Дело №2а-881/2020
24RS0017-01-2019-005039-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2020 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Зуевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Миллера Александра Алексеевича к Военному комиссариату Красноярского края в лице отдела по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска, призывной комиссии по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска о признании незаконным решения о призыве на военную службу,
УСТАНОВИЛ:
Миллер А.А. обратился в суд с административным иском к Военному комиссариату Красноярского края в лице отдела и призывной комиссии по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска о признании незаконным решения о призыве на военную службу. Требования мотивированы тем, что призывная комиссия решением от 20.11.2019 года признала административного истца годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности «Б») и приняла решение в отношении него о призыве в войска, о чем Миллер А.А. была вручена повестка о прибытии на место сбора. Вышеуказанное решение призывной комиссии он считает незаконным, нарушающим его права и свободы как гражданина, поскольку при проведении медицинского освидетельствования административный истец сообщал врачам, входящим в состав призывной комиссии, что он имеет ряд заболеваний, влияющих на определение ему категории годности к военной службе. Миллер А.А. предоставил на обозрение комиссии все имеющиеся у него медицинские документы, подтверждающие эти заболевания, однако административными ответчиками они во внимание приняты не были. Административный истец полагает, что имеющеюся у него заболевания в силу ФЗ от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» освобождают его от несения военной службы по состоянию здоровья. На основании изложенных обстоятельств административный истец просил признать незаконным и отменить заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу о признании Миллер А.А. годным к военной службе с незначительными ограничениями, а также решение Призывной комиссии по Железнодорожному району г. Красноярска о призыве его на военную службу; обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения.
В зал суда административный истец Миллер А.А. не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении административного иска в свое отсутствие.
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.6 ст.45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
При таких обстоятельствах, суд расценивает неявку административного истца в зал суда, как неуважительную, в связи с чем, с учетом требований ст. 150 КАС РФ рассматривает настоящее дело в его отсутствие.
Представитель административных ответчиков Лобзина Е.В. (доверенности в материалах дела) возражала против удовлетворения административного иска ссылаясь на то, что в период осеннего призыва 2019 года в ходе медицинского освидетельствования истец представил все результаты обязательных диагностических исследований, а также результаты дополнительного медицинского обследования, пройденного им по направлению врача-невролога и врача-хирурга; и заявлял жалобы на состояние своего здоровья, в том числе – у врача-невролога на <данные изъяты> и <данные изъяты>, а также у врача-хирурга на <данные изъяты>. По результатам обследования административному истцу врачом-неврологом был выставлен диагноз «<данные изъяты>», а врачом-хирургом - диагноз «<данные изъяты>». С учетом всех представленных призывной комиссии документов, в том числе - после обследования иными врачами-специалистами, в отношении призывника Миллера А.А. проведено объективное медицинское освидетельствование, по результатам которого призывной комиссией вынесено заключение о признании его годным к военной службе с незначительными ограничениями категория годности «Б-4». Не согласившись с решением призывной комиссии и заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию Миллер А.А. обратился с жалобой в краевую (вышестоящую) призывную комиссию, по результатам рассмотрения которой, в том числе с учетом результатов проведенного контрольного медицинского освидетельствования, решение призывной комиссии по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска было оставлено без изменения. Таким образом, решение административных ответчиков от 08.11.2019 о призыве административного истца на военную службу и заключение о категории его годности к военной службе, является законными и обоснованными. С учетом изложенного просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Выслушав доводы представителя административных ответчиков, исследовав, проверив и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если считает, что нарушены его права и свободы; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
На основании ч. 3 ст. 59 Конституции России гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным законом.
Согласно статье 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ (часть 1 статьи 25 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений (пункт 2 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663).
В соответствии с частью 1 статьи 28 вышеуказанного Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно статье 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей; по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Для освобождения от призыва на военную службу гражданин должен быть признан не годным или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подпункт "а" пункта 1, пункт 4 статьи 23 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования призывников определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, а его финансовое обеспечение осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. N 565, утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее - Положение), вступившее в силу с 01.01.2014 г.
Согласно пункту 6 Положения о военно-врачебной экспертизе годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
Согласно п. 18 Положения, врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по определенным категориям, в том числе: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Иного порядка определения категории годности к военной службе закон не предусматривает. При этом решение в отношении призывника принимается призывной комиссией только после определения категории годности его к военной службе (пункт 13 Положения о призыве на военную службу граждан РФ).
В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 240/168 утверждена Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 8 Инструкции, в ходе медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего учету, врач-специалист - член комиссии, изучив анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние его здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе.
В судебном заседании установлено, что призывник Миллер А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на воинский учет в отделе Военного комиссариата Красноярского края по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска. На основании подп. «а» п. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности и военной службе ему предоставлялись отсрочки от призыва на военную службу до 01.04.2017 года в связи с обучением в КрасГАУ; после окончания обучения административный истец утратил право на отсрочку, в связи с чем, подлежал призыву на военную службу.
Административный истец в период осеннего призыва 2019 года прошел медицинское освидетельствование в призывной комиссии по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска. По результатам медицинского освидетельствования, решением призывной комиссии от 08.11.2019 года административному истцу установлена категория годности «Б-4» - годен к военной службе с незначительными ограничениями, основанием к чему явились данные личного медицинского осмотра Миллера А.А. и изучение имеющихся в отношении него медицинских документов, в том числе представленных самим призывником.
При этом каких-либо заболеваний, предусмотренных Расписанием болезней, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, позволяющих признать административного истца ограничено годным или не годным к военной службе, врачами-специалистами призывной комиссии по результатам медицинского освидетельствования у Миллера А.А. выявлено не было.
Поскольку решением призывной комиссии от 08.11.2019 года административный истец признан годным к военной службе и призван на такую службу, ему вручена повестка о явке в отдел военного комиссариата 05.12.2019 года для отправки в войска.
Возражая против законности названного решения, административный истец указывает на то, что при принятии решения о его призыве на военную службу и установлении категории годности «Б-4» врачами призывной комиссии не были учтены имеющиеся у него следующие заболевания: <данные изъяты>, что, по его мнению, является основанием для установления ему категории годности «В» - ограниченно годен к военной службе.
Согласно пункту 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
Согласно выписке из протокола № заседания призывной комиссии от 08.11.2019 года призывнику Миллеру А.А. выставлен диагноз: «<данные изъяты>».
Данные заболевания подпадают под ст.ст. 66-д, 26-г Расписания болезней, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, что нашло свое отражение в заключении врачей призывной комиссии о категории годности к военной службе.
В соответствии с п.13 Положения о военно-врачебной экспертизе организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию. Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физическое развития.
С учетом Положения о военно-врачебной экспертизе прерогатива оценки состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования с учетом представленных актов исследования состояния здоровья призывника, относится непосредственно к компетенции врачей-специалистов, проводивших медицинское освидетельствование граждан, подлежащих учету.
Следовательно категория годности к военной службе может быть определена только военно-врачебной комиссией, в настоящее время в отношении административного истца установлена категория годности «Б-4» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Как следует из представленной суду учетной карты призывника и иных медицинских документов, Миллер А.А. при прохождении медицинского освидетельствования в период осеннего призыва 2019 года был осмотрен врачами - терапевтом, отоларингологом, дерматологом, психиатром, окулистом, стоматологом, а также невропатологом и хирургом, при этом врачами-специалистами изучена его амбулаторная карта и иные представленные призывником медицинские документы.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, по итогам проведенного медицинского освидетельствования Миллер А.А. был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и в соответствии со ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призван на военную службу; предназначен в СВ.
Каких-либо нарушений процедуры проведения медицинского освидетельствования призывника Миллера А.А. врачами призывной комиссии, а также порядка установления ему категории годности к военной службе судом установлено не было, доказательств обратного не представлено.
Согласно пункту 4 Положения, военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологически и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе, с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
В целях проведения объективного медицинского обследования и освидетельствования Миллера А.А. в период осеннего призыва из медицинских учреждений были получены все необходимые медицинские документы, которые в совокупности (амбулаторная карта, анамнез, многолетние исследования, личный осмотр, ЭКГ, и прочее) были изучены врачами-специалистами и врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию в рамках работы районной призывной комиссии, после чего вынесено мотивированное заключение о категории годности к военной службе.
С учетом изложенного суд полагает, что обжалуемое административным истцом решение было принято призывной комиссией в соответствии с вышеуказанными требованиями ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о призыве на военную службу после определения категория годности к военной службе в соответствии с компетенцией призывной комиссии и в соответствии с заключением о категории годности, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Все представленные Миллером А.А. медицинские документы были учтены и изучены врачами-специалистами призывной комиссии при медицинском освидетельствовании истца наряду с динамикой состояния его здоровья и существующим анамнезом. Правильность выставленного диагноза и категории годности «Б-4» подтверждается всеми документами, которые представлены суду сторонами, они имеются и в личном деле призывника.
Из материалов дела также следует, что 28.11.2019 года в связи с поступившей от призывника жалобой на решение о призыве от 08.11.2019 года в отношении Миллера А.А. было проведено контрольное медицинское обследование, по итогам которого вынесено заключение об утверждении раннее присвоенной Миллеру А.А. категории годности «Б-4».
При таком положении правовых оснований для признания решения призывной комиссии, отдела Военного Комиссариата Красноярского края по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска от 08.11.2019 года незаконным, подлежащим отмене по вышеизложенным основаниям, у суда не имеется.
Доказательств, подтверждающих создание призывной комиссии с нарушением закона либо отсутствии у членов призывной комиссии права на участие в комиссии и дачу заключения о состоянии здоровья призывника и категории годности его к прохождению военной службы, суду не представлено.
Поскольку призывная комиссия Железнодорожного и Октябрьского районов г. Красноярска и Отдел военного комиссариата Красноярского края по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска созданы и осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, принятые ими решения в отношении Миллера А.А. об установлении категории годности к военной службе, о призыве на военную службу и о вручении административному истцу повестки о явке на сборный пункт для отправки в войска, полностью соответствуют требованиям закона, не нарушают его прав и законных интересов, в связи с чем, суд отказывает административному истцу в удовлетворении его требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175-180, 226 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Миллера Александра Алексеевича к Военному комиссариату Красноярского края в лице отдела по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска, призывной комиссии по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска о признании незаконным решения о призыве на военную службу, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.
Решение изготовлено в полном объеме 11 марта 2020 года.
Судья И.Г. Медведев