№ 3а-25/2022
10OS0000-01-2022-000006-49
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 марта2022 г.г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Макаршиной А.А.,с участием прокурора Волковой Е.А.,представителяадминистративных истцовПронина А.В., представителя административного ответчика Даниленко Т.С., рассмотревв открытом судебном заседании административное делопоадминистративнымисковым заявлениямЖуровой И.В. , Михайловой А.А., Березиной Н.В. и Галашовой Е.В. о признании не действующим решения Петрозаводского городского Совета от 26 апреля 2018 г. № 28/15-296 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» в части,
у с т а н о в и л:
решением Петрозаводского городского Совета от 26 апреля 2018 г.
№ 28/15-296 внесены изменения в статью 22Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее - Правила землепользования и застройки), утвержденныхрешением Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 г.№ 26/38-771«Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа»; изменена зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки (Жи) на природно-рекреационную зону (Рпр) для земельного участка ориентировочной площадью 10542 кв. м, находящегося в районе переулка Западный, согласно схеме.
Журова И.В., Михайлова А.А., Березина Н.В., Галашова Е.В.обратились в судс административными исками о признании недействующим названного нормативного правового актав части установления на карте градостроительного зонирования Петрозаводского городского округа, входящей в состав Правил землепользования и застройки, территориальной зоны «Природно-рекреационная зона (Рпр)» в отношении земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 10:01:0110102, вграницах точек с координатами в системе координат МСК-10:
- (...);
- (...);
- (...);
- (...).
Определениями судьи Верховного Суда Республики Карелия от 26 января 2022 г., 28 января 2022 г. и 07 февраля 2022 г. административные дела по указанным административным искам объединены в одно производство.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали,что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит части 3 статьи 9, частям 9 и 10 статьи 31, пункту 1 части 2 статьи 33, пункту 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ), поскольку графическая часть Правил землепользования и застройки, устанавливающая зону «Природно-рекреационная зона (Рпр)» в области местоположения земельных участков, не соответствует графической части Генерального плана г. Петрозаводска, согласно которой испрашиваемые земельные участки находятся в зоне жилой застройки, рекреационная зона на рассматриваемой территории не установлена. По мнению административных истцов, оспариваемое решениенарушает их права на предоставление земельных участков в собственность как многодетным семьям.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлеченоМинистерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
В судебном заседании представительадминистративных истцов поддержалзаявленные требования по изложенным в административных исках основаниям.
Представители административного ответчика,Министерстваприродных ресурсов и экологии Республики Карелияранее в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, поскольку земельные участки располагаются в зоне охраняемого природного ландшафта.
Представитель заинтересованного лицаМинистерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, участвовавшая ранее в судебном заседании,оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Иные, участвующие в деле лица, в заседание суда не явились, извещены
о рассмотрении дела надлежащим образом.
В письменном отзыве заинтересованное лицо администрация Петрозаводского городского округа в удовлетворении требований просила отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Заинтересованное лицо Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия в отзыве на иск оставило разрешение спора на усмотрение суда, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав объяснения представителя административных истцов, административного ответчика, заинтересованных лиц Министерстваприродных ресурсов и экологии Республики Карелия, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия,исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшегоадминистративный иск не подлежащим удовлетворению,суд приходитк следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового актане действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что22 ноября 2021 г., 24 ноября 2021 г. и 02 декабря 2021 г., Михайлова А.А., Березина Н.В., Галашова Е.В. и Журова И.В. (соответственно) обратились в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлениями о предоставлении многодетным семьям в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства на основании положений Закона Республики Карелия от 06 марта 2017 г. № 2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия».
Письмами Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 27 декабря 2021 г. №, от 29 декабря 2021 г. №№ №21административным истцам отказано в удовлетворении заявлений в связи с тем, чтов соответствии с картой градостроительного зонирования, картой функциональных зон, утвержденных в составе Правил землепользования и застройки, испрашиваемые земельные участки расположены в территориальной зоне «Природно-рекреационная зона (Рпр)», в которой не допускается такой вид использования земельных участков как индивидуальное жилищное строительство.
Указанная территориальная зона «Природно-рекреационная зона (Рпр)» отражена на карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки города Петрозаводскав границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных решениемПетрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 г.№ 26/38-771.
Учитывая, что на основании названного нормативного правового актаосуществлено градостроительное зонирование земельных участков, предоставление которых в собственность испрашиваетсяадминистративными истцами, указанные лица в соответствии со статьей 208 КАС РФ имеют право на обращение в суд с настоящими административными исками.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ГрК РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которыене должны противоречить настоящему Кодексу.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, статьям 24, 32 ГрК РФ подготовка и утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки городского округа,утверждение подготовленной на основе генеральных планов документации по планировке территории, относитсяк вопросам местного значения городского округа,по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
В силу части 1 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с Уставом Петрозаводского городского округа (далее - Устав) представительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является Петрозаводский городской Совет (статья 15 Устава).
Решением Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 г. №26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа.
Решением Петрозаводского городского Совета от 26 апреля 2018 г. №28/15-296 в статью 22 Правил землепользования и застройки внесены изменения, в соответствии с которыми зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки (Жи) изменена на природно-рекреационную зону (Рпр) для земельного участка площадью 10542 кв.м в районе пер. Западный согласно прилагаемой схеме.
Процедура принятия оспариваемого решения Петрозаводского городского Совета о внесении изменений в Правилаземлепользования и застройкипроверялась судом в порядке статьи 21 КАС РФ. Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Карелия от 25 мая 2021 г. по административному делу№ 3а-91/2021 установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органомв пределах его компетенции.
Указанные обстоятельства в силу статьи 64 КАС РФ имеют преюдициальное значение для разрешения настоящего спора,не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
Разрешая вопрос о соответствии принятого административным ответчиком решения федеральному или иному законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципахобеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9ГрК РФ предусмотрено,
что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется, в том числе, для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 ГрК РФ).
В свою очередь градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты(пункт 8 статьи 1ГрК РФ). Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ).
Пункт 3 статьи 1 ГрК РФ определяет устойчивое развитие территорий как обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
В соответствии с пунктом 2 части 2, частью 4 статьи 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки включают в себякарту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон.
В силу частей 3, 9 статьи 31ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования. Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие генеральному плану городского округа.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ, несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
Из системного толкования указанных правовых норм следует, что должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, установление территориальных зон осуществляется в соответствии с функциональными зонами, определенными генеральным планом городского округа, без изменения назначения территории, отнесенной к функциональным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент (статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из Генерального плана г. Петрозаводска следует, что земельный участок площадью 10542 кв.м в районе пер. Западный в г. Петрозаводске в кадастровом квартале 10:01:0110102 расположен в функциональной зоне «Зона индивидуальной, блокированной и коттеджной застройки».
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт, которым осуществлено отнесение указанного земельного участка к территориальной зоне «Природно-рекреационная зона (Рпр)» нарушает требования градостроительного законодательства, поскольку градостроительное зонирование осуществлено без учета положений генерального плана муниципального образования.
В этой связи заявленные административными истцами исковые требования о признании недействующим оспариваемого решения Петрозаводского городского Совета в указанной части следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы административного ответчика о расположении испрашиваемых земельных участков в границах лесопаркового зеленого пояса, созданного на основании постановления Законодательного Собрания Республики Карелия от 19 апреля 2018 г. № 643-VI ЗС, границы которого установлены в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 06 октября 2020 г. № 1755, а также в зоне охраняемого городского ландшафта не могут служить основанием для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку данные обстоятельства не являются юридически значимыми для разрешения настоящего спора.
Возможность предоставления земельных участков административным истцам для испрашиваемых целей по иным основаниям в рамках данного дела не обсуждается и выводы об их наличии или отсутствии суд не делает.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку установлено применение оспариваемого нормативного правового акта, на основе которого реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает его не действующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
В связи с удовлетворением требований административного истца суд
на основании статьи 111 КАС РФ считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов взыскать с административного ответчика в пользу каждого административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере по 300 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административные исковые заявленияЖуровой И.В. , Михайловой А.А., Березиной Н.В. иГалашовой Е.В. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Петрозаводского городского Совета от 26 апреля 2018 г.
№ 28/15-296 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» в частиустановления на Карте градостроительного зонирования Петрозаводского городского округа, входящей в состав Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, территориальной зоны «Природно-рекреационная зона (Рпр)» в отношении земельных участковв кадастровом квартале 10:01:0110102 в границах точек со следующими координатами в системе координат МСК-10: участка с обозначением характерных точек границ (...); участка с обозначением характерных точек границн1. (...); участка с обозначением характерных точек границн1(...); участка с обозначением характерных точек границн1. (...).
Обязать Петрозаводский городской Совет опубликовать сообщение
о решении суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу
в официальном печатном издании Петрозаводского городского Совета.
Взыскать с Петрозаводского городского Совета в пользу Журовой И.В. судебные расходы, связанныес оплатой государственной пошлины, в размере 300 руб.
Взыскать с Петрозаводского городского Совета в пользу Михайловой А.А. судебные расходы, связанныес оплатой государственной пошлины, в размере 300 руб.
Взыскать с Петрозаводского городского Совета в пользу Березиной Н.В. судебные расходы, связанныес оплатой государственной пошлины, в размере 300 руб.
Взыскать с Петрозаводского городского Совета в пользу Галашовой Е.В. судебные расходы, связанныес оплатой государственной пошлины, в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.П. Кудряшова
Мотивированное решение
составлено 15 марта 2022 г.