№ 2-119/2024
УИД 74RS0036-01-2023-000862-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2024 года г. Пласт
Пластский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Петрова А.С.,
при секретаре Фатеевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СЛВ к Администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района <адрес>, РВА о признании права собственности на жилой дом,
установил:
СЛВ обратилась в суд с иском к Администрации Пластовского муниципального района <адрес>, РВА о признании права собственности на жилой дом общей площадью 32,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пер. Береговой <адрес>, кадастровый №.
В обоснование требований, ссылаясь на положения ст. 218, 234 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) указала, что ДД.ММ.ГГГГ она купила у РВА ДД.ММ.ГГГГ г.р. жилой дом по адресу: <адрес> пер. Береговой <адрес>, площадью 32,1 кв.м,, с кадастровым номером № Правоустанавливающих документов на данный дом не имеется, однако в нем проживал до самой смерти отец РВА ВАШ АС, который умер в 1999 году, а после его смерти РВА присматривала за домом. Согласно данных технического паспорта ОблЦТИ, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ владельцем дома числится ШАС. Таким образом, Ш А.С. является владельцем данного дома как минимум с 1994 года по день его смерти (1999 год). После Ш А.С., на протяжении 4 лет домом владела РВА, а с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, то есть более 18 лет владельцем дома является истец. РВА после смерти отца не стала оформлять дом в свою собственность, поскольку правоустанавливающих документов на дом на имя ее отца Ш А.С. у нее не имелось. Поскольку надлежащей регистрации права собственности Ш А.С. и РВА не имелось, договор купли-продажи дома между ней и РВА не составлялся. Была составлена только расписка РВА, после чего истец вселилась в данный дом и стала в нем жить. Указывает, что живет в данном доме до настоящего времени, более 18 лет. Полагает, что ее владения данным домом достаточно, чтобы признать за ней право собственности на данный дом.
Истец СЛВ в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель ответчика Администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района <адрес> не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, предоставил письменное мнение, в котором не возражал против удовлетворения исковых требований.
Ответчик РВА в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом.
Представители третьих лиц Межмуниципального отдела по Увельскому, Пластовскому муниципальным районам и Южноуральскому городскому округу Управления Росреестра по <адрес>, Пластовского подразделения Увельского управления ОГУП «Областной ЦТИ», Администрации Пластовского муниципального района <адрес>, в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения истца, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, принимая во внимание все фактические обстоятельства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. ч. 1-3 ст. 234 ГК РФ Лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Как разъяснено в п. п. 15, 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
С учетом изложенного потенциальный приобретатель должен доказать суду наличие в совокупности следующих условий: добросовестное, открытое, непрерывное владение имуществом как своим собственным в течение 15 лет. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий не позволяет признать за лицом право собственности на имущество в силу приобретательной давности.
Под добросовестным владельцем понимают того, кто приобретает вещь внешне правомерными действиями и при этом не знает и не может знать о правах иных лиц на данное имущество. Добросовестность давностного владельца определяется, прежде всего, на момент получения имущества во владение, причем в данный момент давностный владелец не имеет оснований считать себя кем-либо, кроме как собственником соответствующего имущества.
Таким образом, добросовестность давностного владельца определяется на момент получения имущества во владение и предполагает, что лицо, владеющее имуществом, должно считать себя не только собственником имущества, но и не знать, что у него отсутствуют основания для возникновения права собственности.
В судебном заседании истец пояснила, что приобрела у РВА по расписке жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 32,1 кв.м., кадастровый №, поскольку у предыдущего владельца не было оформлено право собственности, поскольку документы сгорели. Фактически проживает в этом доме с 2004 года.
Как следует из материалов дела СЛВ зарегистрирована по адресу: <адрес>
Из копии представленной расписки от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что РВА после смерти отца ШАС вступила в наследство дома, который в дальнейшем продала СЛВ
Согласно ответа администрации Борисовского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован ШАС по день смерти ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрированных граждан нет.
Из ответа Челябинской нотариальной палаты № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что после смерти ШАС ДД.ММ.ГГГГ г.р., умершего ДД.ММ.ГГГГ наследственное дело не заводилось.
Из ответа МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> реестре федерального имущества отсутствует.
Согласно ответа Министерства имущества <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пер. <адрес> реестре имущества, находящегося в государственной собственности <адрес>, не значится.
Из представленной справки Пластовского филиала ОГУП «Обл. ЦТИ» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> собственности не числится.
Из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ в графе № регистрация права собственности, усматривается, что собственниками дома, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Береговой <адрес> указан ШАС.
Согласно выпискам из ЕГРН, сведения о собственнике на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> отсутствуют.
Из представленных истцом квитанций об оплате коммунальных услуг за период с 2009 по 2014 года, усматривается, что плательщиком указан СА, самая ранняя квитанция-договор АЕ № по оплате услуг водоснабжения, датированная ДД.ММ.ГГГГ.
Истец, как следует из его пояснений, не является наследником имущества после смерти ШАС.
Оценивая показания свидетеля ОВИ, суд отмечает, что сведения сообщенные свидетелем носят предположительный характер, что прямо следует из его показаний, при этом об основаниях занятия указанного жилого дома СЛВ и основаниях проживания в указанном помещении СЛВ (найма, приобретение в собственность по возмездной сделки или дарению) ему неизвестны.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ (в редакции, действующей на дату возникновения правоотношений) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу ч. 1 ст. 549 ГК РФ (в редакции, действующей на дату возникновения правоотношений) по договору купли - продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность (ст. 550 ГК РФ (в редакции, действующей на дату возникновения правоотношений))
Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (ч. 1 ст. 551 ГК РФ (в редакции, действующей на дату возникновения правоотношений)).
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как следует из ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представленные документы с достоверностью не свидетельствуют о приобретении истцом права собственности на спорный объект недвижимости в силу приобретательной давности и не подтверждают факт владения истцом указанным домом на протяжении 15 лет.
Достоверных доказательств подтверждения владения указанным жилым домом истцом до ДД.ММ.ГГГГ (квитанция АЕ № по оплате услуг водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ) не представлено. При этом, суд отмечает, что плательщиком по указанной квитанции является СА, а не СЛВ, что также не подтверждает факт владения ею указанного жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ
Представленная истцом расписка от ДД.ММ.ГГГГ, также не свидетельствует о приобретении истцом права собственности, владения указанным жилым домом, не подтверждает факт владения истцом указанным домом на протяжении 15 лет, поскольку доказательств, подтверждающих наличие у РВА права на отчуждение указанного объекта недвижимости и права владения не представлено.
Более того, как следует из объяснений истца СЛВ, данных в ходе судебного заседания, указанная расписка была фактически составлена РВА только в 2023 году по ее просьбе для обращения в суд с иском о признании за ней права собственности на жилой дом. Кроме того из указанной расписки не следует, что РВА продала именно жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №
Также суд полагает необходимым отметить, что при исчислении срока приобретательной давности необходимо исходить из положений п. 4 ст. 234 ГК РФ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), которая устанавливает, что течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Таким образом, право собственности на недвижимое имущество соответствующего лица может возникнуть в силу приобретательной давности не ранее чем через пятнадцать лет добросовестного, открытого и непрерывного владения как своим собственным соответствующим имуществом со дня истечения срока исковой давности по требованиям в соответствии со ст. 301 ГК РФ.
Общий срок владения недвижимым имуществом, необходимый для приобретения права собственности на это имущество, составляет восемнадцать лет с момента начала пользования данным имуществом (15 лет срока приобретательной давности + 3 года срока исковой давности по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения).
С настоящим иском СВА обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ – то есть до истечения 18 лет.
Таким образом, на момент обращения истца с настоящим иском срок владения недвижимым имуществом, необходимый для приобретения права собственности на это имущество в порядке приобретательной давности, истцом не соблюден, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Оценив представленные в материалы дела документы и доказательства, пояснения истца и показания свидетеля, суд приходит к выводу о том, что истец не предоставил достоверных доказательств добросовестного открытого и непрерывного владения как своим собственным недвижимым имуществом в виде домовладения по адресу: <адрес> <адрес>, кадастровый № в течение пятнадцати лет.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении исковых требований СЛВ о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 32,1 кв.м., с кадастровым номером № – отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Пластский городской суд Челябинской области.
Председательствующий Петров А.С.
Мотивированное решение изготовлено 02 мая 2024 года.