Решение по делу № 33-10815/2020 от 22.10.2020

Судья – Зубовой Е.Н.

Дело № 33-10815/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Опалевой Т.П.,

судей Крюгер М.В., Ивановой Е.В.,

при секретаре Басимовой Н.М.,

рассмотрела 23 ноября 2020 года в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Пермского края на решение Гайнского районного суда Пермского края от 16 сентября 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования Журавлева Валерия Ивановича к Министерству строительства Пермского края удовлетворить.

Признать решение Министерства строительства Пермского края об отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата Журавлёву В.И. незаконным.

Обязать Министерство строительства Пермского края оформить и выдать Журавлёву В.И. государственный жилищный сертификат».

Заслушав доклад судьи Крюгер М.В., пояснения представителя ответчика Министерства строительства Пермского края – Коньковой Ю.А., настаивавшей на доводах жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Журавлев В.И. обратился в суд с иском к Министерству строительства Пермского края, администрации Гайнского муниципального округа об отказе в выдаче жилищного сертификата незаконным и обязании выдать жилищный сертификат.

В обоснование требований указано, что он состоит в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории «Инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» с апреля 2012 года. В 2020 году включен в список на получение социальных выплат для приобретения жилья. Все необходимые документы он предоставил в полном объеме, однако 26.06.2020 из Министерства строительства пришел отказ в выдаче сертификата, поскольку в справке с Миграционного пункта ОМВД России по Гайнскому району нет сведений об отсутствии иных граждан, зарегистрированных по месту его жительства. Он, одиноко проживающий инвалид ** группы, Ветеран труда, нуждается в улучшении жилищных условий. Все требования по условию выдачи сертификата выполнил, необходимые документы и справки предоставил. В квартире, в которой проживает по договору социального найма больше никто не зарегистрирован.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого ставится вопрос в апелляционной жалобе Министерства строительства Пермского края, указывая на незаконность и необоснованность постановленного по делу решения суда. В жалобе приведены доводы о том, что решение об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата истцу принято в соответствии с действующими требованиями законодательства.

Истец Журавлев В.И., представители ответчика администрации Гайнского муниципального района Пермского края, третьего лица Отделения МВД России по Гайнскому району в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, истец направил заявление о рассмотрении дела в апелляционной инстанции без его участия, решение суда просил оставить без изменения.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.

Условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992, установлены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ), который устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условий их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992 в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Согласно статье 1 Федерального закона № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (в ред. от 15.11.2019) (далее - Правила) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты, а также члены их семьи, к которым относятся постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

В соответствии сп. 44 Правил для получения сертификата гражданин - участник ведомственной целевой программы представляет следующие документы:

а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению № 5; б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника ведомственной целевой программы и членов его семьи; в) справка об отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение, в отношении которого представлено обязательство, предусмотренное подпунктом «ж» настоящего пункта, и коммунальные услуги; г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника ведомственной целевой программы и лиц, указанных им в качестве членов семьи (свидетельство о браке (свидетельство о расторжении брака, записи актов гражданского состояния), свидетельство о рождении (страницы паспорта гражданина Российской Федерации с внесенными сведениями о детях и семейном положении), свидетельство об усыновлении); д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника ведомственной целевой программы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); ж) обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность по форме согласно приложению № 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в абзаце четвертом пункта 16(2), пунктах 16(3) и 16(4) настоящих правил, в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «а» или «е» пункта 5 настоящих правил, и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, обязательства о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения, а также в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «а» или «е» пункта 5 настоящих правил, либо гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «з» пункта 5 настоящих правил, и членами его семьи решения об отчуждении в государственную или муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего данному гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений; з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы (службы) - для граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящих правил, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений; и) копия правоустанавливающего документа (документов) на жилое помещение, принадлежащее гражданину - участнику ведомственной целевой программы и (или) членам его семьи, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, - в случае, указанном в абзаце третьем пункта 16(2) настоящих правил, а также в случае представления обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность, предусмотренного подпунктом «ж» настоящего пункта; к) справка об общей продолжительности военной службы (службы) с указанием основания планируемого увольнения с военной службы (службы) или выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпункте «а» пункта 5 настоящих правил; л) копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, - для граждан, указанных в подпункте «к» пункта 5 настоящих правил; м) справка об инвентаризационной стоимости жилого помещения, отчужденного гражданином - участником ведомственной целевой программы и (или) членами его семьи или переведенного из жилого помещения в нежилое помещение по состоянию на дату заключения договора об отчуждении жилого помещения (перевода жилого помещения в нежилое помещение), - в случаях, указанных в абзаце первом пункта 15(1) настоящих правил, при отсутствии кадастровой стоимости указанного жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также в случаях, указанных в абзаце втором пункта 15(1) настоящих правил.

Согласно пп. б п. 44 (2) Правил, органы местного самоуправления, подразделения, осуществляющие вручение сертификатов, запрашивают в установленном законодательством Российской Федерации порядке: в органе по контролю в сфере миграции: документ, содержащий сведения о регистрации граждан по месту жительства в жилом помещении совместно с гражданином - участником ведомственной целевой программы; сведения о гражданах, указанных в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, и членах их семей.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в администрацию Гайнского муниципального района с заявлением о постановке на учет в категории «инвалиды» на получение жилищной субсидии Журавлев В.И. обратился в апреле 2012 года. В течение более восьми лет состоял в очереди на получение жилищного сертификата. Поскольку Журавлёв В.И. соответствовал требованиям, установленным в ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ, органами исполнительной власти было признано право на получение им в 2020 году государственного жилищного сертификата согласно очередности. Необходимый пакет документов, предусмотренный п. 44 Правил был предоставлен истцом в полном объеме.

Из администрации Гайнского муниципального округа в миграционный пункт ОМВД России по Гайнскому району 06.05.2020 в отношении Журавлёва В.И. поступил запрос о предоставлении документа, содержащего сведения о регистрации граждан по месту жительства в жилом помещении совместно с истцом, как гражданином - участником ведомственной целевой программы. Отделением МВД России по Гайнскому району в предоставлении информации на запрос отказано в связи с тем, что в подразделении по вопросам миграции ведется пофамильный учет.

В соответствии с п. 44 (1) Правил в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат гражданину - участнику ведомственной целевой программы не вручается.

На основании п. 3.4.2 порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 21.10.2015 № СЭД-38-01-97-311, по итогам рассмотрения поступившего в Министерство учетного дела Журавлёва В.И., Министерством строительства Пермского края было принято решение об отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата в связи с неполным предоставлением документов, указанных в п. 44 (2) Правил до устранения указанных замечаний.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции на основании представленных документов установил, что Журавлев В.И. на основании договора найма жилого помещения проживает и зарегистрирован один по адресу: ****, что указано в справке администрации Гайнского муниципального округа Пермского края № 1 от 09.01.2020. Наличие иных граждан, зарегистрированных в указанном жилом помещении, не установлено.

Суд первой инстанции, установив, что Журавлев В.И., являясь гражданином - участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», полностью соответствует требованиям, установленным ФЗ № 125-ФЗ и обладает правом на получение государственного жилищного сертификата в 2020 году, дав правовую оценку установленным обстоятельствам, связанным с невозможностью органа внутренних дел предоставить сведения, предусмотренные пп. «б» п.44 (2) Правил, а также установив, что в занимаемом истцом жилом помещении, никто помимо него не зарегистрирован, что не опровергнуто ответчиком, удовлетворяя заявленные исковые требования, исходил из допущенного нарушения прав истца.

Судебная коллегия с таким выводами суда первой инстанции соглашается, мотивы по которым суд пришел к таким выводам, подробно приведены в решении суда, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела и нормам материального права не противоречат, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не усматривает.

Действительно, как указывается в апелляционной жалобе, в нарушение действующих требований, в учетном деле Журавлева В.И. отсутствовал документ, содержащий сведения о регистрации граждан по месту жительства в жилом помещении совместно с Журавлевым В.И. Однако, материалы учетного дела содержали справку администрации Гайнского муниципального района Пермского края от 09.01.2020 о том, что по месту жительства по адресу: **** никто кроме Журавлева В.И. не зарегистрирован, также была представлена выписка из финансового лицевого счета жилого помещения, занимаемого по месту регистрации, в которой также отсутствуют какие-либо зарегистрированные лица, ответ Отделения МВД России по Гайнскому району на запрос главы муниципального района – главы администрации о ведении пофамильного учета граждан, аналогичный ответ дан на обращение Журавлева В.И. от 23.01.2020.

Изучение материалов дела показывает, что Министерство строительства Пермского края при рассмотрении учетного дела истца имело возможность установить обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса о выдаче гражданину - участнику государственного жилищного сертификата.

При этом, в апелляционной жалобе ответчик не ссылается и не приводит доводы о том, что истец не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам целевой программы, либо представленные как в учетное дело, так и в ходе судебного разбирательства доказательства и установленные на основании этих сведений обстоятельства, не соответствуют действительности.

Ссылка представителя ответчика об отзыве обжалуемого истцом отказа и после приведения администрацией Ганского района учетных дел участников программы в соответствие с требованием пп. «б» п.44 (2) Правил, Министерством будут выданы государственные жилищные сертификаты, не влечет отмену оспариваемого решения суда, поскольку до настоящего времени нарушенные права истца не восстановлены, иного в материалы дела не представлено.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, выводов суда не опровергают и не содержат каких-либо подтвержденных данных, свидетельствующих о неправильности постановленного судом решения, и не могут повлечь отмену решения, так как не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, а выражают лишь несогласие с принятым решением.

Учитывая вышеизложенное, оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Гайнского районного суда Пермского края от 16 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Пермского края – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-10815/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Журавлев Валерий Иванович
Ответчики
Администрация Гайнского муниципального округа
Министерство строительства Пермского края
Другие
Миграционный пункт ОМВД России по Гайнскому району
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Крюгер Мария Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
23.10.2020Передача дела судье
23.11.2020Судебное заседание
25.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2020Передано в экспедицию
23.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее