Дело № 2-1113/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2018года г. Барнаул
Октябрьский районный суд г. Барнаула в составе:
председательствующего: Севостьяновой И.Б.,
при секретаре: Романовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску: Кузнецова С.В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Барнаулу о признании незаконным решения о снятии с учета сотрудников и пенсионеров в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить на таком учете,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов С.В. обратился в суд с иском к ответчику признании незаконным решения о снятии с учета сотрудников и пенсионеров в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить на таком учете.
В обоснование заявленных требований указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ он работал в органах внутренних дел <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ он был включен в очередь на улучшение жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищно-бытовой комиссии УМВД России по <адрес> было принято решение о снятии его с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях сотрудников (пенсионеров) УМВД России по <адрес>. Согласно выписке из протокола № заседания ЖБК УМВД России по <адрес> Кузнецов С.В. с составом 1 человек состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. На основании выписки из ЕГРП имевшиеся (имеющиеся) у К. объекты недвижимого имущества в собственности семьи заявителя в период с ДД.ММ.ГГГГ находилось одновременно два жилых помещения по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>, общей площадью 41,5 кв.м., жилой площадью – 27,4 и по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, общей площадью 30,7 кв.м., жилой площадью 17,6 кв.м. В этой связи комиссией было установлено, что на момент приобретения жилых помещений учетная норма превысила установленную, в связи, с чем он был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истец полагает, что данное решение ответчика является незаконным, так как данные жилые помещения никогда не находились в его собственности, все документы о приобретении квартиры в ДД.ММ.ГГГГ его бывшей супругой были им представлены (в том числе брачный договор) в ДД.ММ.ГГГГ, то есть за много лет до принятия решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и на момент снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий он имел полное право состоять на данном учете.
С момента постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время жилых помещений в собственности не имеет, вышеуказанные квартиры находились в личной собственности К., с которой в ДД.ММ.ГГГГ был заключен брачный договор, а в ДД.ММ.ГГГГ брак с ней расторгнут, таким образом, не будучи обеспеченным жилым помещением, истец не мог быт снят с учета.
В судебном заседании истец Кузнецов С.В. настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований, по основаниям, изложенным в иске, пояснил, что квартира на ул. <адрес> была приобретена на деньги матери супруги до заключения брака. Он с супругой и ребенком проживал в данной квартире до ДД.ММ.ГГГГ потом семейные отношения фактически прекратились, и он стал проживать на съемных квартирах, а потом у родителей, по соглашению с К. он был зарегистрирован в данной квартире до ДД.ММ.ГГГГ В ДД.ММ.ГГГГ во время службы в Центральном РОВД вопрос о снятии с очереди уже стоял, так как у супруги имелось жилое помещение. В жилищно-бытовую комиссию был предоставлен брачный договор, однако оснований для снятия его с очереди усмотрено не было на тот момент.
Представитель ответчика УМВД России по г.Барнаулу - Яркина Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, по основаниям изложенным, в письменных возражениях, пояснила, что истец как член семьи своей супруги приобрел право пользования жилым помещением, принадлежащим ей на праве собственности. Норма обеспеченности после приобретения К. квартиры по <адрес> с учетом площади принадлежащей ей квартиры по ул. <адрес> с учетом троих членов семьи стала превышать учетную, соответственно, истец утратил право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. При этом не имеет значения то, что между супругами был заключен брачный договор и то, что брак в последствии был расторгнут, а также то, что истец не являлся собственником данных квартир, поскольку при определении нуждаемости с жилом помещении учитывается не только право собственности на жилое помещение но и право пользования.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудником милиции Кузнецовым С.В. было подано заявление о принятии на учет для получения жилой площади, семья из трех человек проживала по <адрес>, жилой площадью 42,2 кв.м., в квартире также проживали родители и брат истца.
Кузнецов С.В. на основании решения жилищно-бытовой комиссии состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов С.В. снят с учета сотрудников и пенсионеров ГУ МВД России по <адрес>, нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел имеет право на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 345 предусмотрено, что постановка на учет сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел России.
Согласно положениям Инструкции "О порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений", утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 169, для рассмотрения вопроса о принятии на учет сотрудником (работником) в жилищно-бытовую комиссию (далее ЖБК) подразделения подается рапорт (заявление), к которому прилагаются: справка из кадрового аппарата (с указанием занимаемой должности, специального звания и даты поступления на службу (работу) в органы внутренних дел), выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, справка (акт) о проверке жилищных условий.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до ДД.ММ.ГГГГ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 ЖК РСФСР.
В свою очередь, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органом местного самоуправления (п. 1 ч. 1 статьи 29 ЖК РСФСР).
В соответствии с п.12 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес>, утвержденные постановлением <адрес>вого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 447, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане - имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7,5 квадратных метра и менее.
В соответствии с пунктом 30 вышеуказанных правил, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, удовлетворяющего требованиям пункта 55 настоящих Правил, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: а) улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения, отвечающего требованиям пункта 55 настоящих Правил, отпали другие основания, по которым гражданин был поставлен на учет для получения жилья, предусмотренные п. 12 настоящих Правил;
В соответствии с пунктом 55 указанных правил, предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, находиться в черте данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, и быть размером не менее девяти квадратных метров на человека.
В силу ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохранялось за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Частью 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:
1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;
2) выезда на другое постоянное место жительства;
3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.
Как ранее действовавшим законом (ст. ст. 29, 32 Жилищного кодекса РСФСР), так и действующим Жилищным кодексом РФ (ст. 51 Жилищного кодекса РФ) предусмотрено что, основанием для снятия гражданина с учета нуждающихся в жилом помещении является его обеспеченность жильем в соответствии с требованиями закона.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до ДД.ММ.ГГГГ, установлены ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с указанной нормой граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В Алтайском крае принят Закон от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ЗС (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Так, в соответствии со ст. 1 этого Закона, учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов (далее - органы местного самоуправления).
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер учетной нормы не может превышать размера нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленного на территории муниципального образования (ст. 2 Закона).
В силу пп. 1 п. 1 Решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 294 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Барнауле", учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет не более 12 кв. м общей площади на одного члена семьи.
В связи с изложенным, с ДД.ММ.ГГГГ граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 12 кв.м., утрачивают основания, дающие им право на получение жилого помещения по договорусоциального найма, и должны быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Кузнецову С.В. и К., состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в собственности супруги заявителя К. по настоящее время находится два жилых помещения по адресу: <адрес>, ул. <адрес> <адрес> общей площадью 41,5 кв.м., жилой площадью 27,4 кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, общей площадью 30,7 кв.м., жилой площадью 17,6 кв.м.
Состав семьи в ДД.ММ.ГГГГ составляя 3 человека: истец, его супруга и дочь, все они согласно выписке из домовой книги зарегистрированы по месту жительства в квартире по ул. <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. При этом истец был зарегистрирован в данной квартире по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован в квартиру своей супруги К. по адресу <адрес>, ул. <адрес>, снят с учета с этого адреса ДД.ММ.ГГГГ согласно паспорту истца.
Квартира по адресу: <адрес>, ул. <адрес> <адрес> приобретена по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, квартира по адресу: <адрес>, ул. <адрес> <адрес> приобретена по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в собственность К.
Брачным договором, заключенным ДД.ММ.ГГГГ, между супругами Кузнецовыми, установлено, что приобретаемая квартира по ул. <адрес> в <адрес>, на имя К. будет являться ее личной собственностью, на нее не будет распространяться законный режим собственности, предусмотренный действующим законодательством.
Согласно свидетельству о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ брак между Кузнецовым С.В. и К. расторгнут решением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
Частью ст. 292 ГК РФ установлено, что члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи ( ч.1 ст. 31 ЖК РФ).
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность ( ч.2 ст. 31 ЖК РФ).
Учитывая, что состав семьи заявителя на момент приобретения жилого помещения по ул. <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ в собственность супруги истца К. был 3 человека, на каждого члена семьи приходилось 14,99 кв.м., с учетом общей площади принадлежащей ей же квартиры по ул. <адрес> (№ то учетная норма обеспеченности общей площадью превышала установленную, в связи с чем, основания для нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях у истца Кузнецова С.В. утрачены с ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку имелись основания для снятия Кузнецова С.В. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, суд приходит к выводу, что решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Кузнецова С.В. с такого учета законно.
То обстоятельство, что квартира была приобретена в исключительную собственность супруги истца согласно брачному договору, а также то, что брак между супругами Кузнецовыми в ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения, поскольку истец как член семьи своей супруги до ДД.ММ.ГГГГ приобрел право пользования приобретенной в ее собственность квартирой, иные указанные выше обстоятельства наступили после утраты оснований для нахождения на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем истец подлежал снятию с такого учета.
Прекращение семейных отношений повлекшие нуждаемость истца в улучшении жилищных условий, могут являться основанием для его постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма при обращении истца с соответствующим заявлением в уполномоченный орган местного самоуправления в порядке, установленном жилищным законодательством.
Ссылка истца на нарушение ответчиком требований ч. 2 ст. 56 ЖК РФ о сроке принятия решения о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то, это обстоятельство не влечет сохранение за истцом права состоять на данном учете при отсутствии оснований для получения жилого помещения, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ.
Тем более, что срок, указанный в данной норме, не является пресекательным, поскольку в Жилищном кодексе Российской Федерации не содержится запрета на принятие решения о снятия гражданина с жилищного учета и по истечении данного срока.
В этой связи, учитывая вышеизложенные нормы права, исковые требования Кузнецова С.В. удовлетворению не подлежат в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.т.№ Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кузнецова С.В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Барнаулу о признании незаконным решения о снятии с учета сотрудников и пенсионеров в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить на таком учете оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: И.Б. Севостьянова