Судья Чудинова А.А. Дело № 33-5611/2021(2-64/2021)
25RS0018-01-2021-000909-44
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 июня 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Прасоловой В.Б.,
судей Левицкой Ж.В., Мельниковой О.Г.,
при секретаре Клюгер Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона к Министерству Обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации,
на решение Кировского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Левицкой Ж.В., судебная коллегия
установила:
заместитель военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона действуя в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным иском, указав, что в ходе проведенной проверки установлено, что с момента ввода в эксплуатацию капитальный ремонт здания и оборудования котельной №, расположенной по адресу: <адрес> не производился.
Истец с учетом уточненных в судебном заседании требований, просил признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ связанные с не проведением ремонта здания и оборудования котельной №; возложить обязанность на Министерство обороны РФ произвести капитальный ремонт здания и оборудования котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: произвести капитальный ремонт котла КВ-0,42 №; котла КВ-0,42 №; котла УКВа-0,8 №; произвести капитальный ремонт мазутных емкостей №, №, №, № и №; произвести капитальный ремонт тепловых камер (2 штуки); произвести замену деревянного настила площадью 5*2,3 кв. м.
В судебном заседании прокурор уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, полагал, что срок, до которого необходимо произвести капитальный ремонт здания и оборудования котельной №, следует установить в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика Министерства обороны Российской Федерации, третьих лиц департамента планирования и координации обустройства войск Министерства обороны РФ, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
Представитель третьего лица ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации направил письменный отзыв, в котором согласились с заявленными требованиями.
Судом постановлено решение, которым исковые требования военного прокурора Уссурийского гарнизона удовлетворены частично. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ, произвести капитальный ремонт здания котельной и оборудования котельной №, расположенной по адресу: <адрес> именно: произвести капитальный ремонт котла КВ-0,42 №; котла КВ-0,42 №; котла УКВа-0,8 №; произвести капитальный ремонт мазутных емкостей №, №, №, № и №; произвести капитальный ремонт тепловых камер (2 штуки); произвести замену деревянного настила площадью 5*2,3 кв. м.
Исковые требования о признании незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с не проведением ремонта здания и оборудования котельной №, - оставить без удовлетворения.
С указанным решением не согласилось Министерство обороны Российской Федерации, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного. Полагает, что истцом не предоставлены доказательства, свидетельствующие о возможности обрушения спорного объекта. Экспертиза по данным вопросам не проводилась. Установленный судом срок для исполнения решения является недостаточным. Так же считает, что военный прокурор 32 военной прокуратуры гарнизона не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления. Более того, процедура проведения ремонтных работ, представляет собой длительный процесс, регламентированный законодательством РФ, и напрямую связана с поступлением лимитов бюджетных обязательств. Полагает, что Минобороны России является ненадлежащим ответчиком.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит отказать в удовлетворении жалобы.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 167, части 1 статьи 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В суд апелляционной инстанции стороны по делу не явились, извещены о времени и месте судебного заседания. Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 167, части 1 статьи 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Министерство обороны РФ осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (подпункт 68 пункта 7 Положения).
Подпунктом 33 пункта 10 Положения на Министерство обороны РФ возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.
Согласно части 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Приказом Министерства обороны РФ от 30.12.2017 № 860 «Об утверждении руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации», ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» предназначено для контроля за исполнением контрактов и организации коммунально-эксплуатационного обеспечения материально-технической базы Вооруженных Сил РФ за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственного задания.
Пунктом 15 Руководства установлено, что жилищно-коммунальная служба ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» несет ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования.
В силу приведенных положений закона именно на Министерство обороны РФ возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.
В соответствии с пунктами 1,9 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в частности, обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
Частью 5 статьи 20 названного закона предусмотрено, что проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечить, в том числе, функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 №115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
При эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию. Сроки планово-предупредительного ремонта тепловых энергоустановок устанавливаются в соответствии с требованиями заводов-изготовителей или разрабатываются проектной организацией. Перечень оборудования тепловых энергоустановок, подлежащего планово-предупредительному ремонту, разрабатывается ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и утверждается руководителем организации (пункт 2.7.1 Правил).
Производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающие длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда (пункт 3.3.1 Правил)
При эксплуатации котлов, водоподогревателей и утилизационных теплообменников обеспечивается: надежность и безопасность работы; возможность достижения номинальной производительности, параметров и качества пара и воды; экономичный режим работы, установленный на основании испытаний и заводских инструкций; регулировочный диапазон нагрузок, определенный для каждого типа тепловой энергоустановки, а для котлов - и вида сжигаемого топлива; минимально допустимые нагрузки; минимальное загрязнение окружающей среды.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 32 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка объекта недвижимого имущества Минобороны России в <адрес> на предмет проведения текущего и капитального ремонта.
В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, указанный объект недвижимого имущества передан в оперативное управление ФГКУ «ЦЖКУ» МО РФ.
По результатам акта осмотра комиссией сделан вывод о необходимости проведения ремонта, а именно: произвести капитальный ремонт котла КВ-0,42 №; котла КВ-0,42 №; котла УКВа-0,8 №; произвести капитальный ремонт мазутных емкостей №, №, №, № и №; произвести капитальный ремонт тепловых камер (2 штуки); произвести замену деревянного настила площадью 5*2,3 кв. м.
С момента ввода в эксплуатацию здание котельной не подвергалось проведению капитального ремонта.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, исходил из того, что здание котельной, а также основное и вспомогательное оборудование котельной, находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют проведение капитального ремонта.
Доводы апелляционной жалобы представителя Минобороны России о том, что обязанность по проведению капитального ремонта котельной лежит на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку Минобороны России, как собственник здания котельной, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Ссылка в жалобе на установленный законом порядок организации и проведения капитального ремонта, в данном случае капитального ремонта на объектах военной и социальной инфраструктуры Министерства обороны РФ, не свидетельствует о незаконности постановленного судом решения, поскольку возможность соблюдения данного порядка, включая установления состава и объема работ, определения действительного технического состояния зданий, составления технического заключения, заключение государственного контракта в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, предполагается в ходе исполнения судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы о том, что военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления, являются несостоятельными, в силу статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура, в том числе, осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами военного управления, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, органами исполнительной власти, органами военного управления.
Выводы суда в решении мотивированы, соответствуют требованиям закона, основаны на собранных по делу доказательствах и оснований считать их неправильными, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом не допущено.
Основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Вместе с тем, судом определен срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ, который к моменту вынесения настоящего определения и вступления решения суда в законную силу истек. При таких обстоятельствах решение суда в данной части подлежит уточнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Кировского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения.
Уточнить второй абзац резолютивной части решения суда, указав о проведении капитального ремонта здания и оборудования котельной № в течение трех месяцев с даты вступления его в законную силу.
Председательствующий
Судьи