Гражданское дело № 2-511/24
УИД № 09RS0005-01-2024-000532-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(заочное)
24.06.2024 года с. Учкекен
Малокарачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Салпагарова У.Н.,
при секретаре Биджиевой С.С.,
рассмотрев в помещении Малокарачаевского районного суда КЧР в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> КЧР в интересах неопределенного круга лиц к администрации Малокарачаевского муниципального района КЧР и Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № им. ФИО4 <адрес>» в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
установил:
<адрес> КЧР в интересах неопределенного круга лиц, обратился с обозначенным иском к администрации Малокарачаевского муниципального района КЧР (далее – администрация района) и Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № им. ФИО4 <адрес>» (далее – МБОУ «СОШ №») и просит:
- обязать МБОУ «СОШ №» устранить в полном объёме выявленные в ходе проверки нарушения санитарно-эпидемиологических требований путём установки в здании образовательного учреждения водонагревателей и проведения от них трубопроводов во все санузлы, имеющиеся в здании в срок не более 6 месяцев с момента вступления решения суда в силу.
- обязать администрацию района выделить денежные средства, необходимые для устранения выявленных в МБОУ «СОШ №» нарушений федерального законодательства.
В иске прокурор сослался на то, что в ходе проверки установлено, что в МБОУ «СОШ №» выявлены нарушения обязательных санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи, а именно, не оборудованы горячим водоснабжением санузлы и душевые в спортивном зале.
По результатам проверки внесено представление об устранении нарушений законодательства в администрацию района. Одновременно, виновное должностное лицо – директор МБОУ «СОШ №» ФИО1 – привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
В то же время, согласно ответу администрации района, в установленный законом месячный срок реальные меры по устранению выявленных в образовательном учреждении нарушений законодательства, направленного на охрану здоровья и детей, не приняты, мероприятия по обеспечению неукоснительного исполнения требований федерального законодательства не профинансированы.
Полагая, что указанные нарушения санитарно-эпидемиологических норм, обязательность соблюдения которых закреплена федеральным законодательством, являются недопустимыми, а также подвергают опасности жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, прокурор обратился в суд с настоящим иском порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
В судебное заседание прокурор не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя прокуратуры. Исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание также не явился, о причинах неявки суд не уведомил, с ходатайствами об отложении судебного заседания, либо о рассмотрении дела в их отсутствие не обращались.
В этой связи, с учетом отсутствия возражений у истца, суд определил рассмотреть дело в соответствии с Главой 22 ГПК РФ, в порядке заочного производства.
Изучив имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе, санитарно-эпидемиологического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В соответствии со ст. 7 Закона № 323-ФЗ, государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные право на оказание медицинской помощи.
Согласно ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
Согласно п. 2.6.1. СанПин ДД.ММ.ГГГГ-20 здания хозяйствующих субъектов оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения согласно законодательству о техническом регулировании в сфере безопасности зданий и сооружений. Сливные трапы оборудуются в производственных, складских, хозяйственных, подсобных и административно-бытовых помещениях столовой (далее – пищеблока), в помещениях для стирки белья, душевых, туалетах, за исключением помещений, размещенных в жилых помещениях жилищного фонда и в дошкольных группах, размещенных в нежилых помещениях. Полы, оборудованные сливными трапами, должны быть оборудованы уклонами к отверстиям трапов.При отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения хозяйствующие субъекты оборудуются нецентрализованными (автономными) системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения.
При отсутствии горячего централизованного водоснабжения в помещениях хозяйствующего субъекта устанавливаются водонагревающие устройства.
В соответствии с п. 2.6.5. СанПин ДД.ММ.ГГГГ-20, холодной и горячей водой обеспечиваются производственные помещения пищеблока, помещения, в которых оказывается медицинская помощь, туалеты, душевые, умывальные, комнаты гигиены для девушек, умывальные перед обеденным залом, помещения для стирки белья, помещения для приготовления дезинфицирующих растворов.
Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №-Ф3), к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона об образовании, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями относится к компетенции образовательной организации.
Из материалов дела следует и установлено судом, что <адрес> КЧР проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями на территории муниципального района требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в ходе которой установлено, что в МБОУ «СОШ №» выявлены нарушения обязательных санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи, а именно, не оборудованы горячим водоснабжением санузлы и душевые в спортивном зале.
По результатам проверки внесено представление об устранении нарушений законодательства в администрацию района. Одновременно, виновное должностное лицо – директор МБОУ «СОШ №» ФИО1 – привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
Кроме того, согласно письму начальника Управления образования администрации Малокарачаевского муниципального района, на директора МБОУ «СОШ №», за допущенные нарушения, наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, что подтверждается приказом № от ДД.ММ.ГГГГ
Изложенное выше, безусловно свидетельствует и подтверждает, что допущенные нарушения санитарно-эпидемиологических норм подвергают опасности жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, в связи с чем являются недопустимыми, подлежащими устранению.
Доказательств опровергающих, доводы искового заявления, материалы дела не содержат, при этом суд учитывает, что ответчики не оспаривают наличие нарушений санитарно-эпидемиологических норм, обязательность соблюдения которых закреплена федеральным законодательством.
Соответственно заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ и ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Руководствуясь ст.ст. 45, 194-199, 233-236 ГК РФ, суд
решил:
Иск прокурора <адрес> КЧР в интересах неопределенного круга лиц к администрации Малокарачаевского муниципального района КЧР и Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № им. ФИО4 <адрес>» удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № им. ФИО4 <адрес>» устранить в полном объёме выявленные в ходе проверки нарушения санитарно-эпидемиологических требований путём установки в здании образовательного учреждения водонагревателей и проведения от них трубопроводов во все санузлы, имеющиеся в здании в срок не более 6 месяцев с момента вступления решения суда в силу.
Обязать администрацию Малокарачаевского муниципального района КЧР выделить денежные средства, необходимые для устранения выявленных в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № им. ФИО4 <адрес>» нарушений федерального законодательства.
Разъяснить сторонам, что в силу положений ст. 237 ГПК РФ ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики (369000 <адрес>) через Малокарачаевский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть также обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики (369000 <адрес>) через Малокарачаевский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий