ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Фофонова А.С.,
при секретаре Юдиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крамаренко 1ИО к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о признании незаконным невыплату установленных законодательством доплат, возложении обязанности произвести перерасчет и осуществить доплату пенсии, признании достаточным имевшего место обращения для получения социальной доплаты,
у с т а н о в и л:
Крамаренко 1ИО. обратился в суд с исковыми требованиями к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Воронеже о признании незаконным невыплаты доплаты до прожиточного минимума с марта 2013г. по июль 2016г., об обязании сделать перерасчет (не указано правовых оснований) и доплатить до прожиточного минимума сумму страховой пенсии в размере 113677,22 руб.
В ходе рассмотрения гражданского дела требования истца были уточнены и расширены, истец просит период с марта 2013г. по октябрь 2016г. признать периодом незаконной невыплаты доплаты до прожиточного минимума суммы страховой пенсии по инвалидности, недоплаты на иждивении, ввиду незаконного включения в расчет прожиточного минимума суммы ЕДВ (НСУ), предназначенную инвалиду, просил обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже произвести перерасчет и доплатить до прожиточного минимума сумму пенсии по инвалидности и доплату на иждивенцев в размере 597790,36 руб. (л.д. 26).
Также в дополнении исковых требований Крамаренко 1ИО. просил признать достаточным имевшее место обращения в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ и само обращение в суд в качестве обращения для получения социальной доплаты и обязать произвести доплату ему пенсии как инвалиду с марта 2013 г. по ноябрь 2016 г. с учетом индексации в размере 106281,37 руб. (л.д. )
Истец Крамаренко 1ИО. заявленные требования поддержал с учетом их уточнений, просил удовлетворить, сообщил суду об имевших место недоплатах сумм пенсии ему как инвалиду, просил не принимать во внимание при исчислении размера прожиточного минимума для доплаты пенсии осуществляемые выплаты на иждивенцев, а также был не согласен с размером исчисления суммы пенсии. При этом истец не оспаривал правомерность установленных пенсионным органом периодов выплаты на иждивенцев (своих детей).
Всего истец просил взыскать с пенсионного органа 704041,57 руб., из которых доплата до прожиточного минимума за период с 2013 г. по октябрь 2016 г. составляет 597790,36 руб. и доплата как инвалиду с марта 2013 г. по ноябрь 2016 г. с учетом индексации составляет 106281,37 руб. Именно данный размер заявленных требований имущественного характера истец просил удовлетворить.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже по доверенности Калинина О.И. возражала против удовлетворения иска, стороной ответчика представлены письменные возражения. Калинина О.И. о правомерности осуществления всех выплат пенсии в заявленный период, а также указала, что возможный период осуществления социальной доплаты истцу мог наступить после ДД.ММ.ГГГГ, но для этого было необходимо обратиться с соответствующим заявлением, однако, Крамаренко 1ИО. с таким заявлением не обращался, и иные обращения имевшие место в другой период не могут быть приняты во внимание, поскольку это не установлено законом.
Суд, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Крамаренко 1ИО. с ДД.ММ.ГГГГ. является получателем страховой пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». С 13 ноября 2016 г. в связи с достижением истцом пенсионного возраста основания выплаты пенсионного обеспечения были изменены.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от дата №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 г., введенной Федеральным законом №213-ФЗ, общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии), которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Согласно п. 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи", государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Согласно пункту 6 данной статьи Закона социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия.
В силу пункта 7 статьи 12.1 Федерального закона от дата №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" федеральная социальная доплата к пенсии в без заявительном порядке устанавливается только детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от дата №805н от 30.09.1999 г. были утверждены Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, которые также не содержат норм, предоставляющих пенсионному органу право назначить федеральную социальную доплату без заявительного порядка. Напротив, в силу пункта 12 Правил пенсионеры обращаются за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации путем подачи заявления об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии с приложением документов, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил. При этом в заявлении о назначении доплаты должна содержаться информация, в частности, о том, что заявитель не осуществляет трудовую и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом от дата №167-ФЗ, а также обязательство заявителя безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, и наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты.
В заявлении должна содержаться следующая информация: фамилия, имя, отчество заявителя; номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования; принадлежность к гражданству; адрес места жительства или пребывания; реквизиты документа, удостоверяющего личность; сведения о законном представителе лица либо о его представителе по доверенности (фамилия, имя, отчество законного представителя, почтовый адрес места жительства, места пребывания, реквизиты документа, удостоверяющего личность законного представителя, реквизиты документа, подтверждающего полномочия законного представителя) в случае обращения через представителя; сведения о том, что заявитель не осуществляет трудовую и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ; наименование и местонахождение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение; обязательство заявителя безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, и наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты; дата заполнения заявления; организация, через которую будет осуществляться доставка федеральной социальной доплаты к пенсии. Если для доставки федеральной социальной доплаты к пенсии заявителем выбрана кредитная организация, указывается полное ее название и номер счета, открытый пенсионером в этой организации. Заявление должно быть подписано заявителем.
При обращении за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии пенсионером предъявляется документ, удостоверяющий личность, место жительства (место пребывания), и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. В случаях, предусмотренных пунктом 11 настоящих Правил, предъявляются документы, удостоверяющие личность и полномочия законного представителя (опекуна, попечителя).
Дата приема заявления со всеми необходимыми документами регистрируется в специальном журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации. В случае направления заявления по почте датой подачи заявления является дата отправки по штемпелю на конверте.
Факт и дата приема заявления со всеми необходимыми документами пенсионера подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой заявителю территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В случае если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя в таком же порядке.
Решение об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведений об установленных пенсионеру денежных эквивалентах мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугороднего), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг, иных мер социальной поддержки (помощи), указанных в подпункте 4 пункта 5 настоящих Правил.
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения федеральной социальной доплаты законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсионного обеспечения и наличием у гражданина права на его получение.
Крамаренко 1ИО. в установленном законом порядке в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже с заявлением о назначении федеральной социальной доплаты к пенсии не обращался.
Таким образом, оснований для возложения обязанности на Управление о назначении федеральной социальной доплаты к пенсии без обращения в заявительном порядке не имеется, поскольку назначение федеральной социальной доплаты производится исключительно в заявительном порядке.
Ссылка стороны истца на имевшее место обращение в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ не может быть принята судом во внимание, поскольку Крамаренко 1ИО. на тот момент не имел право на получение данной выплаты (т.е. обращение было преждевременным), не представил необходимые документы и в тексте письменного обращения просил лишь произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ г., так как при исчислении пенсии учитываются выплаты сумм ЕДВ и выплаты на иждивенцев. Также не является надлежащим обращением в пенсионный орган само обращение в суд, поскольку суд должен защищать лишь нарушенное право и не должен подменять действия самого уполномоченного органа.
Кроме того, истец полагает, что размер надбавки на иждивенца должен быть равен размеру прожиточного минимума на ребенка.
Данные довод основан на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 3 935 рублей в месяц.
Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи. Таким образом, законодательством четко определен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии и порядок её индексации, размер надбавок на нетрудоспособных членов семьи. При этом, норма ст. 17, которая регламентирует размер надбавок на нетрудоспособных членов семьи, носит отсылочный характер.
Представленный истцом расчет с учетом заявленных требований о праве на надбавку на нетрудоспособного члена семьи, с целью взыскивая с Управления суммы в размере 597790,36 руб., истец не ссылается на правовые нормы прямо об этом указывающие.
В связи с чем, данные требования являются необоснованными.
В соответствии с п. 9 ст. 15 вышеуказанного закона лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи в данном случае - дети, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в повышенном размере.
Размер базовой части пенсии был определен с учетом 3-х иждивенцев (сын ФИО2 - ДД.ММ.ГГГГ.р., дочь ФИО3 – ДД.ММ.ГГГГ.р., дочь ФИО4- ДД.ММ.ГГГГ.р. – не достигшие возраста 18 лет) с 16.03.2004г. по 31.10.2010г. С 21.10.2010г. фиксированная выплата с ДД.ММ.ГГГГ. установлена без учета одного иждивенца, в связи с достижением сыном, ДД.ММ.ГГГГ возраста 18 лет. Документы, подтверждающие обучение сына по очной форме истцом не представлены. Размер пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. составил – <данные изъяты> руб., где 736,80 руб.- страховая часть трудовой пенсии по инвалидности № группы и <данные изъяты> руб. – фиксированный базовый размер с учетом 2-х иждивенцев.
С ДД.ММ.ГГГГ. фиксированная выплата с ДД.ММ.ГГГГ. установлена без учета еще одного иждивенца, в связи с достижением дочерью, ДД.ММ.ГГГГ.р., возраста 18 лет. Документы, подтверждающие обучение дочери по очной форме истцом не представлены.
Размер пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. составил – <данные изъяты> руб., где 1178,55 руб. – страховая часть трудовой пенсии по инвалидности № группы и <данные изъяты> руб.- фиксированный базовый размер с учетом одного иждивенца.
Размер пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. составил – <данные изъяты> руб., где 1225,75 руб. - страховая часть трудовой пенсии по инвалидности № группы и <данные изъяты> руб.- фиксированный базовый размер с учетом одного иждивенца.
ДД.ММ.ГГГГ. фиксированная выплата с ДД.ММ.ГГГГ. установлена без учета иждивенца в связи с окончанием срока обучения дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.р. Размер пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. составил <данные изъяты>., где 1225,75 руб. - страховая часть трудовой пенсии по инвалидности № группы и <данные изъяты> руб. фиксированный базовый размер без учета иждивенцев.
В соответствии со ст. 12.1 общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
При этом законом прямо предусмотрено, что при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:
1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий; (п. 1 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 №216-ФЗ)
2) дополнительного материального (социального) обеспечения;
3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
При анализе выплатной информации за 2013-2016г.г. и установленной за 2013-2016г. величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области за указанные годы, можно сделать вывод о том, что сумма размера пенсии и ежемесячной денежной выплаты, получаемых Крамаренко 1ИО., превышает величину прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области за соответствующий период (справка Управления л.д. 16-18).
Так, Законом Воронежской области от 03.11.2015г. №131-ОЗ «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области на 2016 финансовый год», с ДД.ММ.ГГГГ в Воронежской области прожиточный минимум пенсионера составляет <данные изъяты> руб.
Однако сумма пенсии истца и ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ. составила <данные изъяты>. (<данные изъяты> руб. - пенсия по старости, 2137, 85 руб. – ежемесячная денежная выплата), с ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. - пенсия по старости, 2287,50 руб. – ежемесячная денежная выплата), что превышает величину прожиточного минимума <данные изъяты> руб.
Представленные данные о размере денежных выплат и за более ранний заявленный период с 2013 г. по декабрь 2015 года также свидетельствуют о том, что Крамаренко 1ИО. получал пенсию более установленного размера прожиточного минимума, установленного ежегодно (л.д. 16-17).
Таким образом, как было указано выше истец мог обратиться с заявлением о получении социальной выплаты после ДД.ММ.ГГГГ (периода прекращения доплаты на иждивенца), но с данным заявлением не обращался, своим правом не воспользовался.
Анализируя все имеющиеся доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования Крамаренко 1ИО. к УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже о признании незаконным невыплату за период с марта 2013 г. по октябрь 2016 г. доплаты до прожиточного минимума суммы пенсии по инвалидности, недоплаты на иждивенцев и как пенсионеру-инвалиду, возложении обязанности произвести перерасчет и осуществить доплату пенсии с учетом индексации в размере 704041,57 руб., признании достаточным имевшего место обращения для получения установленных доплат являются необоснованными, поэтому не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Крамаренко 1ИО к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о признании незаконным невыплату за период с марта 2013 г. по октябрь 2016 г. доплаты до прожиточного минимума суммы пенсии по инвалидности, недоплаты на иждивенцев, включении в подсчет выплат как пенсионеру-инвалиду, возложении обязанности произвести перерасчет и осуществить доплату пенсии с учетом индексации в размере 704041,57 руб., признании достаточным имевшего место обращения для получения установленных доплат – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.С. Фофонов
Решение изготовлено: 25.11.2016 г.
<данные изъяты> <данные изъяты><данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>