Решение по делу № 2-120/2018 от 19.07.2017

Дело № 2-120/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 января 2018 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи Суховой Е.В.,

с участием прокурора Андроновой Е.В.,

при секретаре Пономаревой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства Обороны Российской Федерации к Проворову Андрею Николаевичу, Проворовой Екатерине Васильевне, Проворовой Ксении Андреевне об устранении нарушения прав собственника, признании не приобретшими права пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Министерство обороны РФ обратилось с настоящим иском в суд к Проворову А.Н., Проворовой Е.В., Проворовой К.А. мотивируя тем, что ответчики незаконно удерживают помещение по адресу: <адрес>, являющееся собственностью Российской Федерации, состоящее на балансе ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, являющееся специализированным жилищным фондом. Согласно выписке из лицевого счета, ответчик Проворов А.Н. является нанимателем указанного жилого помещения, вместе с ним прописаны ... человека, задолженность по оплате ЖКУ на <дата> составляет 7908,82 руб. Ответчики проживают на основании договора найма служебного жилого помещения от <дата> , Проворов А.Н. утратил связь с Министерством Обороны РФ, следовательно, законных оснований для проживания ответчиков, в спорном помещении, не имеется. Уточнив заявленные требования в порядке ст.39 ГПК РФ, истец просит суд устранить нарушения прав собственника в отношении помещения по адресу: <адрес>, признать ответчиков не приобретшими право пользования данным помещением, выселить их из помещения по адресу: <адрес>.

Истец ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Ответчик Проворов А.Н. и его представитель Буланов А.Ю., по устному ходатайству, иск не признали по доводам, изложенным в отзыве.

Ответчики Проворова Е.В., Проворова К.А. просили о рассмотрении дела без их участия, возражая по существу иска.

Третьи лица - ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ, МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан», Главное Управление МЧС России по Костромской области в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежащим образом. МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан» просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Помощник прокурора, участвующий в деле, в судебном заседании полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п.п.1,3,4 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

В соответствии с п.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с «Положением о Министерстве обороны Российской Федерации», утв. Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004г. № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В частности, согласно п.7 Положения, Минобороны России осуществляет следующие полномочия: осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (п.п.68); осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами (п.п.71).

Конкретные функции Министерства обороны РФ по управлению указанным федеральным имуществом закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом». Пункт 2 указанного Постановления Правительства гласит, что Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции: а) осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства; к) предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях.

Кроме того, п.12 ст.1 Федерального закона от 31 мая 1996г. № 61-ФЗ «Об обороне» устанавливает, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно материалам дела жилой дом в <адрес> является собственностью Российской Федерации и на день рассмотрения спора в суде на праве оперативного управления закреплен за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с техническим паспортом здания дом в <адрес> является общежитием.

Как следует из акта о закреплении в оперативное управление федеральной собственности <дата>г. жилой дом в <адрес> был закреплен на праве оперативного управления за Костромской КЭЧ.

<дата> между Костромской КЭЧ и Проворовым А.Н. заключен договор найма жилого помещения в общежитии , согласно которому в пользование нанимателю и членам его семьи (жена ФИО1, дочь ФИО2), передано во владение и пользование жилое помещение, являющееся федеральной собственностью и находящееся на праве оперативного управления у наймодателя, состоящее из ... комнат, общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания. Основания для предоставления жилого помещения, предусмотренные в п.2 Договора, наймодателем не указаны.

В соответствии с положениями приказов Министерства Обороны РФ от <дата> и от <дата> договоры найма служебного помещения могут заключаться исключительно с действующими военнослужащими и лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ не утратившими связь с Министерством обороны РФ.

ФИО3 проходит службу в ГПС УВД и Федеральной противопожарной службе МЧС России с <дата>, в должности ... с <дата> по настоящее время. Контракт заключен сроком до <дата>.

Согласно справке заместителя начальника Главного управления (по ГПС) от <дата>, Проворов А.Н. поставлен на учете сотрудников ФПС ГПС, нуждающихся в получении постоянного жилого помещения в составе членов семьи с <дата>. (л.д.63)

Уведомлением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Отделение (территориальное, г. Кострома) от <дата> ответчикам предложено освободить занимаемое жилое помещение ( л.д. 6). Данное требование ответчиками добровольно не исполнено.

В соответствии со статьями 93, 94 названного Кодекса служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими осуществляется на основании договора специализированного найма.

Согласно ст. 105 Жилищного кодекса РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

В силу ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Ответчики не относятся к категории лиц, выселение которых из жилого помещения без предоставления иного жилого помещения не допускается законом.

В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. ст. 301, 304 ГК РФ, собственник вправе истребовать имущество из чужого незаконного владения, а также требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Судом установлено, что в установленном законом порядке (ст.ст. 99, 100 ЖК РФ) спорное жилое помещение ответчикам не предоставлялось, правовых оснований для занятия спорного жилого помещения они не имеют, так как Проворов А.Н. во время вселения в служебное жилое помещение, как и впоследствии, военнослужащим не являлся.

Согласно ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

В силу положений пункта 2 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Учитывая, что спорное жилое помещение, отнесено к специализированному жилищному фонду, ответчики в трудовых отношениях с истцом не состоят, и не состояли, на учете нуждающихся в жилых помещениях по линии Министерства обороны РФ ответчики не стояли, собственник согласие на дальнейшее их проживание в служебном жилом помещении не давал, в связи с чем, дальнейшее сохранения за ответчиками права пользования служебным жилым помещением, является незаконным.

В связи с отсутствием оснований на обеспечение жилой площадью ответчиков за счет Министерства обороны РФ, законные основания для сохранения за ответчиками права проживания в спорном помещении отсутствуют.

В силу ст. 304 ГК РФ истец вправе требовать имущество из чужого незаконного владения ответчиков, с выселением ответчиков без предоставления другого жилого помещения с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

Отсутствие в настоящее время на праве собственности либо на праве пользования иного жилого помещения, не является препятствием для прекращения права пользования ответчиков спорным жильем.

Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

Положениями статьи 208 Гражданского кодекса РФ установлено, что исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 февраля 2010 года N 177-О-О, взаимосвязанные положения абзаца 5 статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащей перечень требований, на которые не распространяется установленный статьей 196 того же Кодекса общий трехлетний срок исковой давности, и статьи 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации направлены на устранение длящихся нарушений прав собственника или иного владельца, не связанных с лишением владения, и в качестве таковых служат реализации предписаний статей 17 (часть 3), 35, 46 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что исковая давность не распространяется на требования, предусмотренные статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.

Поскольку истцом не заявлены требования о выселении как последствия недействительности ничтожной сделки, в трудовых отношениях ответчики с истцом не состоят и не состояли, Министерство обороны РФ как собственник жилого помещения вправе в любое время поставить вопрос о его освобождении, и на это требование не распространяется исковая давность.

В данном случае, оснований для применения положений Гражданского кодекса РФ о применении последствий пропуска срока исковой давности не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Министерства обороны РФ о признании ответчиков не приобретшими права пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в перечисленных в статье случаях, в том числе, в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания не приобретшими право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Рассматривая требования о снятии ответчиков с регистрационного учета из спорной квартиры, суд исходит из того, что снятие с регистрационного учета, производятся на основании вступившего в законную силу решения суда о выселении. В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии необходимости для дополнительного указания в резолютивной части решения суда на удовлетворение указанных требований.

Само по себе фактическое проживание в спорном жилом помещении с оплатой за проживание и его содержание не свидетельствует о законности предоставления жилого помещения и наличии оснований для сохранения права пользования им.

руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,    

р е ш и л:

Исковые требования Министерства Обороны Российской Федерации к Проворову Андрею Николаевичу, Проворовой Екатерине Васильевне, Проворовой Ксении Андреевне об устранении нарушения прав собственника, признании не приобретшими права пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета, удовлетворить.

Устранить нарушения прав собственника в отношении помещения по адресу: <адрес>, признать Проворова Андрея Николаевича, Проворову Екатерину Васильевну, Проворову Ксению Андреевну не приобретшими права пользования указанным жилым помещением.

Выселить Проворова Андрея Николаевича, Проворову Екатерину Васильевну, Проворову Ксению Андреевну из помещения расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления полного текста решения в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы.

Судья Е.В. Сухова

Мотивированное решение изготовлено 15.01.2018 года

2-120/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство Обороны РФ
Прокурор г. Костромы
Ответчики
Проворова К.А.
Проворова Ксения Андреевна
Проворова Е.В.
Проворов А.Н.
Проворов Андрей Николаевич, Проворова Екатерина Васильевна,Проворова Ксения Андреевна
Проворова Екатерина Васильевна
Другие
Центр регистрации граждан
ГУ МЧС России по Костромской области
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Дело на странице суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
19.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2017Передача материалов судье
19.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.08.2017Предварительное судебное заседание
07.09.2017Судебное заседание
19.09.2017Судебное заседание
15.11.2017Судебное заседание
06.12.2017Судебное заседание
11.01.2018Судебное заседание
15.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2018Дело оформлено
12.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2020Передача материалов судье
12.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.04.2020Предварительное судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2020Дело оформлено
12.04.2020Дело передано в архив
11.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее