Дело № 2-1115/2024
59RS0005-01-2023-007023-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июля 2024 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд города Перми
в составе: председательствующего судьи Кондратюк О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пирожковой В.Е.,
с участием представителя истца помощника прокурора Южакова Д.А., представителя ответчика Степанцева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Мотовилихинского района г.Перми к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Пермская краевая станция переливания крови», Министерству здравоохранения Пермского края о возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Прокурор Мотовилихинского района г. Перми (далее – истец) обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Пермская краевая станция переливания крови» (далее – ответчик ГБУЗ «Пермская краевая станция переливания крови»), Министерству здравоохранения Пермского края (далее – ответчик) о возложении обязанности, указав, что Прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми по поручению прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка сведений, указанных в Акте проверки Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Министерство) использования и сохранности краевого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГБУЗ «Пермская краевая станция переливания крови» (далее -Учреждение). По результатам проверки главному врачу ГБУЗ «Пермская краевая станция переливания крови» прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства при использовании краевого имущества №.
Представление рассмотрено, согласно ответу главного врача Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ № для проведения капитального ремонта необходимо провести обследование цоколя, фасада и отмостки зданий с определением стоимости работ по ремонту. Также Учреждением направлена заявка в Министерство здравоохранения Пермского края о выделении бюджетных средств на 2023-2024 г.г. для проведения капитального ремонта здания.
Согласно дополнительной информации, представленной ГБУЗ «Пермская краевая станция переливания крови» заявка на предоставление средств бюджета на разработку проектно-сметной документации от ДД.ММ.ГГГГ № включена в Свод потребности.
Вместе с тем, до настоящего времени здание станции переливания крови, расположенного по адресу: <адрес>,, литера: А, Al, a, al, а2, инв. № и нежилое здание расположенное по адресу: <адрес>, Литера: Б, Б1, Б.2, инв. № находится в неудовлетворительном состоянии, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, пребывающих в указанном здании, в том числе несовершеннолетних, поскольку здание функционирует.
Также установлено, что Учреждение неоднократно обращалось в Министерство за выделением денежных средств на финансирование, вместе с тем денежные средства не выделены.
В соответствии с п.п. 1.3, 1.4 Устава ГБУЗ «Пермская краевая станция переливания крови» учредителем и собственником имущества учреждения является Пермский край.
Функции и полномочия учредителя от имени Пермского края осуществляет в пределах своей компетенции отраслевой орган - Министерство здравоохранения Пермского края и Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края.
В соответствии с федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с государственными заданиями. Государственное задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1.3, 1.4 Положения о Министерстве Здравоохранения Пермского края, утвержденное постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п Министерство является главным распорядителем и получателем средств бюджета Пермского края, в том числе средств федерального бюджета, выделяемых на осуществление полномочий, переданных Пермскому краю в соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и иными федеральными законами.
Министерство является главным администратором доходов и главным распорядителем средств федерального бюджета и бюджета Пермского края, а в отношении доходов и поступлений в федеральный бюджет от государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием видов деятельности, указанных в пункте 3.1.7 настоящего Положения, - администратором указанных доходов и поступлений. На основании п. 3.ДД.ММ.ГГГГ Положения Министерство осуществляет контроль за выполнением капитального и текущего ремонта зданий, техническим оснащением медицинских организаций, подведомственных Министерству, подготовкой их к работе в зимних условиях.
Прокурор Мотовилихинского района г. Перми просит возложить на ГБУЗ ПК «Пермская краевая станция переливания крови» обязанность устранить нарушения указанные в представлении прокуратуры Мотовилихинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, а именно: привести в нормативное состояние здание станции переливания крови, расположенного по адресу: <адрес>, литера: А, A1, a, a1, а2, инв. № и нежилое здание расположенное по адресу: <адрес>, Литера: Б, Б1, Б.2, инв. №. Возложить на Министерство здравоохранения Пермского края обязанность профинансировать данные мероприятия в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца в судебном заседании настаивал на исковых требованиях, поддержав доводы, изложенные в уточненном заявлении.
Представитель ответчика ГБУЗ «Пермская краевая станция переливания крови» Степанцев А.А., в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, указав, что работы проводятся по мере выделения денежных средств Министерством здравоохранения Пермского края, прием граждан в помещениях неудовлетворительного состояния не ведется.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Пермского края в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых опровергая доводы истца об отказе Министерства в выделении денег Учреждению на устранение нарушений, сообщает, что в рамках программы «Качественное здравоохранение», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, из бюджета Пермского края Учреждению в 2023 году выделены целевые средства. В 2023 году Министерством выделены целевые средства Учреждению в размере 2 826 660 рублей на текущий ремонт помещений по адресу: <адрес>, что подтверждается Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации подпрограммы 3 государственной программы «Качественное здравоохранение» в 2023-2025 годах государственными учреждениями здравоохранения Пермского края», а также протоколом заседания комиссии Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №. Следовательно, материалы дела не содержат информацию о том, что Министерством было необоснованно отказано Учреждению в выделении дополнительного финансирования, более того, выделение финансирования на приведение в нормативное состояние зданий Учреждения включено в свод потребности. Также, обращает внимание, что понуждение в субсидиарном порядке Министерства к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств соответствующего бюджета, предусмотренных на содержание подведомственных учреждений, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции Министерства, нарушает установленный Конституцией РФ принцип разделения властей. Вмешательство в деятельность органов государственной власти по исполнению установленных полномочий, является недопустимым, просят в иске отказать.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Согласно ст. 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждения и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по оснащению помещений специальными приспособлениями и оборудованием для свободного доступа инвалидов и маломобильных групп граждан может быть возложена как на собственника, так и на владельца помещений.
В судебном заседании установлено, что ГБУЗ «Пермская краевая станция переливания крови» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, основным видом является – медицинская деятельность, по донации крови.
Приказом Агентства по управлению учреждению здравоохранения Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ ответчику переданы объекты недвижимости, расположенные по адресу <адрес> на праве оперативного управления.
В соответствии с п.п. 1.3, 1.4 Устава ГБУЗ «Пермская краевая станция переливания крови» учредителем и собственником имущества учреждения является Пермский край.
Прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми по поручению прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена проверка сведений, указанных в Акте проверки Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ использования и сохранности краевого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГБУЗ «<адрес>вая станция переливания крови» в ходе которой установлено, что здание станции переливания крови расположенного по адресу: <адрес>,, литера: A, Al, a, al, а2, инв. №, 1961 года постройки, находятся в неудовлетворительном состоянии, лифт не эксплутируется, разрушены отмостки и фасад, затоплен подвал, вследствие затопления образовалась плесень и грибок; нежилое здание расположенное по адресу: <адрес>, Литера: Б, Б1, Б.2, инв. № находится в неудовлетворительном состоянии, разрушены отмостки и фасад.
27.03.2023 прокурором Мотовилихинского района г. Перми в адрес ГБУЗ «Пермская краевая станция переливания крови» вынесено и направлено представление № для устранения выявленных нарушений.
Согласно ответа главного врача ГБУЗ «Пермская краевая станция переливания крови» от ДД.ММ.ГГГГ №, для проведения капитального ремонта необходимо провести обследование цоколя, фасада и отмостки зданий с определением стоимости работ по ремонту.
ГБУЗ «Пермская краевая станция переливания крови» направлена заявка в Министерство здравоохранения Пермского края о выделении бюджетных средств на 2023 -2024 г.г. для проведения капитального ремонта здания.
Согласно дополнительной информации, представленной ГБУЗ «Пермская краевая станция переливания крови» заявка на предоставление средств бюджета на разработку проектно-сметной документации от ДД.ММ.ГГГГ №-исх-36 включена в Свод потребности.
Возражая против заявленных исковых требований, ГБУЗ «Пермская краевая станция переливания крови» указывает, что бремя содержания имущества, включая ремонт отмостки и фасада не входят в полномочия ответчика.
Анализируя вышеуказанные положения законодательства и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ответчик ГБУЗ «Пермская краевая станция переливания крови» являясь бюджетным учреждением, у которого на праве оперативного управления находится здание по адресу: <адрес>,, литера: A, Al, a, al, а2, инв. № и нежилое здание расположенное по адресу: <адрес>, Литера: Б, Б1, Б.2, инв. №, именно на ГБУЗ «Пермская краевая станция переливания крови» должен обеспечить сохранность имущества.
Поскольку, ГБУЗ «Пермская краевая станция переливания крови» относится к субъектам, на которых законом возложена обязанность по содержанию такого имущества в целях реализации права на получение медицинских услуг.
Данный ответчик является юридическим лицом и действует самостоятельно.
Суд считает, что отсутствуют основания для возложения на ответчика Министерство здравоохранения Пермского края обязанности профинансировать данные мероприятия в течение года со дня вступления решения суда в законную силу в силу следующего.
Согласно стт.123.22 п.5 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Согласно п.п. 3, 6 и 7 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» применительно к муниципальным бюджетным учреждениям соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя такого учреждения, формирует и утверждает муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности.
Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания в отношении муниципальных бюджетных учреждений определяется местной администрацией.
При этом финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества.
Таким образом, обязанность по ремонту и содержанию переданного в оперативное управление имущества несет муниципальное бюджетное учреждение. Собственник имущества муниципального бюджетного учреждения по обязательствам этого учреждения ответственности не несет. На учредителя муниципального бюджетного учреждения возложена обязанность формировать и утверждать муниципальные задания в соответствии с основными видами деятельности учреждения, осуществлять финансовое обеспечение выполнения данного задания посредством предоставления субсидий из муниципального бюджета с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, за счет которых и могут быть произведены действия по обеспечению беспрепятственного доступа к зданию поликлиники маломобильных групп населения.
Факт неисполнения своих обязанностей, ответчиком Министерства здравоохранения Пермского края, как осуществляющего функции учредителя от имени Пермского края ответчика ГБУЗ «Пермская краевая станция переливания крови», уполномоченного органа в ходе рассмотрения дела не установлен.
Суд считает, что поскольку установлена обязанность ГБУЗ «Пермская краевая станция переливания крови» по устранению нарушений, поэтому прокурору Мотовилихинского района г. Перми в исковых требованиях к ответчику Министерству здравоохранения Пермского края об обязанности профинансировать данные мероприятия следует отказать.
Суд, руководствуясь положениями ст. 206 ГПК РФ, для реализации требований с учетом разумности предоставляемого срока и его достаточности для исполнения решения суда, приходит к выводу о необходимости предоставления ответчику для выполнения указанных в решении действий в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, возложить на ГБУЗ «Пермская краевая станция переливания крови» (ИНН №) обязанность устранить нарушения, указанные в представлении прокуратуры Мотовилихинского района г. Перми от 27.03.2023г. № в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, а именно: привести в нормативное состояние здание станции переливания кровли, расположенного по адресу: <адрес> литеры: А, А1, а, а1, а2, инв. № и нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, литеры: Б, Б1, Б2, инв. №. В удовлетворении остальной части исковых требований Прокурора Мотовилихинского района г. Перми к Министерству здравоохранения Пермского края о возложении обязанности отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования Прокурора Мотовилихинского района г. Перми удовлетворить частично.
Возложить на Государственной бюджетное учреждение здравоохранения «Пермская краевая станция переливания крови» (ИНН №) обязанность устранить нарушения, указанные в представлении прокуратуры Мотовилихинского района г. Перми от 27.03.2023г. № в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, а именно: привести в нормативное состояние здание станции переливания кровли, расположенного по адресу: <адрес> литеры: А, А1, а, а1, а2, инв. № и нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, литеры: Б, Б1, Б2, инв. №.
В удовлетворении остальной части исковых требований Прокурора Мотовилихинского района г. Перми к Министерству здравоохранения Пермского края о возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированная часть решения изготовлена 09.08.2024г.
С У Д Ь Я : подпись
КОПИЯ ВЕРНА
С У Д Ь Я :