Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Калачинск                     17 апреля 2017 года

Калачинский городской суд Омской области в составе

председательствующего судьи Шестаковой О.Н.,

при секретаре Сотниковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-249/2017 по иску Самардак ФИО8 к ООО «Кадастровый центр» о признании недействительными результатов межевания земельного участка, согласования границ земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Самардак В.М. обратился в суд с иском к ООО «Кадастровый центр о признании недействительными результатов межевания земельного участка, согласования границ земельного участка, указав, что Горьковскому муниципальному району Омской области на основании решения Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ г. по делу № принадлежит на праве собственности здание базы отдыха "Белый парус", площадью 530,9 кв.м., инв. , литера Б, расположенное по адресу: <адрес> о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ г. Здание базы отдыха "Белый парус" расположено на земельном участке площадью 20100+/- 1241 кв.м., кадастровый номер , расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем Самардак В.М. на основании договора купли-продажи, право собственности подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ г. Деятельность в качестве индивидуального предпринимателя истцом была прекращена. Кадастровый инженер ООО "Кадастровый центр" Маренина А.В. предположительно для определения границ земельного участка, необходимого для использования здания базы отдыха "Белый парус" (в межевом плане цель выполнения кадастровых работ не указана) произвела кадастровые работы в отношении земельного участка кадастровый номер , принадлежащего Самардак В.М. Согласно межевого плана было образовано два земельных участка с обозначением и путем разделения вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером . В графе "Сведения о заказчике кадастровых работ" указана администрация Горьковского муниципального района Омской области, в лице главы - Посаженникова А.В. В прилагаемом к межевому плану Акте согласования местоположения границы земельного участка указано, что разногласия при согласовании местоположения границы и сведения о снятии возражений о местоположении границы земельного участка отсутствуют (в соответствующих графах стоит прочерк). Собственник спорного земельного участка истец Самардак В.М. как лицо, права которого могут быть затронуты при проведении межевания в нарушение закона не позднее, чем за 7 календарных дней до начала работ о времени и месте проведения межевания не извещался, в течение тридцати календарных дней ему не были направлены повторные уведомления с указанием явки для согласования или предоставления мотивированного отказа в согласовании границ по результатам предварительного межевания. Истец был лишен возможности согласовать или представить мотивированный отказ в согласовании границ. Исполнителем работ при составлении карты (плана) объекта землеустройства дополнительно не направлялись письменные запросы о наличии на территории объекта землеустройства принадлежащих истцу инженерных коммуникаций и (или) их охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель. В нарушение Методических указаний кадастровым инженером границы объекта землеустройства не закреплены межевыми знаками, фиксирующими на местности местоположение поворотных точек границ объекта землеустройства, полевое обследование территории объекта землеустройства при проведении подготовительных работ кадастровым инженером не проводилось. Полагая, что нарушение процессуальных норм права, выразившееся в ненадлежащем извещении о проведении кадастровых работ, само проведение кадастровых работ по межеванию без ведома собственника земельного участка является основанием для признания межевого плана недействительным, просил признать недействительными результаты межевания земельного участка, согласование границ земельного участка.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Горьковского муниципального района Омской области, Управление Росреестра по Омской области.

В судебном заседании Самардак В.М. и его представитель Хрящев Р.А., действующий на основании устного ходатайства, занесенного в протокол судебного заседания, исковые требования поддержали, пояснив, что предъявляют исковые требования только непосредственно ООО «Кадастровый центр», кадастровому инженеру Марениной А.В. требования не предъявляются, также не желают привлекать требований к администрации Горьковского муниципального района Омской области. Дополнили, что здание базы отдыха "Белый парус" в настоящее время не используется собственником. Полагают свои права нарушенными тем, что межевание земельного участка, принадлежащего Самардак В.М., произведено без его участив в этом, полагали, что межевой план в будущем может быть использован администрации Горьковского муниципального района Омской области во вред Самардак В.М.

Представитель ответчика ООО «Кадастровый центр» - Маренин Ю.В., являющийся директором ООО «Кадастровый центр», исковые требования не признал, пояснив, что кадастровые работы проведены в соответствии с законодательством, результатом межевания земельного участка является постановка его на кадастровый учет, чего в данном случае не было осуществлено. Межевые работы проводились по отмостке здания, доступ к объекту недвижимости обеспечивался заказчиком - администрацией Горьковского муниципального района Омской области.

Третьи лица - администрация Горьковского муниципального района Омской области, Управление Росреестра по Омской области, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителей не направили, не просили об отложении судебного разбирательства, ввиду чего суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствии представителей третьих лиц.

Суд выслушав стороны, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ года на основании сделки договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г. за Самардак В.М. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 20100 кв.м., с кадастровым номером , адрес установлен относительно ориентира, расположенного за пределами участка, <адрес>).

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ г., земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ г., сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные", что говорит о том, что границы земельного участка на местности не определены.

19.07.2010 г. между администрацией Горьковского муниципального района Омской области и ИП Самардак В.М. заключен договор № купли-продажи муниципального имущества - здания базы отдыха "Белый парус", площадью 530,9 кв.м., инв. номер , литера Б, расположенной на спорном земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем Самардак В.М., почтовый адрес базы отдыха "Белый парус": <адрес>

Решением Арбитражного суда Омской области от 22.06.2011 г. по делу № по иску прокурора Омской области к администрации Горьковского муниципального района Омской области, индивидуальному предпринимателю Самардак В.М. о признании сделки недействительной, применении последствий её недействительности, признании недействительной регистрации права собственности, исковые требования частично удовлетворены. Постановлено признать недействительным договор ДД.ММ.ГГГГ г. купли-продажи муниципального имущества - здания базы отдыха "Белый парус", площадью 530,9 кв.м., инв. номер , литера Б, расположенного по адресу: <адрес> заключенного между администрацией Горьковского муниципального района Омской области и ИП Самардак В.М.

Деятельность Самардак В.М. в качестве индивидуального предпринимателя на день подачи искового заявления прекращена.

По акту приема-передачи от 19.05.2015 г. во исполнение указанного решения Самардак В.М. осуществлена передача базы отдыха "Белый парус" администрации Горьковского муниципального района Омской области.

ДД.ММ.ГГГГ г. произведена запись о регистрации права собственности на здание базы отдыха "Белый парус" за Горьковским муниципальным районом Омской области за №

В 2016 г. по заказу администрации Горьковского муниципального района Омской области кадастровым инженером ООО "Кадастровый центр" Марениной А.В. произведены кадастровые работы в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером

В результате выполнения вышеуказанных работ кадастровым инженером ООО Марениной А.В. подготовлен межевой план (л.д. 5-17), согласно которому из исходного земельного участка с кадастровым номером образуются земельные участки с условными номерами , площадью 19473 кв.м., и , площадью 619 кв.м. (л.д. 8). В пределах границ образуемого земельного участка , площадью 619 кв.м расположено нежилое здание с кадастровым номером

Поводом для обращения истца в суд с настоящими требованиями послужило несоблюдение ответчиком процедуры межевания при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером

В соответствии с п. ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ч. 4.2. ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей до 01.01.2017 г.), в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.

В соответствии с п. 3 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17.02.2003, межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

Результатом кадастровых работ, в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, является межевой план, технический план или акт обследования.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2017 г.), межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Исходя из системного анализа земельного законодательства, последнее специальных требований к заказчику кадастровых работ не содержит, таким образом, администрация Горьковкого муниципального района была вправе выступать заказчиком кадастровых работ в отношении земельного участка, принадлежащего истцу.

Согласно п.6 вышеуказанных Методических рекомендаций, межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: подготовительные работы; составление технического проекта; уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания; определение границ объекта землеустройства на местности, их согласование и закрепление межевыми знаками; определение координат межевых знаков; определение площади объекта землеустройства; составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства; формирование землеустроительного дела; утверждение землеустроительного дела в установленном порядке.

Вместе с тем, перечень межевых работ в каждом конкретном случае определяется по соглашению между заказчиком кадастровых работ и исполнителем (кадастровым инженером), закрепляется в договоре поручения (оказания услуг, выполнения работ) и может не содержать всех работ, указанных в п. 6 Методических рекомендаций.

Кроме того, суд отмечает, что вышеуказанный документ носит рекомендательный характер, что следует из его наименования. По этим же основаниям отклоняются доводы истца о том, что исполнителем работ при составлении карты (плана) объекта землеустройства дополнительно не направлялись письменные запросы о наличии на территории объекта землеустройства принадлежащих истцу инженерных коммуникаций и (или) их охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель, границы объекта землеустройства не закреплены межевыми знаками, фиксирующими на местности местоположение поворотных точек границ объекта землеустройства, полевое обследование территории объекта землеустройства при проведении подготовительных работ кадастровым инженером не проводилось.

Более того, как следует из раздела межевого плана"Заключение кадастрового инженера", сведения о поворотных точках образуемого земельного участка с обозначением были получены согласно кадастровый выписки о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ г., а именно аналитическим путем (л.д. 17).

Истец, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером , ссылается на нарушение его прав не извещением его за 7 календарных дней до начала работ о времени и месте проведения межевания, с указанием явки для согласования или предоставления мотивированного отказа в согласовании границ по результатам предварительного межевания.

Вместе с тем, требование об уведомлении лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ о времени и месте проведения межевания, законодательно не закреплено, содержатся исключительно в п. 1 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17.02.2003, ввиду чего носит рекомендательный характер.

По существу, данное требование направлено на соблюдение прав землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков и закреплено в Методических рекомендациях в развитие положений ч. 4 ст. 11.2 ЗК РФ, согласно которой образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

Исходя из положений ч. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), по общему правилу, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно ч. 2 ст. 11.4. ЗК РФ, при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

Исходя из положений ч.ч. 2, 3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2017 г.), в межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков. Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе кадастра, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (ч. 6).

В соответствии с требованиями ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2017 г.), местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (ч. 1). Предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды (ч. 3).

Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами. (ч.ч. 5, 7 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в редакции, действующей до 01.01.2017 г.). 7.

Согласно ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в редакции, действующей до 01.01.2017 г.), результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.

Так, оспариваемый межевой план содержит раздел "Акт согласования местоположения границы земельного участка" (л.д. 21), в котором имеются сведения о правообладателе исходного земельного участка - Самардак В.М., (л.д. 21), что предполагает утверждение данного межевого плана истцом Самардак В.М.,

Обращает на себя снимание то обстоятельство, что подписи истца в Акте согласования местоположения границы земельного участка отсутствуют, графы"реквизиты документов, подтверждающих полномочия представителей, участвующих в согласовании", "Подпись и дата", "Согласовано в индивидуальном порядке" не заполнены.

Вместе с тем, в заключении кадастрового инженера (л.д. 17) имеется указание на то, что, ввиду отсутствия согласия владельца земельного участка с кадастровым номером - Самардак В.М., раздел земельного участка возможен только на основании решения суда, согласно п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ.

Доводы истца о том, что кадастровым инженером неправомерно поставлен прочерк в графе межевого плана "разногласия при согласовании местоположения границы" подлежат отклонению по тем основаниям, что Самардак В.М. является собственником обоих образуемых земельных участков, ввиду чего спор с самим собой о границах собственных земельных участков не возможен.

Как следует из представленного истцом решения Горьковского районного суда Омской области от 27.03.2017 г. по делу № 2-72/2017, администрации Горьковского муниципального района Омской области отказано в признании за Горьковским муниципальным районом Омской области права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> а также об установлении границ указанного земельного участка, образованного путем раздела земельного участка кадастровым номером

Вместе с тем, отказ в удовлетворении вышеуказанных требований не влечет с неизбежностью недействительности межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером поскольку нарушения прав истца действиями ответчика непосредственно по составлению межевого плана суд не усматривает.

Доводы истца о том, что межевой план в будущем может быть использован администрацией Горьковского муниципального района Омской области во вред Самардак В.М. подлежат отклонению, ввиду законодательно установленной презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений.

Тем самым, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░9 ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2017 ░░░░.

░░░░░

2-249/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Самардак В.М.
Ответчики
ООО "Кадастровый центр"
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области
Администрация Горьковского муниципального района Омской области
Суд
Калачинский городской суд Омской области
Дело на сайте суда
kalachinskcourt.oms.sudrf.ru
13.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.03.2017Передача материалов судье
14.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2017Подготовка дела (собеседование)
29.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2017Судебное заседание
22.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2017Дело оформлено
17.04.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее