ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«27» июня 2022 г. п. Жигалово
Жигаловский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Шохоновой Н.В., при секретаре ФИО2, с участием представителя истца – старшего помощника прокурора ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора Жигаловского района к муниципальному унитарному предприятию «Жигаловское коммунальное управление» о возложении обязанности назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, разработать, утвердить и направить в Федеральное дорожное агентство паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортных средств,
установил:
Прокурор Жигаловского района обратился в Жигаловский районный суд с вышеуказанным иском к муниципальному унитарному предприятию «Жигаловское коммунальное управление».
В обоснование заявленного требования прокурор Жигаловского района указал на следующие обстоятельства.
Прокуратурой Жигаловского района проведена проверка исполнения муниципальным унитарным предприятием «Жигаловское коммунальное управление» законодательства о транспортной безопасности.
МУП «ЖКУ» осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам автомобильным транспортом, в связи с чем, согласно пп. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон) является субъектом транспортной инфраструктуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу ч.1 ст. 8 Закона требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1640 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - Требования).
Согласно п. 6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны:
1) при наличии более одного транспортного средства назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры;
4) разработать, утвердить и направить в Федеральное дорожное агентство паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с положениями частей 1.3 - 1.5 статьи 9 Закона по типовой форме согласно приложению (далее - паспорт транспортного средства). Для транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок и эксплуатируемых одним субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком), у которых идентичны категории и классы, соответствующие Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", конструктивные, технические, технологические элементы, паспорт транспортного средства может разрабатываться и утверждаться на группу таких транспортных средств по одному маршруту регулярной перевозки.
В нарушение пп. 1, 4 п.6 Требований вышеуказанные обязанности МУП «ЖКУ» не исполнены, что создает угрозу безопасной деятельности транспортного комплекса, и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Просит суд обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жигаловское коммунальное управление» в срок до <Дата> назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, в субъекте транспортной инфраструктуры; разработать, утвердить и направить в Федеральное дорожное агентство паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортных средств.
В отзыве на исковое заявление представитель ответчика пояснил, что МУП «ЖКУ» осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам автомобильным транспортом. Во исполнение требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности МУП «ЖКУ» предприняты меры для поиска лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, а именно <Дата> на государственном портале Работа России (<данные изъяты>) размещена вакансия - специалист по транспортной безопасности. Кроме того, объявление об открытой вакансии специалиста по транспортной безопасности размещено в газете «Жигаловский район» от <Дата> №. До настоящего времени на указанную вакансию не откликнулся ни один кандидат. Поиск кандидатов на должность специалиста по транспортной безопасности на различных сайтах поиска работы также не дал результатов. Из работников, состоящих в штате МУП «ЖКУ», назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности не представляется возможным, в связи с отсутствием у них документов, указанных в Приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 28.08.2020 № 332 «Об утверждении перечня документов, представляемых в целях проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу» (далее по тексту - Приказ). Лицо, принимаемое на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющего такую работу в числе прочих документов, указанных в Приказе должно предоставить документ об образовании и (или) о квалификации лица, принимаемого на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющего такую работу (п. 7 Приказа) и свидетельство об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (Пункт 11 приказа). Полагает, что в случае удовлетворения исковых требований прокурора Жигаловского района судебное решение будет неисполнимым.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Жигаловского района ФИО3 полностью поддержала заявленные исковые требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Третье лицо – представитель Администрации муниципального образования «Жигаловский район» в судебное заседание не явился, направил в адрес суда заявление о рассмотрении гражданского дела без их участия. Возражений не имеет, составу суда доверяет.
Представитель ответчика Муниципального унитарного предприятия «Жигаловское коммунальное управление» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался.
При таких обстоятельствах, на основании ст. 233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, в связи с чем, судом вынесено соответствующее определение о рассмотрении дела в порядке заочного судопроизводства в отсутствие ответчиков.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав в судебном заседании письменные доказательства, приобщенные к материалам дела, находит заявленные требования подлежащими полному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 8 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее по тексту – «Федеральный закон N 16-ФЗ») обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно п. 9 ст. 1 ФЗ №16-ФЗ субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, Определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя, в том числе, транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (п. 1 ст. 4 Федерального закона №16-ФЗ).
Часть 1 ст. 10 Федерального закона № 16-ФЗ гласит, что работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица:
1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
2) страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией;
3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;
4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 07.02. 2011 № 3-ФЗ «О полиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;
5) внесенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
6) сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности;
8) не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;
9) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
В силу ст. 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 08.10.2020 № 1640 (далее - Требования), субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, помимо прочего, обязаны:
2) назначить лицо (лиц) в субъекте транспортной инфраструктуры, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства либо группы транспортных средств;
4) разработать, утвердить и направить в Федеральное дорожное агентство паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с положениями частей 1.3 - 1.5 статьи 9 Закона по типовой форме согласно приложению (далее - паспорт транспортного средства). Для транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок и эксплуатируемых одним субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком), у которых идентичны категории и классы, соответствующие Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", конструктивные, технические, технологические элементы, паспорт транспортного средства может разрабатываться и утверждаться на группу таких транспортных средств по одному маршруту регулярной перевозки.
Согласно п. 7.2 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
Как следует из материалов дела прокуратурой Жигаловского района проведена проверка исполнения Муниципальным унитарным предприятием «Жигаловское коммунальное управление» законодательства о транспортной безопасности.
Прокуратурой Жигаловского района вынесено представление об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности 13.07.2021 № 7-22-2021, поскольку в нарушении пп. 1, 4 п.6 Требований вышеуказанные обязанности МУП «ЖКУ» не исполнены, что создает угрозу безопасной деятельности транспортного комплекса, и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб.
Приходя к выводу об удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что несоблюдение закона в сфере транспортной безопасности нарушает права и интересы, как работников предприятия, так и граждан, пользующихся транспортном, на безопасные условия, обеспечивающие защиту их жизни и здоровья от актов незаконного вмешательства.
Согласно п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Поскольку исковые требования прокурора, удовлетворенные судом связаны с защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц, то он освобождается от уплаты государственной пошлины на основании п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, а государственная пошлина, от уплаты которой не освобожден ответчик, подлежит взысканию с ответчика муниципального унитарного предприятия «Жигаловское коммунальное управление» на основании части 1 ст.103 ГПК РФ.
Исходя из имущественного положения ответчика, являющегося муниципальным учреждением, суд считает необходимым снизить размер взыскиваемой государственной пошлины, на основании ч.2 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд полагает возможным установить для муниципального унитарного предприятия «Жигаловское коммунальное управление» срок для исполнения решения до <Дата>, находя его разумным.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования прокурора Жигаловского района удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное унитарное предприятие «Жигаловское коммунальное управление» в срок до <Дата> назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, разработать, утвердить и направить в Федеральное дорожное агентство паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортных средств.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Жигаловское коммунальное управление» государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей в доход бюджета муниципального образования «Жигаловский район».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Жигаловский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме, по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 01 июля 2022 г.
Председательствующий Н.В. Шохонова