Дело № 2-758/2018
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«13» августа 2018 года с. Корткерос
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Соловьевой М.В., с участием представителя истца ИП Бествитского И.И. – Калинина Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Калинина Р.В., действующего в интересах ИП Бествитского И.И., к Гульмантович А.В. о взыскании расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке,
установил:
Калинин Р.В., действующий в интересах ИП Бествитского И.И., обратился в суд с заявлением о взыскании с Гльмантович А.В. оплаты за хранение и перемещение транспортного средства <...> в размере <...> руб. и уплаченной госпошлины. В обоснование требований указав, что ИП Бествитский И.И. являлся уполномоченной организацией на перемещение и хранение задержанных транспортных средств в Корткеросском районе РК. <дата> на основании протокола о задержании транспортного средства ХХХ от <дата> за совершение административного правонарушения, допущенного ответчиком, на специализированную стоянку в <адрес>, принадлежащую ИП Бествитскому И.И., расположенную по адресу: <адрес>, помещено вышеуказанное транспортное средство. Решением Сыктывкарского городского суда от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, транспортное средство ответчика признано бесхозяйным и передано в собственность истца. Расходы, связанные с перемещением и хранением указанного транспортного средства, рассчитаны в соответствии с Приказом Службы Республики Коми по тарифам от <дата> ХХХ и по состоянию на <дата> составляют <...> руб.
Представитель истца Калинин Р.В. в судебном заседании на требованиях и доводах иска настаивал в полном объеме.
Ответчик Гуьмантович А.В на судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, с учетом положений ст.ст. 167, 233 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, с вынесением заочного решения по делу, поскольку неявка ответчика, при надлежащем извещении, отсутствии от него заявления об отложении дела не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Постановлением мирового судьи Корткеросского судебного участка РК от <дата> Гульмантович А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч<...> КоАП РФ за управление транспортным средством <...>.
В силу части 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в редакции действовавшей на момент задержания транспортного средства, при нарушении правил эксплуатации, использования и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ, применяется задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ задержание транспортного средства является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемой в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
Из содержания пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) следует, что в случаях, предусмотренных законодательством, гражданское законодательство может применяться к административным правоотношениям.
При этом статьей 906 ГК РФ предусмотрено, что правила главы 47 данного Кодекса, регулирующей отношения, связанные с оказанием услуг по хранению вещей, применяются к обязательствам хранения, возникающим в силу закона, если законом не установлены иные правила.
Исходя из положений приведенных правовых норм, следует, что при помещении задержанного транспортного средства на стоянку и его хранении возникают обязательства хранения в силу закона.
Согласно части 11 статьи 27.13 КоАП РФ расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
В соответствии с частью 10 статьи 27.13 КоАП РФ перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
Порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 статьи 27.13 КоАП РФ, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств определен Законом Республики Коми от 26.06.2012 № 43-РЗ «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств со специализированной стоянки на территории Республики Коми» (далее по тексту – Закон №43-РЗ)
Указанный Закон № 43-РЗ (в редакции на день задержания транспортного средства) определял порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами.
Согласно ст. 2, 3, 4 Закона № 43-РЗ (в редакции на день задержания транспортного средства) перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение осуществляются юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими данную деятельность на территории Республики Коми (далее - исполнители). Перечень исполнителей, а также перечень мест нахождения на территории Республики Коми специализированных стоянок размещаются уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на основании данных, представленных исполнителями. Срок хранения задержанного транспортного средства исчисляется с момента его помещения на специализированную стоянку в часах. Оплата расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства осуществляется после получения решения уполномоченного должностного лица, указанного в части 1 статьи 4 настоящего Закона, путем внесения исполнителю платы за перемещение и платы за хранение задержанного транспортного средства, размеры которых устанавливаются органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области установления цен (тарифов). Плата за хранение задержанного транспортного средства взимается исполнителем за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке. Возврат задержанного транспортного средства владельцу (представителю владельца) задержанного транспортного средства или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством, производится после устранения причин его задержания на основании отметки о прекращении задержания транспортного средства, произведенной в копии протокола о задержании транспортного средства должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, после оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства. Подпись должностного лица, указанного в настоящей части, заверяется печатью соответствующего органа государственной власти (его структурного подразделения), федерального казенного учреждения.
Приказом Службы Республики Коми по тарифам N 40/1 от 19 июня 2012 года (в редакции действовавшей на момент задержаний транспортного средства) утверждены единые предельные максимальные уровни тарифов на услуги по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку по перемещению задержанного транспортного средства за пределами населенного пункта, руб. за 1 км - 107,77 руб. Размер платы за перемещение задержанного транспортного средства за пределами населенного пункта определяется исполнителем исходя из утвержденного в установленном порядке размера платы за один километр пробега и фактического пробега (километража) транспортного средства специализированной организации с места эвакуации задержанного транспортного средства до ближайшей специализированной стоянки. Утверждены единые предельные максимальные уровни тарифов на услуги по хранению задержанного транспортного средства на специализированной стоянке за транспортное средство категории В стоимостью одного машино-места в час/руб. (с НДС) в размере 29,50 руб. Плата за хранение задержанного транспортного средства взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке. Также в Приказе отражено, что действие единых предельных максимальных уровней тарифов, утвержденных пунктами 1, 2 настоящего приказа, распространяется на регулируемые организации, оказывающие на территории Республики Коми услуги по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и услуги по хранению задержанного транспортного средства на специализированной стоянке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <дата> между Межмуниципальным отделом министерства внутренних дел Российской Федерации «Сыктывдинский» и ИП Бествитским И.И., действующего на основании свидетельства о государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя ХХХ от <дата>, заключен договор взаимодействия сторон при перемещении задержанных транспортных средств для помещения на специализированные стоянки.
Предметом данного договора является взаимодействие сторон при передаче транспортных средств, задержанных в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ, для помещения на специализированные стоянки, согласно которому задержание транспортного средства осуществляется сотрудниками ОВД – должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в т.ч. ч.1 ст. 12.7 КоАП РФ, помещение задержанного транспортного средства с места задержания на специализированную стоянку и хранение на ней осуществляется ИП Бествитским. Договор заключен на неопределенный срок.
По информации ОМВД по <адрес> от <дата> следует, что согласно требованиям приказа МВД по РК ХХХ «Об организационно-штатных вопросах» (вступил в законную силу с <дата>) Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Сыктывдинский» (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Сыктывдинского и <адрес>ов) реорганизован путем разделения на отдел Министерства внутренних дел РФ по <адрес> и отделение Министерства внутренних дел РФ по <адрес> с утверждением штатных расписаний территориальных органов и подразделений полиции.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, деятельность в рамках вышеуказанного договора от <дата> на территории <адрес> ИП Бествитским И.И. велась до реорганизации МО МВД «Сыктывдинский», поскольку с ОМВД по <адрес> аналогичный договор не заключался.
Таким образом, ИП Бествитский с <дата> не является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранение в силу положений ст. 27.13 КоАП РФ и Закона № 43-РЗ. Доказательств обратного суду не представлено.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ИП Бествитский И.И. осуществлял свою деятельность в качестве уполномоченной организации по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории <адрес> с момента заключения вышеуказанного договора с <дата> до <дата> включительно. Иных доказательств по осуществлению указанной деятельности, включению в Перечень исполнителей осуществляющих перемещение и хранение транспортных средств после установленной даты суду не представлено.
Согласно протоколу о задержании транспортного средства ХХХ от <дата> составленному инспектором ДПС ГИБДД МО МВД России «Сыктывдинский», в <адрес> задержано транспортное средство – <...> передано на хранение в <адрес>
Решением Сыктывкарского городского суда РК от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, вышеуказанное транспортное средство признано бесхозяйным и передано в собственность ИП Бествитского И.И.
В соответствии с ч. 11 ст. 27.13 КоАП РФ (в редакции на день задержания транспортного средства) расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
Таким образом, Гульмантович А.В., как лицо, совершившее административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, несет ответственность по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства.
<дата> от ИП Бествитского И.И. ответчиком было получено требование с предложением оплатить расходы за перемещение и хранение транспортного средства по адресу регистрации ответчика, которое оставлено без внимания последним.
С учетом изложенного, суд считает, что ответчик был надлежащим образом уведомлен о факте перемещения и хранения его транспортного средства на специализированной стоянке, тем не менее, мер для вывоза <...> не предпринял, оплату за перемещение и хранение транспортного средства не произвел, транспортное средство не забирал.
Поскольку правоотношения по хранению задержанного должностным лицом ГИБДД автотранспортного средства на специализированной стоянке возникли в силу закона, ответчик обязан уплатить истцу расходы за перемещение и хранение задержанного транспортного средства на такой стоянке.
Оценив установленные по делу обстоятельства, с учетом выше приведенных норм закона, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования истца к ответчику о взыскании с него платы за перемещение и хранение задержанного транспортного средства, регулируемой специальными нормами, подлежат удовлетворению.
С учетом установленных обстоятельств, расходы ИП Бествитского, связанные с перемещением, хранением автомобиля на специализированной стоянке, исчисленные с учетом Приказа Службы Республики Коми по тарифам N 40/1 от 19 июня 2012 года, составляют <...>
Поскольку каких-либо доказательств отсутствия обязанности по несению расходов за нахождение спорного транспортного средства на специализированной стоянке за указанный период, а также наличие каких-либо оснований и причин невозможности получения транспортного средства со стоянки, ответчиком в ходе производства по делу представлено не было, суд находит требования истца о взыскании платы за перемещение и хранение транспортного средства законными и подлежащими удовлетворению в вышеустановленном размере.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к которым относится и государственная пошлина. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов по нормативу 100%.
В связи с предоставлением истцу отсрочки уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 50% и, соответственно, уплаченной им госпошлины в размере <...> руб. и удовлетворения судом требований, а также положений п.6 ст.52 НК РФ, суд считает необходимым с учетом взаимозачета, взыскать с ответчика государственную пошлину в пользу истца – <...>. и в доход местного бюджета в размере <...> руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ, суд
решил:
иск удовлетворить.
Взыскать с Гульмантович А.В. в пользу ИП Бествитского И.И. плату за перемещение и хранение задержанного транспортного средства <...> на специализированной автостоянке за период с <дата> по <дата> включительно в размере <...>, а также государственную пошлину в размере <...>.
Взыскать с Гульмантович А.В. в доход бюджета МР «Корткеросский» государственную пошлину в <...> рубля.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья - Э.Ф. Буян