УИД: 56RS0018-01-2024-002930-44
Дело: № 12-339/2024
РЕШЕНИЕ
13 мая 2024 года г. Оренбург
Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Катеринин В.В.,
при секретаре Пашевкиной Е.И.,
с участием защитника Даскаловой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды акционерного общества «Ойлгазтэт» Солошенко А. С. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Юртаевой М.В. от ... N по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – начальника управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды акционерного общества «Ойлгазтэт» Солошенко А. С.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Юртаевой М.В. от ... N начальник управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды акционерного общества «Ойлгазтэт» Солошенко А.С. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Солошенко А.С. обратился с жалобой, в которой просит его отменить.
В судебном заседании защитник Даскалова Л.А. поддержала доводы жалобы, просила её удовлетворить.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Солошенко А.С., в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, пришел к выводу о возможности рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие не явившегося лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав участника процесса, суд приходит к следующему.
В силу требований статьи 30.9 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд. Рассмотрение и разрешение такой жалобы осуществляется судом в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ. В соответствии с положениями пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ, виновность привлекаемого к ответственности лица в совершении административного правонарушения относится к числу обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренная статьей 8.5 КоАП РФ выражается в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса.
Санкция статьи 8.5 КоАП РФ предполагает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.
Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную, окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Статьей 3 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В целях реализации данного принципа положениями статей 14 и 16 Закона об охране окружающей среды в качестве одного из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды предусмотрено взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая уплачивается за определенные данными статьями виды негативного воздействия, в том числе в связи с осуществлением выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Пунктом 1 статьи 16 названного Федерального закона установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
В силу статьи 16.2 Закона об охране окружающей среды, платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
Согласно пункта 1 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды, плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных названной статьей, и суммирования полученных величин.
Согласно части 8 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды, декларация о плате представляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения источника загрязнений (объекта размещения отходов).
Приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 утвержден порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду) и форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункта 2 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 10 декабря 2020 г. N 1043, декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
Из материалов дела следует, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой на основании решения N от ... проведена проверка соблюдения экологических требований законодательства в деятельности АО «Ойлгазтэт» с ... по ....
Проверкой установлено, что АО «Ойлгазтэт» эксплуатируется нефтеналивной комплекс (далее – промплощадка, ННК), который расположен в пределах ... и находится в 4-х км к юго-востоку от районного центра – ... и в 0,83 км западнее ....
Нефтеналивной комплекс АО «Ойлгазтэт» предназначен для приема нефти, поступающей на площадку слива нефти из автоцистерн, а также приема бензина, дизтоплива и растворителя из одиночных железнодорожных цистерн. Перекачки целевых продуктов в резервуары и последующей подачи нефти в железнодорожные цистерны для отправки потребителю и подачи бензина, дизтоплива и растворителя на стояки налива и отправки целевых продуктов грузополучателю.
В резервуарах осуществляется только накопление нефти, необходимое для полного заполнения железнодорожных цистерн за одну операцию. Прием и отгрузка нефти осуществляются ежедневно.
Наливная эстакада оборудована 18 наливными стояками, выполнена из стальных конструкций. Установлена на бетонной плите с бортами для сбора утечек. Одновременно на наливной эстакаде можно заполнять 10 железнодорожных цистерн.
Объект НВОС – «Нефтеналивной комплекс на ж/д станции Сакмарская» относится к объектам II категории, уровень надзора – федеральный.
Согласно отчету по инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта НВОС «Нефтеналивной комплекс на ж/д станции Сакмарская», утвержденного ..., загрязняющие вещества в атмосферный воздух поступают от ... источников выбросов, в том числе: организованных – ..., неорганизованных – .... Валовый объем выбросов составляет ... т/год загрязняющих веществ.
... произведена инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно отчету по инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта НВОС «Нефтеналивной комплекс ж/д ст. «Сакмарская», проведенной ..., загрязняющие вещества в атмосферный воздух поступают от ... источников выбросов, в том числе: организованных – ..., организованных – ....
В результате осуществления деятельности на ННК в атмосферный воздух выбрасывается 23 наименования загрязняющих веществ, из них 5 групп веществ обладают суммированным биологическим воздействием.
Общий валовый выброс загрязняющих веществ по результатам проведенной инвентаризации составил ... тонн в год.
... на объекте HBOC «Нефтеналивной комплекс ж/д ...» актом от ... N (приказ от ... N) в эксплуатацию принята установка очистки газа PLAZKAT (источник выбросов N).
Нормативы допустимых выбросов разработаны АО «Ойлгазтэт» для объекта HBOC «Нефтеналивной терминал ж/д ...» в 2023 году.
Декларация о воздействии на окружающую среду для объекта HBOC «Нефтеналивной комплекс ж/д ...», утверждена генеральным Директором ... и представлена в адрес Управления ..., валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов составляет ... т/год.
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составила 33588,34 руб., в атмосферный воздух за 2022 год выброшено ... т загрязняющих веществ, в том числе от источника N... г в пределах НДВ). При расчёте платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источника выбросов N использован коэффициент Кнд=1, т.е. расчёт производился исходя из того, что в 2022 году от источника N выбросы осуществлены в пределах нормативов допустимых выбросов.
Установленные обстоятельства послужили основанием для возбуждения ... дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ и передаче в адрес Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора.
Согласно приказу (распоряжению) о приеме работника на работу от ... N-л АО «Ойлгазтэт», Солошенко А.С. назначен на должность начальника управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды.
Ответственным за указанные нарушения в соответствии с должностной инструкцией является начальник управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды АО «Ойлгазтэт» - Солошенко А.С., являющийся должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями.
С учетом изложенного, должностное лицо пришло к выводу о том, что АО «Ойлгазтэт» декларация о плате за негативное воздействие за 2022 год представлена обществом в адрес Управления с нарушением установленного срока- после ... (с учетом уточнений); кроме того, при предоставлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год и расчете платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источника N «Нефтеналивной комплекс ж/д ...» использованы значения выбросов равных нормативам допустимых выбросов загрязняющих веществ, а также использован коэффициент Кнд=1 при фактическом отсутствии утвержденных нормативов допустимых выбросов для источника выбросов N и отсутствии записи в декларации о воздействии на окружающую среду для указанного источника.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении должностного лица – начальника управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды что АО «Ойлгазтэт» Солошенко А.С. протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела должностным лицом вынесено обжалуемое постановление, начальник управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды что АО «Ойлгазтэт» - Солошенко А.С. привлечен к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Факт совершения административного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
Принимая во внимание совокупность представленных в материалах дела доказательств, свидетельствующих о несоблюдении требований природоохранного законодательства Российской Федерации, должностное лицо пришел к правомерному выводу о виновности должностного лица – начальника управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды что АО «Ойлгазтэт» - Солошенко А.С. в инкриминируемом административном правонарушении.
При рассмотрении дела по существу, фактические обстоятельства были установлены полно и всесторонне, они подтверждаются представленными доказательствами, получившими правильную оценку в постановлении должностным лицом.
Представленные в материалы дела доказательства собраны без нарушений закона, являются достаточными, допустимыми в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, согласуются между собой, оснований сомневаться в их достоверности у суда не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств, правовым основанием к отмене принятого постановления не является, поскольку не опровергает наличие в деянии Солошенко А.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что начальник управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды что АО «Ойлгазтэт» - Солошенко А.С., как должностное лицо, обоснованно привлечен к административной ответственности, его действия правильно квалифицированы по статье 8.5 КоАП РФ.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении и установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, бремя доказывания распределено верно, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Оснований для освобождения начальника управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды что АО «Ойлгазтэт» - Солошенко А.С. от административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ не усматривается.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В соответствии с частью 2 указанной статьи организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Представление по своей природе является процессуальным решением, адресованным конкретным лицам и содержащим обязательные требования, за невыполнение которых указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности по статье 19.5 или статье 19.6 КоАП РФ, и безусловно, затрагивает права и свободы граждан и законные интересы лиц, в адрес которых оно вынесено.
Причины и условия совершения административного правонарушения в силу статьи 26.1 КоАП РФ относятся к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по каждому делу об административном правонарушении, соответственно, они должны быть отражены в постановлении.
Предусмотренное статьей 29.13 КоАП РФ представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которого установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если оно вынесено на основании обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности по делу об административном правонарушении, фактически обжалуются путем подачи жалобы в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на вынесенное постановление, может быть рассмотрено вместе с таким постановлением и отмена последнего, в случае признания незаконным, исключает необходимость выполнения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Материалами дела установлено, что наряду с постановлением, которым должностное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения, в адрес начальника управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды что АО «Ойлгазтэт» - Солошенко А.С. внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что представление является неразрывно связанным с делом об административном правонарушении по ст.8.5 КоАП РФ и подлежит оценке при рассмотрении вопроса о совершении юридическим лицом административного правонарушения в соответствии с положениями КоАП РФ.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что указанное представление соответствует требованиям закона, вынесено уполномоченным на то должностным лицом, является мотивированным, в нем приведены выводы, изложенные в оспариваемом постановлении, а также указано на обязанность должностного лица принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, состав которого в его действиях административным органом доказан.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Юртаевой М.В. от ... N по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – начальника управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды акционерного общества «Ойлгазтэт» Солошенко А. С.- оставить без изменения, жалобу Солошенко А. С. – без удовлетворения.
Представление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Юртаевой М.В. от ... N - оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток через Ленинский районный суд г. Оренбурга со дня получения копии решения.
Судья: В.В. Катеринин