25RS0017-01-2023-001381-71
Решение
Именем Российской Федерации
п. Кавалерово 21 февраля 2024 года
Кавалеровский районный суд Приморского края в составе
председательствующего судьи Маркелова М.Н.
при секретаре Власовой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Кавалеровского муниципального округа <адрес>, ФИО2, в лице законного представителя ФИО3, ФИО4 о включении в состав наследства права по договору аренды земельного участка, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
Установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Кавалеровского муниципального округа <адрес>, ФИО2, в лице законного представителя ФИО3, ФИО4 о включении права по договору аренды земельного участка общей площадью 40 кв. метров, с кадастровым номером №, местоположение которого установлено относительно ориентира (ориентир здание), расположенного за пределами участка, находящегося в 25 метрах от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>, пгт. Кавалерово, <адрес>, в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО5, и признании права собственности в порядке наследования на торговый павильон, общей площадью 26,3 кв.м., расположенный в 25 метрах от ориентира (ориентир здание) по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>, пгт. Кавалерово, <адрес>, указав, что умерший данный торговый павильон построил на земельном участке находящемся в аренде согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ №, однако право собственности на него в установленном законом порядке при жизни никто не зарегистрировал. Данное обстоятельство препятствует истцу в оформлении права на наследство.
Стороны в судебное заседание не явились, истец и представитель истца адвокат ФИО8 просили рассмотреть дело в их отсутствие, представитель администрации Кавалеровского муниципального округа представил ходатайство, в котором против заявленных требований не возражал, а также ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ответчики ФИО2 в лице законного представителя ФИО3, ФИО4 в лице представителя по доверенности ФИО9 о причинах не явки суду не сообщили, о слушании дела уведомлялись надлежащим образом, предоставили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, не возражали против удовлетворения заявленных требований.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав представленные материалы дела, полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 617 ГК РФ, в случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное. Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, что позволяет истцу просить о включении в состав наследства права по договору аренды вышеуказанного земельного.
В абзаце первом пункта 1 статьи 432 ГК РФ, указано, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 433 ГК РФ, если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 224). Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (пункт 1, 2 статьи 609 ГК РФ).
Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (ст. 218 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
Из разъяснений, содержащихся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Согласно ч. 2 ст. 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Судом установлено, что ФИО5 на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером №, местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка (ориентиром является здание). Участок находится в 25 метрах от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>, пгт. Кавалерово, <адрес>, где в последующем умершим был построен торговый павильон.
Договор аренды спорного земельного участка был зарегистрирован в установленном законом порядке.
Право собственности на торговый павильон при жизни ФИО5 не зарегистрировал.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер. Факт смерти подтверждается выпиской из свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Отделом ЗАГС <адрес> (Аликанте) Испания.
Наследниками к имуществу умершего являются его мать ФИО1, супруга ФИО4, сын ФИО2 Супруга и сын, с иском согласились в полном объеме, не возражали против включения в состав наследства права по договору аренды на земельный участок и признания права собственности на торговый павильон, на вышеуказанное имущество не претендовали, против удовлетворения заявленных требований не возражали.
Согласно ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Как следует из справки нотариуса Кавалеровского нотариального округа ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, после смерти ФИО5 заведено наследственное дело №, в состав наследства заявлены: имущество, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно не находилось за пределами Российской Федерации, три единицы оружия (общей рыночной стоимостью 45501 руб). Вышеуказанным наследникам выданы свидетельства о праве на данное наследство в 1/3 доле каждому.
Спорные объекты, в виде права по договору аренды земельного участка с кадастровым номером № и торгового павильона, расположенные в 25 метрах на восток относительно ориентира с почтовым адресом: <адрес>, пгт. Кавалерово, <адрес>, в состав наследства не включены, свидетельства о праве на наследство не выдавались, иные наследники не обращались.
Пунктом 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил названного кодекса не следует иное.
Как следует из пункта 1 статьи 617 Гражданского кодекса переход права собственности и других вещных прав на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
По смыслу закона вещи включаются в состав наследства при условии, что наследодатель имел на них определенное вещное право (право собственности, право пожизненного владения и др.). Необходимость существования права на вещь подтверждается указанием на то, что в состав наследства могут входить лишь принадлежащие наследодателю вещи. Такая принадлежность устанавливается в праве посредством правонаделения и может быть подтверждена соответствующими правоустанавливающими документами (свидетельствами о праве собственности, судебными решениями, свидетельствами о праве на наследство, договорами о приобретении вещи в собственность и др.).
Отсутствие права на вещь у наследодателя не может привести к появлению права у наследника.
При отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования (п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О судебной практике по делам о наследовании").
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Статья 12 ГПК РФ, устанавливает, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В связи с чем, положения статей 56, 57 Кодекса возлагают на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах к истцу в силу указанных выше положений закона, после смерти ФИО5, в порядке наследования перешли не только вещи и иное имущество, но и имущественные права и обязанности, в том числе, вытекающее из договора аренды земельного участка.
Управление и распоряжение спорным земельным участком в настоящее время отнесено к полномочиям ответчика в силу абз. 2 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
Изложенные нормы закона не содержат ограничений во вступлении наследников в права аренды земельным участком, который находился в аренде у наследодателя. Не содержит таких ограничений и Земельный кодекс РФ.
Правило о переходе к наследнику прав и обязанностей арендатора недвижимого имущества диспозитивное.
При этом правовое значение имеет обладание наследодателем имущественными правами на день смерти, в связи с чем, законом не предусмотрено заключение с наследниками нового договора. В случае установления факта универсального правопреемства права и обязанности наследодателя переходят к наследникам по договору, заключенному с наследодателем.
Из приведенных выше норм материального права следует, что права и обязанности гражданина, арендующего земельный участок, в случае его смерти переходят к наследнику, который вправе вступить в договор на оставшийся срок его действия.
На момент смерти ФИО5 срок действия договора аренды земельного участка не истек, и договор не был прекращен либо изменен.
Как следует из содержания договора аренды земельного участка, его заключение не обусловлено личными качествами арендатора.
Ограничений в части перехода прав по данному договору к наследникам арендатора в случае смерти последнего договор также не содержит.
При этом наследодатель использовал предоставленный ему земельный участок по назначению, арендная плата по договору аренды за пользование земельным участком оплачена.
После смерти ФИО5, истец без каких-либо возражений со стороны арендодателя продолжил пользоваться земельным участком, осуществлять арендную плату за спорный земельный участок, которая принята органом местного самоуправления, то есть фактические арендные отношения между органом местного самоуправления и наследником продолжились, другому лицу спорный земельный участок не предоставлен.
Как усматривается из материалов дела, ответчик не извещал истца об изменении условий договора либо прекращении договора аренды в установленные сроки, с требованием о возврате арендованного земельного участка не обращался, что не оспаривалось сторонами при рассмотрении настоящего дела.
Анализируя представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что спорное имущество после смерти ФИО5 перешло в собственность истца в порядке наследования, права по договору аренды спорного земельного участка и торговый павильон является наследственным имуществом умершего ФИО5
Доказательств, объективно свидетельствующих о том, что права по договору аренды земельного участка и возведенного торгового павильона перешли в распоряжение иных лиц, либо изменился правовой режим их использования, а также произведены действия по размещению другого объекта взамен спорного, сторонами дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает требования истца обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 40 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ 25 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░. ░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░5, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░░) ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░12 ░░░░ ░░░6 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ 25 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░. ░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ 26,3 ░░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░5, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░