Решение по делу № 2-439/2022 от 12.09.2022

        УИД: 04RS0003-01-2022-000575-54

         Дело № 2-439/2022

            РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Бичура                                                                                    25 октября 2022 года

Бичурский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего, судьи Харимаевой Н.Б., при секретаре судебного заседания Будажапове В.А., с участием помощника прокурора Бичурского района Сандакова А.Ц., действующего на основании доверенности, представителей ответчика: главного врача ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» Спиневой О.В., Черняевой И.А., действующей на основании доверенности, заинтересованных лиц: ФИО1, ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Бичурского района Республики Бурятия в интересах ФИО1, ФИО2 к ГБУЗ «Бичурская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Бурятия об обязании организовать и обеспечить доставку страдающих хронической почечной недостаточностью и проживающих на территории Бичурского района Республики Бурятия от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной терапии (гемодиализа) и обратно согласно графику гемодиализа, транспортом в надлежащем техническом состоянии, удобным для перевозки пациентов, обеспечении финансирования мероприятий по организации и обеспечении доставки указанных больных до места получения медицинской помощи и обратно,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, прокурор Бичурского района Республики Бурятия, действуя в интересах ФИО1 и ФИО2, просит обязать ответчика ГБУЗ «Бичурская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ «Бичурская ЦРБ») организовать и обеспечить доставку страдающих хронической почечной недостаточностью и проживающих на территории Бичурского района Республики Бурятия от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной терапии (гемодиализа) и обратно согласно графику гемодиализа, транспортом в надлежащем техническом состоянии, удобным для перевозки пациентов; обязать ответчика Министерство здравоохранения Республики Бурятия (далее – Минздрав РБ) обеспечить финансирование мероприятий по организации и обеспечении доставки указанных больных до места получения медицинской помощи и обратно согласно графику гемодиализа, транспортом в надлежащем техническом состоянии, удобным для перевозки пациентов.

В обоснование требований указано, что проведенной прокуратурой района проверкой по коллективному обращению ФИО1 и ФИО2 соблюдения требований законодательства в сфере здравоохранения установлено, что ФИО1 является инвалидом 1 группы с ДД.ММ.ГГГГ по причине общего заболевания, ФИО2 также является инвалидом 1 группы с ДД.ММ.ГГГГ по причине общего заболевания. В соответствии с п.4 Порядка установления причин инвалидности, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2019 № 742н, причина инвалидности «общее заболевание» устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие нарушения здоровья, обусловленного заболеваниями, последствиями травм или дефектов, при отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, явившихся причиной инвалидности. ФИО1 и ФИО2, страдающие <данные изъяты>, проживают на территории Бичурского района РБ и нуждаются в проведении процедуры программного гемодиализа. В связи с этим они вынуждены ездить из с. Бичура в медицинские учреждения, расположенные в г. Улан-Удэ, для прохождения процедуры гемодиализа трижды в неделю, преодолевая расстояние около 200 км. в одну сторону. ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» является лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения, входит в систему лечебно-профилактических учреждений РБ, и находится в непосредственном подчинении Министерства здравоохранения РБ. В связи с этим на ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» возложена обязанность по организации и доставке граждан, страдающих хронической почечной недостаточностью, и проживающих на территории Бичурского района Республики Бурятия, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализа) и обратно по графику гемодиализа, удобным и надлежаще оборудованным транспортом. Однако доставление больных ФИО1 и ФИО2 от места их фактического проживания на лечение в медицинские учреждения для прохождения процедуры гемодиализа и обратно ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» не осуществляется. Учитывая тяжелую переносимость данной процедуры, наличие серьезных сопутствующих заболеваний, а также неудовлетворительное состояние здоровья пациентов, проезд к месту получения данной процедуры следует считать неотъемлемой и необходимой частью специализированной медицинской помощи. Нерегулярное прохождение процедуры гемодиализа угрожает указанным лицам летальным исходом, не отвечает в полной мере принципам, установленным Конституцией РФ, Конституцией РБ, законодательством в сфере охраны здоровья граждан.

В судебном заседании представитель истца Сандаков А.Ц., исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Заинтересованные лица ФИО1, ФИО2 исковые требования прокурора поддержали в полном объеме. просили их удовлетворить. Суду пояснили, что на протяжении года они вынуждены ездить три раза в неделю (понедельник, среда, пятница) в г. Улан-Удэ для прохождения процедуры гемодиализа, выезжая на собственном транспорте в 3 часа ночи, чтобы успеть к первой смене проведения процедуры гемодиализа в 6 часов утра, данная процедура длится 4 часа, после прохождения указанной процедуры повышается давление, однако, не смотря на плохое самочувствие, они вынуждены возвращаться домой, преодолевая 200 км. Расписание автобусов по маршруту «<адрес><адрес>» им не подходит, поскольку диализ проходит по расписанию в установленное время, также часто не бывает билетов на автобус.

Представители ответчика ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» по доверенности Черняева И.А., главный врач ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» Спинева О.В исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении иска в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, суду пояснили, что ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» не может осуществлять перевозку больных до места проведения процедур, необходимых для их здоровья, и обратно; на законодательном уровне не предусмотрено, чтобы медицинские учреждения осуществляли доставку пациентов для проведения процедур и обратно, помимо исключительных случаев: неотложной помощи, скорой медицинской помощи; полагают, что доставка пациентов для проведения процедуры гемодиализа не является медицинской услугой, а является транспортной услугой, в связи с чем, оказание больным транспортных услуг в компетенцию ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» не входит; транспортировка граждан не относится к видам медицинской помощи и является мерой социальной поддержки либо социальной услугой, более того, ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» не располагает средствами для транспортировки больных, страдающих хронической почечной недостаточностью.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, представитель по доверенности Осокина И.А. направила ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Минздрава РБ, а также отзыв на исковое заявление.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

В соответствии с ч.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п.ж ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации).

Согласно п.2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323-ФЗ от 21.11.2011) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

В соответствии со ст.4 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 принципами охраны здоровья, в том числе являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

В силу ст.10 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно п.2 ст.9 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.

В соответствии с ч.2 ст.83 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет:

1) средств обязательного медицинского страхования;

2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования);

3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования);

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 01.12.2014 N 418-ФЗ, от 03.07.2016 N 286-ФЗ)

3.1) бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти;

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 286-ФЗ)

3.2) бюджетных ассигнований федерального бюджета на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования. Порядок софинансирования указанных в настоящем пункте расходов субъектов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации;

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 286-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 399-ФЗ)

4) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При том, что нормативы приближенности и транспортной доступности Федеральным законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не определены, они должны конкретизироваться иными законодательными либо подзаконными актами.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.08.2002 № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» установлено, что диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества. Широкое внедрение диализа в практическое здравоохранение Российской Федерации является одной из важных задач оказания специализированной медицинской помощи.

В соответствии с Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1271н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при почечной недостаточности. Проведение обмена перитонеального диализа» заместительная терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.

Положением об организации деятельности отделения диализа, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 августа 2002 года № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» определено, что отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо - и перитонеального диализа.

Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нефрология", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.01.2012 №17н, медицинская помощь взрослому населению по данному профилю оказывается в рамках, в том числе, специализированной медицинской помощи.

Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (п.2 ст.34 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011).

Транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не относится непосредственно к специализированной медицинской помощи, в то же время является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, в силу чего обязанность по обеспечению транспортировки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа относится к расходным обязательства субъекта Российской Федерации в силу п.2 ч.1 ст.83 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011.

Согласно п.21 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из содержания данной нормы следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации, в том числе, специализированной медицинской помощи.

Целевые значения критериев доступности медицинской помощи устанавливаются в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями п.1 ч.2 ст.81 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011.

Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правового регулирования в области охраны здоровья, одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 положения, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой, а также транспортировку пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно, которая может быть предусмотрена Территориальной программой за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.

Во исполнение Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов Правительство Республики Бурятия постановлением №794 от 30.12.2021 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Программа).

Согласно разделу II указанной Программы в рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

Раздел V Программы предусматривает, что источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, республиканского бюджета, а также средства обязательного медицинского страхования; за счет ассигнований республиканского бюджета осуществляется финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно в соответствии с Законом Республики Бурятия от 04.10.2019 № 636-VI «О компенсации стоимости проезда гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, проживающим в Республике Бурятия», постановлением Правительства Республики Бурятия от 11.12.2019 № 656 «Об утверждении Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной компенсации стоимости проезда гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, проживающим в Республике Бурятия».

Постановлением Правительства РБ от 15.10.2007 № 319 «О Министерстве здравоохранения Республики Бурятия» утверждено «Положение о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия» (далее – Положение).

В соответствии с п. 1 Положения Министерство здравоохранения Республики Бурятия, сокращенное наименование - Минздрав РБ является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия, проведению мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции, а также координирующим - в случаях, установленных законами Республики Бурятия, указами Президента Республики Бурятия, Главы Республики Бурятия и постановлениями Правительства Республики Бурятия, деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия.

Основными задачами Министерства являются: разработка в пределах своей компетенции основ государственной политики в области охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия; организация охраны здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи в объеме государственных гарантий; организация контроля за качеством предоставляемой населению медицинской помощи; разработка и представление в Правительство Республики Бурятия проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере здравоохранения.

В соответствии со ст.6.18 Положения Минздрав РБ осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий, а также функции администратора доходов республиканского бюджета, главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных организаций.

Согласно пп.6.4.1, 6.7 Положения следует, что для решения поставленных задач Министерство в установленной сфере деятельности организует реализацию Программы модернизации здравоохранения первичного звена здравоохранения в Республике Бурятия; организует оказание медицинской помощи на территории Республики Бурятия в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в том числе специализированной, высокотехнологичной, медицинской помощи.

Как установлено судом и материалами дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом первой группы по общему заболеванию. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом первой группы по общему заболеванию.

Приказом Минтруда России от 28.11.2019 № 742н утвержден Порядок установления причин инвалидности, согласно п. 4 которого причина инвалидности «общее заболевание» устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие нарушения здоровья, обусловленного заболеваниями, последствиями травм или дефектов, при отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, явившихся причиной инвалидности.

ФИО1 и ФИО2 проживают в <адрес>, состоят на <данные изъяты> учете у нефролога, проходят лечение 3 раза в неделю в диализном центре <адрес>.

Из пояснений ФИО1 и ФИО2 следует, что после прохождения гемодиализа им становится плохо, чувствуют недомогание, расписание автобусов по маршруту «<адрес><адрес>» не подходит им, поскольку диализ проходит по расписанию в установленное время, родственников и друзей, которые могли бы возить 3 раза в неделю от <адрес> до <адрес> (200 км.) не имеют.

Согласно справке ООО <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находится на постоянном лечении в Медицинском нефрологическом центре ООО <данные изъяты>» с ДЗ: <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> Получает лечение методом гемодиализа 3 раза в неделю по 4,0 часа (пн., ср., пт.). Терапия пожизненная, любые пропуски процедур или сокращение времени может повлечь летальный исход. Нуждается в постоянном постороннем уходе.

Согласно справке ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находится на лечении в республиканском <данные изъяты>, получает лечение: гемодиализ 3 раза в неделю по 4 часа (пн-ср-пт).

Разрешая заявленные исковые требования, суд полагает, что данные требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим выводам.

Диализ, являясь основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества, производится пациентам с терминальной стадией хронической болезни почек, то есть является жизненно важной процедурой, которая должна проводиться по определенному графику.

Так, тяжесть заболевания, специфика процедуры гемодиализа предполагает необходимость обеспечения больным, страдающим хронической почечной недостаточностью и проживающим на территории Бичурского района Республики Бурятия, в частности, ФИО1 и ФИО2, транспортировки до медицинских учреждений, оказывающих медицинскую услугу и расположенных в <адрес>, тем более, учитывая расстояние от <адрес> до <адрес> – 200 км.

Однако доставление указанных лиц от места их фактического проживания на лечение в медицинские учреждения для прохождения процедуры гемодиализа и обратно ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» не осуществляется.

Таким образом, приведенные выше нормы и положения закона, указанные обстоятельства говорят о том, что транспортировка граждан ФИО1 и ФИО2 в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, исходя из специфики заболевания и особенностей проведения процедуры гемодиализа, учитывая тяжелую переносимость данной процедуры, наличие серьезных сопутствующих заболеваний, а также неудовлетворительное состояние здоровья пациентов, проезд к месту получения данной процедуры следует считать неотъемлемой и необходимой частью специализированной медицинской помощи, доступность которой гарантирована законом.

Вместе с тем, суд соглашается с доводами истца о том, что нерегулярное прохождение процедуры гемодиализа угрожает указанным лицам летальным исходом, не отвечает в полной мере принципам, установленным Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Бурятия, законодательством в сфере охраны здоровья граждан.

ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» является лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения, входит в систему лечебно-профилактических учреждений Республики Бурятия, и находится в непосредственном подчинении Минздрава РБ.

Кроме того, ответчиками не оспаривался тот факт, что функции и полномочия учредителя в отношении ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» осуществляются Минздравом РБ.

В связи с этим на ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» возложена обязанность по организации и доставке граждан, страдающих хронической почечной недостаточностью, и проживающих на территории Бичурского района Республики Бурятия, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализа) и обратно по графику гемодиализа, удобным и надлежаще оборудованным транспортом.

Исходя из вышеизложенного, поскольку функции главного распорядителя бюджетных средств, как и функции учредителя ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» осуществляет Минздрав РБ, суд приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по транспортировке граждан ФИО1 и ФИО2 от места их проживания до места получения медицинской помощи должна быть возложена на Минздрав РБ.

При этом доводы представителя Минздрава РБ о том, что Минздрав РБ не отвечает за всю систему мер политического, экономического, правового, социального, научного характера, осуществляемых различными органами власти и местного самоуправления; что транспортировка пациентов не предусмотрена нормативными правовыми актами в сфере охраны здравоохранения, не определен источник финансирования такого мероприятия, порядок оказания такой услуги пациентам, также то, что в Программе предусмотрена возможность компенсации расходов на транспортировку, в связи с чем Минздрав РБ не является надлежащим ответчиком по делу, не имеют значения и являются необоснованными, поскольку данные обстоятельства не исключают необходимости соблюдения нормативных требований при оказании населению медицинской помощи.

Кроме того, суд считает, что доводы представителя Минздрава РБ противоречат вышеуказанным нормативным положениям, согласно которым основными задачами Минздрава РБ являются организация охраны здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи, Минздрав РБ организует оказание медицинской помощи на территории Республики Бурятия в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в том числе специализированной, высокотехнологичной, медицинской помощи. Транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, хотя и не относится непосредственно к специализированной медицинской помощи, но в то же время является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, в силу чего обязанность по обеспечению транспортировки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа относятся к расходным обязательства субъекта Российской Федерации в силу п.2 ч.1 ст.83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Более того, суд полагает, что право граждан на охрану здоровья и благоприятную среду не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

            Таким образом, в связи с вышеизложенным, суд полагает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать ГБУЗ «Бичурская центральная районная больница» организовать и обеспечить доставку больных, страдающих хронической почечной недостаточностью и проживающих на территории Бичурского района Республики Бурятия, ФИО1 и ФИО2 от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной терапии (гемодиализа) и обратно согласно графику гемодиализа, транспортом в надлежащем техническом состоянии, удобным для перевозки пациентов.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить финансирование мероприятий по организации и обеспечению доставки ФИО1 и ФИО2 до места получения медицинской помощи и обратно согласно графику гемодиализа, транспортом в надлежащем техническом состоянии, удобным для перевозки пациентов.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Бичурский районный суд Республики Бурятия.

Судья Бичурского районного суда

Республики Бурятия                                                       Н.Б.Харимаева

Решение в окончательной форме принято 1 ноября 2022 г.

2-439/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Корытов Николай Петрович
Прокурор Бичурского района Жигмитов Б.К.
Поляков Георгий Ермолаевич
Ответчики
министерство здравоохранения РБ
ГБУЗ " Бичурская центральная районная больница
Суд
Бичурский районный суд Республики Бурятия
Судья
Харимаева Наталья Борисовна
Дело на сайте суда
bichursky.bur.sudrf.ru
12.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2022Передача материалов судье
15.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2022Подготовка дела (собеседование)
26.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Судебное заседание
01.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее