Решение по делу № 33-10022/2023 от 03.10.2023

УИД 91RS0002-01-2022-005228-75

№2-258/2023

№ 33-10022/2023

Председательствующий судья первой инстанции Хулапова Г.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 ноября 2023 года                         г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи Белоусовой В.В.,

судей Паниной П.Е., Подобедовой М.И.,

при секретаре Петровой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хаммид Т.М. к Главадских Н.Л., Администрации города Симферополя Республики Крым, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя Республики Крым, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым о признании дома жилым домом блокированной застройки, установлении факта владения и пользования земельным участком, установлении границ земельного участка,

по апелляционной жалобе представителя Хаммид Т.М. – Чепрасова В.В. на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 10 августа 2023 года,

у с т а н о в и л а:

Хаммид Т.М. обратилась в суд с иском к Главадских Н.Л. о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> – жилым домом блокированной застройки; признании квартиры, кадастровый номер , общей площадью 86.90 кв. м, этаж 1, расположенной по адресу: <адрес> автономным жилым блоком жилого дома блокированной застройки; установлении факта владения и пользования земельным участком по указанному адресу с 19 января 1994 года по настоящее время согласно координатам поворотных точек границ земельного участка.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого помещения, квартиры №1, кадастровый номер , общей площадью 86,90 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>

Истец также владеет и пользуется земельным участком согласно сложившемуся порядку пользования имуществом сособственников. Факт начала процедуры формирования земельного участка подтвержден решением Исполнительного комитета Киевского районного совета города Симферополя АРК от 29 июня 2005 года и технического заключения 04.450-АР от 2004 года. Однако, процедура формирования не завершена.

Квартира с момент ее строительства являлась самостоятельной частью жилого дома, общее имущество собственников жилого дома отсутствует, которое могло бы находиться в общей собственности собственников квартир в многоквартирном доме, однако, произвести раздел имущества во внесудебном порядке возможность у истца отсутствует.

Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 10 августа 2023 года в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе Хаммид Т.М. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, иск удовлетворить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение по делу, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам по делу, неправильное применение норм материального права.

В судебном заседании истец и ее представитель поддержали апелляционную жалобу.

Главадских Н.Л. не возражала против удовлетворения иска.

Иные лица, принимающие участие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежаще, причины неявки суду не сообщили.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Рассмотрением дела установлено, что Хаммид Т.М. является собственником квартиры , расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер , общей площадью 86,90 кв. м (том 1 л.д. 15).

Собственником второй части Литера «А», в том числе лит. «А1, А2, а5, А6» (нежилого помещения), площадью 152,7 кв. м является – Главадских Н.Л. (том 1 л.д. 192-193).

Квартира истца расположена на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности.

Из копии решения Исполнительного комитета Киевского районного совета города Симферополя АРК от 29 июня 2005 года и копии технического заключения 04.450-АР от 2004 года, следует, что исполнительный комитет Киевского районного совета города Симферополя АРК рассмотрел представленные документы, в том числе Техническое заключение 04.450-АР от 2004 года и утвердил заключение межведомственной комиссии и обязал заявителя осуществить ввод объекта в эксплуатацию (том 1 л.д. 16-17).

Согласно информации, предоставленной МКУ Департаментом развития муниципальной собственности от 9 июня 2023 года, решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по вышеуказанному адресу, а также о предоставлении в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду департаментом не выдавались (т. 2 л.д. 8,9).

При рассмотрении дела в суде первой инстанции по делу проведена судебная строительно-техническая экспертиза.

Из заключения эксперта Общества с ограниченной ответственностью «Крымское экспертно-оценочное бюро» от 22 февраля 2023 года следует, что по своим техническим характеристикам жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> жилому дому блокированной застройки – соответствует.

По своим техническим характеристикам жилое помещение – квартира, кадастровый номер , общей площадью 86,90 кв. м, этаж 1, расположенная по адресу: <адрес> автономному жилому блоку жилого дома блокированной застройки – соответствует.

В случае признания автономным жилым блоком жилого дома блокированной застройки квартиры, кадастровый номер , общей площадью 86,90 кв. м, этаж 1, расположенной по адресу: <адрес>, он будет соответствовать градостроительным, строительным, санитарным, пожарным нормам, ГОСТАм и СНиПам.

При признании квартиры, площадью 86,9 кв. м, кадастровый номер , автономным жилым блоком жилого дома блокированной застройки, иные отдельные объекты недвижимости, расположенные в жилом доме по адресу: <адрес> создаваться будут, а именно: нежилое помещение №2, 3, площадью 152,7 кв. м, кадастровый номер будет являться нежилым зданием. То есть квартира, площадью 86,9 кв. м, кадастровый номер и нежилое помещение №2, 3, площадью 152,7 кв. м, кадастровый номер будут эксплуатироваться автономно и независимо друг от друга, что и установлено при проведении визуального осмотра.

Квартира, признаваемая автономным жилым блоком жилого дома блокированной застройки, кадастровый номер , общей площадью 86.90 кв. м, этаж 1, расположенная по адресу: <адрес> в границах земельного участка с координатами, указанными в табл. 3, площадью 188 кв. м – расположена.

При проведении исследования установлено, что фактическая границы раздела между квартирой, признаваемой автономным жилым блоком жилого дома блокированной застройки, кадастровый номер , общей площадью 86.90 кв. м, этаж 1 и нежилым помещением №2, 3, площадью 152,7 кв. м, кадастровый номер по адресу: <адрес>, не соответствует границам, указанным в определении суда. В ходе проведения натурных обмеров установлено, что квартира признаваемая автономным жилым блоком жилого дома блокированной застройки, кадастровый номер , общей площадью 86.90 кв. м, этаж 1, расположенная по адресу: <адрес>, расположена в фактических границах земельного участка, площадью 184 кв. м, указан каталог координат. Также определены границы земельного участка с фактическими координатами (приведен каталог координат).

Судом первой инстанции обоснованно не принято во внимание указанное заключение судебной строительно-технической экспертизы, как доказательство в подтверждение оснований для удовлетворения исковых требований.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и который сформирован после введения в действие Жилищного кодекса, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Материалы дела содержат сведения о том, что истцу принадлежит жилое помещение, которое зарегистрировано как объект права в качестве квартиры.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования.

Понятие индивидуального жилого дома содержится в части 3 статьи 48 и части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.

Следовательно, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.

Кроме того, размещение на земельном участке, предназначенном для многоквартирного дома, индивидуального жилого дома будет противоречить разрешенному использованию такого земельного участка. Правовой режим земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, имеет иное законодательное регулирование и регламентирован положениями жилищного законодательства. Без изменения разрешенного использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, невозможно изменение назначения расположенного на нем объекта недвижимости (квартира - жилой дом).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Из анализа положений статей 16, 36 Жилищного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим снос" судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что основные критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества. Размещение на земельном участке, предназначенном для многоквартирного дома, индивидуального жилого дома будет противоречить разрешенному использованию такого земельного участка. Правовой режим земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, имеет иное законодательное регулирование и регламентирован положениями жилищного законодательства. Без изменения разрешенного использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, невозможно изменение назначения расположенного на нем объекта недвижимости (квартира - жилой дом).

Истцом не представлено доказательств обращения в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о постановке на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта спорного недвижимого имущества и отказа в совершении данного действия.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции дана неверная оценка заключению судебной строительно-технической экспертизы, являются несостоятельными.

Согласно части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 данного кодекса.

Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2013 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", при исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.

Суд первой инстанции с должным вниманием исследовал заключение эксперта в совокупности с иными представленными в материалы дела доказательствами, при надлежащей оценке всех доказательств сделан обоснованный вывод о том, что правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы о возможности установления факта владения земельным участком, на котором расположена квартира, являются несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права. Действующим законодательством не предусмотрена возможность установления факта владения и пользования земельным участком. Порядок предоставления земельных участков в собственность предусматривает необходимость соблюдения процедуры, урегулированной действующим законодательством

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Хаммид Т.М.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и такими что не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и постановил законное и обоснованное решение, нарушений норм материального права и процессуального закона не допущено, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 10 августа 2023 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу представителя Хаммид Т.М. – Чепрасова В.В. оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено и подписано 3 ноября 2023 года.

Председательствующий судья

Судьи

33-10022/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Хаммид Татьяна Михайловна
Ответчики
Администрация г.Симферополя Республики Крым
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Симферополя Республики Крым
Главадских Нелли Леонидовна
Другие
Чепрасов Валентин Владимирович
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республике Крым
Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Белоусова Виктория Васильевна
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
03.10.2023Передача дела судье
01.11.2023Судебное заседание
15.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2023Передано в экспедицию
01.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее