Решение по делу № 2-1012/2019 от 13.05.2019

    Дело №2-1012/2019

11RS0002-01-2019-001408-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Воркута Республики Коми 20 июня 2019 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Имамеевой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой Т.А. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о восстановлении в списках граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, о переводе очереди по месту жительства,

установил:

истец обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее администрация МО ГО «Воркута») о восстановлении в списках граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с первоначальной даты подачи заявления 24.07.1997, о переводе очереди по месту жительства в Республику Мордовия.

В обоснование требований указано, что с 1997 году состояла на учете для переселения из РКС. В связи с ухудшившимся состоянием здоровья в2013 году ее семья переехала в Республику Мордовия и в 2014 году поставлена там же на учет на получение жилья по категории житель Крайнего Севера, однако она поставлена в очередь в сводный список по Республике Мордовия и сможет получить сертификат лет через 15. Считает, что имеет право состоять на учете в г. Воркуте с первоначальной даты поставки на учет.

Определением от 18.05.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми (далее Минстрой РК), третьими лицами Григорьев Е.В., Григорьев Д.В. и администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещёна надлежащим образом, дело просила рассмотреть в свое отсутствие.

Представитель ответчика администрации МО ГО «Воркута» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие. До судебного заседания представил отзыв, суть которого сводится к тому, что истец обоснованно снята с учета граждан, имеющих правом на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты в связи с выездом в другую местность на основании личного заявления.

Представитель Минстроя Республики Коми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие. Из представленного отзыва следует, что в связи с выбытием из РКС истец обоснованно снята с учета граждан, имеющих правом на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты.

Представитель третьего лица администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Третьи лица Григорьев Е.В., Григорьев Д.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, истец согласно заявлению от 24.07.1997 состояла на учете граждан, имеющих правом на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты.

Согласно заявлению от 24.07.2013 Григорьева Т.А. просила снять ее с учета граждан, имеющих правом на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты в связи с выездом за пределы г. Воркуты.

Согласно протоколу № 27 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 26.07.2013, утвержденного постановлением администрации МО ГО «Воркута» № 2620 от 02.08.2013, заявление Григорьевой Т.А. о снятии ее с учета граждан, имеющих правом на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты в связи с выездом за пределы г. Воркуты удовлетворено.

В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Федеральный     Закон от 25.10.2002 №125-ФЗ).

Согласно преамбуле вышеназванного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., в соответствии с нормами этого Федерального закона.

Таким образом, с учетом характера и назначения рассматриваемых выплат, при решении вопроса о снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, юридическое значение имеет установление факта прекращения (утраты) права гражданина на получение социальной поддержки.

В соответствии со ст.1 Федерального Закона от 25.10.2002 №125-ФЗ, действующего на дату постановки истца, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Из чего следует, что для постановки на учет (регистрации) в администрации МО ГО «Воркута» в списки на получение жилищной субсидии, у истца должна была быть совокупность следующих условий: прибыть в РКС либо приравненных к ним местностях не позднее 01.01.1992, иметь общую продолжительность стажа работы в РКС и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не иметь жилья в других регионах Российской Федерации или признана нуждающейся в его улучшении, быть не получавшей субсидии на эти цели, постоянно проживать в г.Воркуте.

Участие граждан, которые прибыли в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до 1 января 1992 года, а затем выехали на постоянное место жительства в другие регионы и вновь въехали в указанные районы и местности после 1 января 1992 года, условиями Подпрограммы и нормами закона не предусмотрено.

В соответствии со ст.3 Федерального Закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» принято Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных - выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Положение от 10.12.2002 №879).

Пунктами 2, 3 и 4 Положения от 10.12.2002 № 879 предусмотрено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. К работе по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, могут привлекаться общественные жилищные комиссии.

Согласно п. 8 Положения от 10.12.2002 №879 регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту жительства таких граждан в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.

Согласно пункту 20 Положения 10.12.2002 № 879, в случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности, подтвержденного документами, приложенными к заявлению, представленному гражданином в соответствии с пунктом 17(1) настоящего Положения, а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения указанных условий, исходя из первоначальной очередности для этой категории).

Одним из оснований для снятия с учета в силу подп. «б» п. 21 Положения является выезд в другую местность на постоянное место жительства.

При этом снятие гражданина с учета - не право, а обязанность уполномоченного органа.

В соответствии со ст.20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства в соответствии со ст.2 Закона РФ № 5242-1 «О праве граждан РФ на свобод передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» определяется жилой дом, квартира и др., а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Из анализа изложенных правовых норм следует, что федеральный законодатель установил право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавших из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992 на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии, и закрепил в качестве условий его возникновения наряду с иными условиями - отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий. Сам факт постановки органом местного самоуправления гражданина на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на получение единовременной социальной выплаты с соблюдением очередности по дате подачи соответствующего заявления.

Таким образом, с учетом характера и назначения рассматриваемых выплат, при решении вопроса о снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, юридическое значение имеет установление факта прекращения (утраты) права гражданина на получение социальной поддержки.

Применительно к данному делу, исходя из оснований снятия истца с очереди и исключения из списков на получение жилищной субсидии, к обстоятельствам, имеющим юридическое значение и подлежащим доказыванию в соответствии с правилами ст. 56 ГПК РФ, относятся обстоятельства выезда Григорьевой Т.А. в другую местность на постоянное место жительства.

Судом установлено и подтверждено документально, что истец зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> также в собственности имеет земельный участок 1760 кв.м.

Согласно справке от 13.06.2019 № 312 Григорьева Т.А. с 01.07.2014 с составом семьи три человека состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и (или) имеющих право на получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

В соответствии с пунктом «а» 12(1) Положения 10.12.2002 № 879 основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» либо в статье 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

В соответствии с подпунктом "б" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае их выезда в другую местность на постоянное место жительства.

Исходя из положений приведенной выше нормы применительно к установленным по делу обстоятельствам, позволяющим квалифицировать отсутствие истца в г. Воркуте как выезд в другую местность на постоянное местожительство, с учетом недоказанности вынужденного характера выезда из районов Крайнего Севера, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановлении истца в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет 24.07.1997.

Относительно требований о переводе очереди из администрации МО ГО «Воркута» в Республику Мордовия суд также приходит к выводу об отказе в удовлетворении данных требований, поскольку действующим законодательством, регулирующим предоставление выплат гражданам, выезжающим (выехавшим) из РКС не предусмотрена возможность перевода очередности гражданина, состоявшего в уполномоченном органе одного региона РФ, в уполномоченный орган другого региона РФ.

Анализ исследованных в судебном заседании доказательств, позволяет суду сделать вывод о том, что оснований для восстановления истца в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет 24.07.1997 и переводе очереди в Республику Мордовия не имеется.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Григорьевой Т.А. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Комио восстановлении в списках граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с первоначальной даты подачи заявления 24.07.1997, о переводе очереди по месту жительства в Республику Мордовия - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 25.06.2019.    

Председательствующий    Е.В.Машковцева

2-1012/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Григорьева Татьяна Андреевна
Ответчики
Министерство строительства и дорожного хозяйства РК
Администрация МО ГО "Воркута"
Другие
Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Григорьев Денис Вячеславович
Григорьев Евгений Вячеславович
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее