УИД 60RS0017-01-2021-001612-23 Дело № 2а-584/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
**.**.****г. г.Печоры Псковской области
Печорский районный суд Псковской области
в составе председательствующего судьи Виноградовой О.В.,
при секретаре Шишкиной И.Н.,
с участием прокурора Федоровой Н.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Псковской природоохранной межрайонной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации СП «Новоизборская волость» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Псковской природоохранной межрайонной прокуратуры, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании бездействия администрации СП «Новоизборская волость» Псковской области незаконным, возложении обязанности.
Заявленное требование мотивировано тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления администрацией СП «Новоизборская волость», в ходе которой выявлены нарушения законодательства.
Исходя из требований законодательства (Конституции РФ, ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ № 1310ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, которым утверждены Правила благоустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, приказа Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 12 декабря 2018 года № 129-ОД, которым утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов на территории Псковской области, постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, которым утверждены СанПиН 2.1.3684-21) на администрацию СП «Новоизборская волость» возлагается обязанность по организации сбора отходов производства и потребления, их накопления путем обустройства специальных площадок для размещения контейнеров с твердым покрытием и ограждением.
Как установлено проверкой, на территории .... СП «Новоизборская волость» Печорского района Псковской области по адресу: Печорский район, ....; ....; ....; ...., имеются контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов, всего 4 контейнерных площадки. На данных площадках установлено по 1 мусорному контейнеру для твердых коммунальных отходов.
Данные контейнерные площадки включены в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов СП «Новоизборская волость» Печорского района.
Указанные места накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства в связи с отсутствием твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
На основании изложенного прокурор просит признать бездействие администрации СП «Новоизборская волость» Печорского района, выразившееся в непринятии мер по обустройству четырех контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в .... Печорского района Псковской области по адресам: ....; ....; ....; ...., незаконным.
Кроме того, просит обязать администрацию СП «Новоизборская волость» Печорского района Псковской области в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения, оборудовать на территории Новый Изборск Печорского района Псковской области по адресам: ....; ....; ....; ...., четыре контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, путем устройства твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В судебном заседании прокурор Федорова Н.Э. поддержала заявленные административные исковые требования и доводы, изложенные в иске, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации СП «Новоизборская волость» Кузнецова С.В. требования относительно указанных четырех площадок размещения контейнеров признала, указав на отсутствие в бюджете финансирования для устройства и оборудования площадок.
Обязанность по оборудованию контейнерных площадок возложена на администрацию, однако для этого необходимы значительные вложения денежных средств, которые в текущем году в бюджете отсутствуют.
Обязанность по обустройству контейнерных площадок ТКО администрация выполняет, и будет выполнять, в .... году работа в данном направлении продолжится, в том числе в .... Печорского района.
Администрация не бездействует, проводит данную работу по мере изыскания денежных средств.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека закреплено также в ст.8 ФЗ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с ч.2 ст.21 ФЗ № 52-ФЗ содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ст.22 ФЗ № 52-ФЗ).
В соответствии с п.18 ч.3 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Статьей 8 ФЗ 89-ФЗ органы местного самоуправления сельских поселений, уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Аналогичная обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО органами местного самоуправления установлена п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039.
В соответствии с п.3 названных Правил места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 29 декабря 2018 года № 129-ОД утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов на территории Псковской области, согласно которому потребители обеспечивают накопление ТКО на контейнерных площадках, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях дальнейшей транспортировки для утилизации, обезвреживания, размещения.
Контейнерные площадки должны иметь водонепроницаемое покрытие, ограниченное бордюром, могут быть ограждены зелеными насаждениями, иметь свободный подъездной путь для автотранспорта, освещение около площадок.
В соответствии с п.3 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров или специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В рассматриваемом случае обязанность по оборудованию на территории .... Печорского района Псковской области контейнерных площадок накопления ТКО возложена на администрацию СП «Новоизборская волость» Печорского района Псковской области, что установлено в судебном заседании, признается стороной административного ответчика.
По результатам проведенной проверки установлено, что в .... Печорского района Псковской области по адресам: ....; ....; ....; ...., имеются контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.
На каждой площадке установлено по 1 мусорному контейнеру для твердых коммунальных отходов.
Обозначенные контейнерные площадки включены в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов СП «Новоизборская волость» Печорского района.
Вместе с тем обустройство данных контейнерных площадок ТКО в соответствии с требованиями действующего законодательства со стороны администрации до настоящего времени не выполнено.
Данные обстоятельства установлены в ходе судебного заседания, признаются администрацией СП «Новоизборская волость» Печорского района.
Таким образом, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку в обязанность администрации СП «Новоизборская волость» Печорского района, как исполнительно-распорядительного органа, входит организация деятельности в области обращения с отходами на территории сельского поселения, обеспечение соблюдения требований законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соответственно и обязанность по оборудованию контейнерных площадок накопления ТКО на заявленной территории.
Отсутствие надлежащего финансирования, на что ссылается административный ответчик, не освобождает последнего от выполнения возложенной законом обязанности. При этом бездействие в отношении данных контейнерных площадок имеет место быть.
Предложенный прокурором срок выполнения работ является разумным, достаточным для выполнения работ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.177-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие администрации СП «Новоизборская волость» Печорского района Псковской области, выразившееся в непринятии мер по обустройству четырех контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в .... Печорского района Псковской области по адресам: ....; ....; ....; ...., незаконным.
Обязать администрацию СП «Новоизборская волость» Печорского района Псковской области в течение 9 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения, оборудовать на территории .... Печорского района Псковской области по адресам: ....; ....; ....; ...., четыре контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, путем устройства твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Печорский районный суд Псковской области в течение месяца со дня его вынесения.
Судья О.В. Виноградова
Решение в апелляционном порядке не обжаловано, вступило в законную силу.