст. 1 приведенного Федерального закона признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительст В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя: реконструктивную хирургию,…
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом, согласно которым условиями признания гражданина таковым являются в совокупности нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности и необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Данными Правилами также регламентирован порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
Приказом Минюста РФ от 02.10.2015 года № 233 утверждены Порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы", согласно п.2 которого установлено, что медико-социальная экспертиза осужденных проводится в порядке, определяемом вышеуказанными Правилами признания лица инвалидом.
Медицинская организация уголовно-исполнительной системы направляет осужденного на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое расстройство функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п.4 Порядка).
В соответствии с Приказом Минюста России от 22.09.2015 N 222 "Об утверждении порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях" условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения (п.2).
Реабилитационные мероприятия по восстановительной терапии, реконструктивной хирургии (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности) в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, осуществляются медицинскими организациями уголовно-исполнительной системы, а также медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, не входящими в уголовно-исполнительную систему, и медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.3 Порядка).
Приказом Минтруда России от 31.07.2015 N 528н (в редакции, действующей на дату проведения медико-социальной экспертизы истца – 10.07.2017 года) утвержден Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, согласно п. 3 которого ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным заместителем руководителя главного бюро (Федерального бюро).
Разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) состоит из следующих этапов:
а) проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики;
б) оценка реабилитационного потенциала;
в) определение реабилитационного прогноза и мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду (ребенку-инвалиду) восстановить (сформировать) или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры (п.5 Порядка).
Разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) осуществляется специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном организацией, оказывающей медицинскую помощь гражданину (далее - направление на медико-социальную экспертизу) (п.6).
Судом установлено, что <дата> истцу Бюро № 18 ФКУ «ГБ «МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России впервые установлена <данные изъяты> инвалидности, причина инвалидности – <данные изъяты>, срок до <дата>, что подтверждается справкой серия МСЭ-№ от <дата> (л.д. 8).
Согласно копии ИПРА № к протоколу проведения медико-социальной экспертизы от <дата> указано о нуждаемости Зубарева А.В. в проведении мероприятий медицинской реабилитации и реконструктивной хирургии, срок исполнения с <дата> по <дата> (л.д. 15-18).
<дата> истцу выдано направление на медико-социальную экспертизу филиалом «Больница № 2» ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России в соответствии с формой № 088у-06, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 года № 77(л.д. 75-78). Направление подписанно членами врачебной комиссии медицинского учреждения, согласно которому в п. 34 отсутствуют рекомендуемые мероприятия по медицинской реабилитации для формирования или коррекции ИПРА.
<дата> Бюро № ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России проведена медико-социальная экспертиза в отношении Зубарева А.В., по результатам которой истцу установлена <данные изъяты> инвалидности в связи <данные изъяты>, что подтверждается протоколом проведения МСЭ, Актом МСЭ № № (л.д.82-98).
В разработанной ИПРА при проведении медико-социально экспертизы <дата> в отношении Зубарева А.В. указано на нуждаемость в медицинской реабилитации со сроком исполнения с <дата> по <дата>, исполнитель заключения о нуждаемости и проведении мероприятий медицинской реабилитации – ГУФСИН России по Пермскому краю. В реконструктивной хирургии истец не нуждается (л.д. 99-105).
Судом установлено, что при заполнении индивидуальной программы реабилитации инвалиду Зубареву А.В. в разделе "Мероприятия медицинской реабилитации" не внесена запись о нуждаемости его в реконструктивной хирургии в соответствии с пунктом 34 Направления на медико-социальную экспертизу (Форма N 088у-06), выданного медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь осужденному. Иного суду не представлено и в процессе рассмотрения дела судом не добыто.
Оценив в совокупности представленные доказательства, учитывая предъявление исковых требований о возложении обязанности внести изменения в ИПРА о нуждаемости истца в мероприятиях по медицинской реабилитации – реконструктивная хирургия к ответчику ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России, отсутствие доказательств наличия медицинского заключения, выданного медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь осужденному, о нуждаемости истца в мероприятии по медицинской реабилитации –реконструктивная хирургия, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Зубарева А.В. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о возложении обязанности внести изменения в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с <дата>.
Судья С.Н. Боброва