УИД: 21RS0№-17
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 ноября 2023 года <адрес>
Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Хакимовой Л.Р., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Батыревского муниципального округа Чувашской Республики об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
у с т а н о в и л:
<адрес> Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Батыревского муниципального округа Чувашской Республики об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> совместно с ОГИБДД МО МВД России «Батыревский» проверки установлено, что администрацией Батыревского муниципального округа Чувашской Республики допускаются нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в части ненадлежащего обслуживания участка автомобильной дороги местного значения от <адрес> до <адрес> муниципального округа Чувашской Республики, а именно: на всем протяжении участка автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> муниципального округа Чувашской Республики покрытие проезжей части имеет дефекты в виде выбоин, просадок размерами: около <адрес> - 1,5м*0,8м*11см, 0,8м*0,7м*8см, 0,95м*0,7м*8см; около <адрес> - 1,4м*1,2м*9см; около <адрес> - 1,7м1,1м*9см, 0,5м*0,4м*7см. В связи с чем, просит обязать администрацию Батыревского мунципального округа Чувашской Республики в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем производства ремонта автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> муниципального округа Чувашской Республики и приведения его в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и проекта организации дорожного движения.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Чувашской Республики ФИО2 исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Просил отказать в удовлетворении требования ответчика об установлении срока для исполнения требований прокурора до ДД.ММ.ГГГГ по мотивам, что представление прокурора об устранении выявленных нарушений было внесено ответчику еще в августе 2023 года, на что был дан ответ о том, что ремонт указанной автодороги могут включить в перечень работ лишь в 2024 году. В настоящее время с целью продления срока исполнения требований прокурора ответчиком предоставлен суду указанный контракт якобы о начале ремонтных работ указанной автодороги с момента заключения контракта- с ДД.ММ.ГГГГ, тогда как ремонтные работы в настоящее время не начаты.
Представитель ответчика- администрации Батыревского муниципального округа ФИО3, действующая по доверенности, на судебное заседание не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствии, исковые требования признает частично. Просит в случае удовлетворения требований прокурора предоставить срок для исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ, учитывая сроки, предусмотренные по заключенному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ.
Третьи лица Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, ОГИБДД МО МВД России «Батыревский» не обеспечили явку своих представителей для участия в судебном заседании, хотя надлежащим образом были уведомлены о дне и времени рассмотрения дела, причины неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, а потому суд считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав помощника прокурора <адрес>, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 1.6 подраздела 4.1 раздела 4 задачами национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» является на сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнение дорожных работ в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Статья 2 Федерального закона № 196-ФЗ определяет, что безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно пункту 6 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии пункту 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ФИО5 50597-2017 г. «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный Приказом Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки проведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие с его требованиями.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Указанные требования в силу части 1 статьи 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» являются обязательными, так как, его положения направлены на сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
В соответствии с пунктом 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» Правил дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствие с п. 5.2.4 ФИО5 50597-2017 г. «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Согласно ч. 4 ст.6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст.7 Устава Батыревского муниципального округа к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Батыревского муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из акта осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> совместно с ОГИБДД МО МВД России «Батыревский» проверки установлено, что администрацией Батыревского муниципального округа Чувашской Республики допускаются нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в части ненадлежащего обслуживания участка автомобильной дороги местного значения от <адрес> до <адрес> муниципального округа Чувашской Республики, а именно: на всем протяжении участка автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> муниципального округа Чувашской Республики покрытие проезжей части имеет дефекты в виде выбоин, просадок размерами: около <адрес> - 1,5м*0,8м*11см, 0,8м*0,7м*8см, 0,95м*0,7м*8см; около <адрес> - 1,4м*1,2м*9см; около <адрес> - 1,7м1,1м*9см, 0,5м*0,4м*7см.
Исходя из изложенного следует, что ненадлежащее исполнение обязанности по содержанию автомобильных дорог в границах Батыревского муниципального округа Чувашской Республики нарушает права неопределенного круга лиц-пользователей автомобильных дорог на безопасность дорожного движения, защиту жизни и здоровья граждан. Ненадлежащее состояние автодороги повышает риск возникновения аварийных ситуаций, и как следствие повреждение имущества и причинение вреда жизни и здоровью граждан.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Батыревского муниципального округа прокурором внесено представление.
Из ответа заместителя главы администрации Батыревского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ на данное представление прокурора следует, что ремонт автодороги по <адрес> в <адрес> будет рассмотрен о включении в перечень работ на 2024 год в рамках соглашения между Министерством транспорта и дорожного хозяйства и администрацией Батыревского муниципального округа о предоставлении в 2024 году и в плановом периоде 2025 и 2026 годов субсидий из республиканского бюджета на капитальный ремонт и ремонт автодорог общего пользования местного значения.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиком суду не представлено. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворении исковых требований прокурора.
Представитель ответчика в обоснование требований об установлении срока для исполнения требований прокурора до ДД.ММ.ГГГГ суду представил контракт №, заключенный с отделом строительства, дорожного и жилищно-коммунального хозяйства администрации Батыревского муниципального округа и ООО «Строительная компания «Эльбрус», на ремонт указанной автодороги. В указанном контракте в 4.1 предусмотрен срок исполнения подрядчиком своих обязательств по данному контракту: по лимитам 2023 года с даты заключения контракта до ДД.ММ.ГГГГ, по лимитам 2024 года-с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, по лимитам 2025 года- с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая обстоятельства дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований ответчика об установлении срока для исполнения требований прокурора до ДД.ММ.ГГГГ, и с учетом требований разумности установить ответчику для устранения нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения путем производства ремонта указанной автомобильной дороги срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора <адрес> Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Батыревского муниципального округа Чувашской Республики об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, удовлетворить.
Обязать администрацию Батыревского мунципального округа Чувашской Республики в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем производства ремонта автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> муниципального округа Чувашской Республики и приведения его в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и проекта организации дорожного движения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Батыревский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Хакимова Л.Р.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.