Дело № 5-369/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 02 мая 2019 года
Судья Невского районного суда Санкт-Петербурга Петий Светлана Сергеевна,
рассмотрев в помещении Невского районного суда Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ольги Берггольц, д.12, зал 430,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шуршева А.О., его защитника Передрука А.Д.,
дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
Шуршева А. О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, имеющего высшее образование, работающего юристом в Фонде правового обеспечения граждан, холостого, зарегистрированного и проживающего по адресу: Санкт-П.рг, <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Шуршев А.О. совершил административное правонарушение, заключающееся в организации и проведении публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаем, предусмотренных ч. 7 ст. 20.2 КоАП РФ.
Правонарушение было совершено при следующих обстоятельствах.
01.05.2019 года около 14 часов 00 минут у дома 92-94 по Невскому пр. в Санкт-Петербурге гражданин Шуршев А.О. организовал и провел публичное мероприятие в виде митинга с участием граждан не менее 100 человек с целью публичного выражения своего мнения и формирования мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера, скандирующих лозунги: «Путин вор», «За честные выборы», «Россия без Путина», «Россия будет свободной», «Это наш город», «Мы тут власть», «Беглов беги», а также использующими плакаты с надписями: «Путин сказочный Президент» и другие. При этом Шуршев А.О., являясь организатором публичного мероприятия в виде митинга, в нарушение п. 1 ч. 4 ст. 5, п. 1 ст. 7 ФЗ-54 от 19.06.2004 года «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях», до начала мероприятия не подал в установленном законом порядке в Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга уведомление о проведении данного публичного мероприятия по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 92-94 01.05.2019 года с 13-00 до 14-00 в виде митинга, с целью публичного выражения своего мнения и формирования мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера и совместно с находящимися в непосредственной близости от него (менее одного метра) другими участниками данного публичного мероприятия, скандирующими лозунги: «Путин вор», «За честные выборы», «Россия без Путина», «Россия будет свободной», «Это наш город», «Мы тут власть», «Беглов беги», посредством громко-усиливающей аппаратуры озвучил направление и темы вышеуказанных лозунгов, которые за ним скандировали другие участники митинга. Проведение указанного мероприятия не было согласовано с органом исполнительной власти Санкт-Петербурга в указанное время в указанном месте. Информация о нарушении требований п.1 ч.3 ст.6 ФЗ от 19.06.2004 года №54-ФЗ «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях» была доведена до участников мероприятия, в том числе и до Шуршева А.О., инспектором ООП УМВД России по Центральному району Санкт-Петербурга старшим лейтенантом полиции Ивановым А.А., осуществляющим в соответствии со ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-Ф3 «О полиции», обязанности по обеспечению правопорядка в общественных местах и предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, который неоднократно, посредством громко-усиливающей аппаратуры, публично уведомил всех лиц, участвующих в данном митинге, в том числе и Шуршева А.О., о его незаконности и потребовал прекратить митинг и разойтись. Однако законное требование Шуршев А.О. проигнорировал, несмотря на то, что на прекращение противоправных действий у участников данного несогласованного митинга, в том числе Шуршева А.О., было не менее 5 минут. Несмотря на это, в указанный промежуток времени Шуршев А.О. продолжал нарушать п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях», а именно не выполнил законные требования инспектора ООП УМВД России по Центральному району Санкт-Петербурга старшим лейтенантом полиции Иванова А.А. о прекращении проведения несогласованного публичного мероприятия в виде митинга, не предпринял никаких мер для прекращения данного мероприятия другими участниками. Таким образом, своими действиями Шуршев А.О. нарушил требования п.1 ч. 4 ст.5 и ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях».
В судебное заседание Шершев А.О. явился, вину не признал, с протоколом об административном правонарушении не согласился, пояснил, что действительно являлся организатором публичного мероприятия, которое было согласовано в установленном порядке, колонна шла по согласованному маршруту, однако неожиданно людей стали задерживать без объяснения причин. После попытки выяснить у сотрудников полиции о причинах задержаний ему неожиданно был нанесен удар, после чего он был помещен в актозак.
Защитник Шуршева А.О. Передрук А.Д., действующий на основании письменного ходатайства, пояснил, что публичное мероприятие было согласовано, поэтому участие в митинге не являлось противоправным, объяснения сотрудников полиции и рапорта, имеющиеся в материалах дела, надлежащим образом не оформлены, сотрудники полиции не были предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Выслушав объяснения Шуршева А.О., его защитника Передрука А.Д., исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, суд считает его вину установленной и доказанной.
Согласно ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
При этом митингом является массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 54-ФЗ проведение любого публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о собраниях, митинга, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 1 статьи 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пункты 1 и 2 части 4 статьи 5).
Частью 1 статьи 6 Закона о собраниях, митинга, шествиях и пикетированиях установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Судом установлено, что Шуршев А.О. организовал проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, а именно: 01.05.2019 года около 14 часов 00 минут у дома 92-94 по Невскому пр. в Санкт-Петербурге гражданин Шуршев А.О. организовал и провел публичное мероприятие в виде митинга с участием граждан не менее 100 человек с целью публичного выражения своего мнения и формирования мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера, скандирующих лозунги: «Путин вор», «За честные выборы», «Россия без Путина», «Россия будет свободной», «Это наш город», «Мы тут власть», «Беглов беги», а также использующими плакаты с надписями: «Путин сказочный Президент» и другие. При этом Шуршев А.О., являясь организатором публичного мероприятия в виде митинга, в нарушение п. 1 ч. 4 ст. 5, п. 1 ст. 7 ФЗ-54 от 19.06.2004 года «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях», до начала мероприятия не подал в установленном законом порядке в Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга уведомление о проведении данного публичного мероприятия по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 92-94 01.05.2019 года с 13-00 до 14-00 в виде митинга, с целью публичного выражения своего мнения и формирования мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера и совместно с находящимися в непосредственной близости от него (менее одного метра) другими участниками данного публичного мероприятия, скандирующими лозунги: «Путин вор», «За честные выборы», «Россия без Путина», «Россия будет свободной», «Это наш город», «Мы тут власть», «Беглов беги», посредством громко-усиливающей аппаратуры озвучил направление и темы вышеуказанных лозунгов, которые за ним скандировали другие участники митинга. Проведение указанного мероприятия не было согласовано с органом исполнительной власти Санкт-Петербурга в указанное время в указанном месте. Информация о нарушении требований п.1 ч.3 ст.6 ФЗ от 19.06.2004 года №54-ФЗ «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях» была доведена до участников мероприятия, в том числе и до Шуршева А.О., инспектором ООП УМВД России по Центральному району Санкт-Петербурга старшим лейтенантом полиции Ивановым А.А., осуществляющим в соответствии со ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-Ф3 «О полиции», обязанности по обеспечению правопорядка в общественных местах и предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, который неоднократно, посредством громко-усиливающей аппаратуры, публично уведомил всех лиц, участвующих в данном митинге, в том числе и Шуршева А.О., о его незаконности и потребовал прекратить митинг и разойтись. Однако законное требование Шуршев А.О. проигнорировал, несмотря на то, что на прекращение противоправных действий у участников данного несогласованного митинга, в том числе Шуршева А.О., было не менее 5 минут. Несмотря на это, в указанный промежуток времени Шуршев А.О. продолжал нарушать п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях», а именно не выполнил законные требования инспектора ООП УМВД России по Центральному району Санкт-Петербурга старшим лейтенантом полиции Иванова А.А. о прекращении проведения несогласованного публичного мероприятия в виде митинга, не предпринял никаких мер для прекращения данного мероприятия другими участниками. Таким образом, своими действиями Шуршев А.О. нарушил требования п.1 ч. 4 ст.5 и ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях».
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и виновность Шуршева А.О. в его совершении подтверждены помимо протокола об административном правонарушении АП N 008314 от 01.05.2019 года, совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом ДЛ САП б/н от 01.05.2019 года о доставлении Шуршева А.О. в 45 отдел полиции УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга; рапортом командира взвода Полка ППСП ГУ МВД России по СПб и ЛО старшего лейтенанта полиции Кривошеева А.А.; рапортом полицейского – водителя Полка ППСП ГУ МВД России по СПб и ЛО прапорщика полиции Козлова А.И.; объяснениями командира взвода Полка ППСП ГУ МВД России по СПб и ЛО старшего лейтенанта полиции Кривошеева А.А.; объяснениями полицейского – водителя Полка ППСП ГУ МВД России по СПб и ЛО прапорщика полиции Козлова А.И.; видеозаписью на двух DVD дисках, содержащих файлы; сведениями из Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности от 25.04.2019 года о времени и месте согласования публичного мероприятия, одним из организаторов которого выступал Шуршев А.О.; иными доказательствами.
Указанные доказательства суд признает относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении по существу, полагая, что вина Шуршева А.О. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.20.2 КоАП РФ установлена и доказана.
Из представленных суду доказательств: сообщения из комитета по законности, правопорядку и безопасности Правительства Санкт-П.рга, прямо усматривается, что публичное мероприятие в виде шествия и митинга, организатором которого являлся Шуршев А.О. разрешено было к проведению с 11-00 до 11-30 возле д. 15-13 по Лиговскому пр. Шествие с 11-30 до 12-30 по маршруту: Лиговский пр., Невский пр., Литейный пр., Литейный мост, ул. Академика Лебедева, ул. Комсомола на пл. Ленина. Митинг с 12-30 до 14-00 на пл. Ленина у памятника В.И. Ленину.
Между тем, Шуршев А.О. организовал и провел публичное мероприятие в виде митинга в несогласованное время и в несогласованном месте : 01.05.2019 года в 14 час. по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 92-94.
Судьей не подвергается сомнению, что в данном случае имел место митинг, которым, как это указано в Федеральном законе № 54-ФЗ, является массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
О том, что Шершев А.О. организовал участие именно в митинге, свидетельствует количество его участников (не менее 100 человек), что зафиксировано в рапорте сотрудников полиции и видно на видеозаписи, которые посредством средств публичного выражения коллективного мнения выражали последнее по поводу актуальных вопросов общественно-политического характера, а также отсутствие иных согласованных Комитетом по законности, правопорядка и безопасности общественных мероприятий.
Организация и проведение Шуршевым А.О. публичного мероприятия в форме митинга со всей очевидностью следует из рапортов и письменных объяснений полицейских Полка ППСП ГУ МВД России по СПб Кривошеева А.А. и Козлова А.И.., иных доказательств, из которых следует, что 01.05.2019 года около 14-00 по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 92-94, сотрудниками УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга был задержан гр-н Шуршев А.О., который организовал и провел несогласованное публичное мероприятие, проходившее в форме митинга, выкрикивал лозунги общественно-политического характера. На неоднократные предупреждения сотрудников полиции о том, что публичное мероприятие не согласовано, и требования прекратить противоправные действия и разойтись, не реагировал, продолжал участвовать в мероприятии.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений статьи 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, наделен правом оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Протокол об административном правонарушении в отношении Шуршева А.О. составлен надлежащим должностным лицом УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга, уполномоченным на составление подобного рода документов в соответствии с ч.ч.1,2 ст. 28.3 КоАП РФ, в протоколе имеются все необходимые сведения, наличие которых установлено ст. 28.2 КоАП РФ, описано время, место и событие административного правонарушения, изложенные в протоколе сведения объективно подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, вследствие чего правовых оснований для признания данного доказательства недостоверным не усматривается.
Положения ст. 51 Конституции и процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, Шуршеву А.О. были разъяснены при составлении протокола об административном правонарушении, о чем имеется его собственноручно выполненная подпись в соответствующей графе данного документа, ему была предоставлена возможность дать письменные объяснения, чем он не воспользовался.
Не доверять перечисленным выше доказательствам оснований не имеется, поскольку изложенные в рапортах и письменных объяснениях полицейских Полка ППСП ГУ МВД России по СПб Кривошеева А.А. и Козлова А.И. обстоятельства согласуются с изложенным в протоколе об административном правонарушении событием административного правонарушения.
Рапорты полицейских Полка ППСП ГУ МВД России по СПб Кривошеева А.А. и Козлова А.И. отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 КоАП РФ, так как содержат необходимые сведения, указывающие на событие данного нарушения, так и на лицо, к нему причастное. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанных лиц, составивших рапорта, материалы дела не содержат, а исполнение сотрудниками правоохранительных органов своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного Шуршевым А.О. административного правонарушения. Рапорты, в соответствии с положениями ст. 26.7 КоАП РФ, являются письменными документами, а не свидетельскими показаниями, в связи с чем, предупреждать их при написании рапорта по ст. 17.9 КоАП РФ не требуется.
Обстоятельства, указанные в рапортах, данные сотрудники полиции подтвердили, дав подробные письменные объяснения, при даче которых они были предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ.
Из анализа рапортов, письменных объяснений указанных сотрудников Полка ППСП ГУ МВД России по СПб Кривошеева А.А. и Козлова А.И. полностью совпадающих друг с другом и никаких противоречий с другими доказательствами не содержащих, следует, что в вышеуказанные время и месте (в период времени около 14-00 по адресу: Невский пр., д. 92-94 в Санкт-Петербурге), ими в ходе несогласованного публичного мероприятия в числе других лиц был задержан гр-н Шуршев А.О., который находился по указанному адресу и, являясь организатором данного публичного мероприятия, организовал участие в группе граждан в несогласованном публичном мероприятии, выкрикивал указанные выше лозунги.
Должностные лица - полицейские Полка ППСП ГУ МВД России по СПб Кривошеева А.А. и Козлова А.И. ранее с Шуршевым А.О. знакомы не были, наличие неприязненных к нему отношений со стороны сотрудников полиции материалами дела не подтверждено, в связи с чем, основания для оговора последнего с их стороны отсутствуют.
Организация митинга, осуществленная Шуршевым А.О. в указанном несогласованном месте в городе Санкт-П.рге и в указанное время, достоверно подтверждено собранными в ходе судебного разбирательства доказательствами и никаких сомнений не вызывает.
Судья не доверяет объяснениям Шуршева А.О. относительно своей невиновности во вменяемом ему правонарушении, поскольку его объяснения входят в противоречие с собранными по делу доказательствами его вины, указанными выше. По мнению суда, версия Шуршева А.О., озвученная в ходе судебного заседания, о том, что он не был организатором несанкционированного митинга, потому что митинг был согласован, и не нарушал порядок его проведения, является защитной, вызванной желанием избежать ответственности за совершенное правонарушение, ничем не подтвержденной.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Согласно ч. 5 ст. 5 указанного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок, либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой Федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п. 1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей, и не нарушать установленные для участников запреты.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о его проведении или измененных в результате согласования с органом публичной власти. Соответственно проведение публичного мероприятия в условиях, не согласованных с органом публичной власти, в том числе относительно целей и форм его проведения, является нарушением требований Федерального закона № 54-ФЗ и может повлечь привлечение организатора и участников такого публичного мероприятия к ответственности в установленном порядке.
Со стороны публичных властей были выполнены требования Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", обязывающие донести до организатора публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения, и оснований считать публичное мероприятие согласованным - не имелось.
Из материалов дела усматривается, что организаторы публичного мероприятия были уведомлены о несогласовании публичного мероприятия, что исключает доводы о согласованности мероприятия.
Следует также учесть, что при недостижении с Правительством Санкт-Петербурга согласия относительно места и (или) времени проведения публичного мероприятия организаторы публичного мероприятия не были лишены права защитить свои права в судебном порядке, оспорив отказ в согласовании в установленном законом порядке. Между тем, материалы дела таких сведений не содержат.
Согласно статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьям 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом.
Положения Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 апреля 2009 г. N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу п. 2 ст. 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 г. по делу "М. против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 г. по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 г. по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции").
Частью 3 ст. 17 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц.
С учетом изложенного, организация и участие в публичном мероприятии, проводимом в нарушение требований Федерального закона N 54-ФЗ о согласовании указанного мероприятия с органом исполнительной власти, не свидетельствует о нарушении прав Шуршева А.О. на свободу выражения мнения и свободу собраний.
Таким образом, из установленных по делу обстоятельств следует, что Шуршев А.О. 01.05.2019 года около 14 час. 00 мин по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 92-94, организовал и провел публичное мероприятие в форме митинга, не согласованное с исполнительным органом государственной власти, что следует из доказательств, представленных в материалы дела, тем самым нарушил возложенные на него Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" обязанности организатора и участника публичного мероприятия выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении наказания судья учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, личность Шуршева А.О., отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Таким образом, с учётом характера и степени общественной опасности совершённого административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела и личности правонарушителя, в целях достижения задач законодательства об административных правонарушениях и предупреждения совершения Шуршевым А.О. новых административных правонарушений, судья полагает целесообразным подвергнуть правонарушителя административному наказанию исключительно в виде административного ареста.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
ШУРШЕВА А. О. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного ареста на срок 10 (ДЕСЯТЬ) СУТОК.
Срок наказания исчислять с 01 часа 45 минут 02.05.2019 года.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток с момента получения его копии в Санкт-Петербургской городской суд через Невский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья С.С. Петий