Решение по делу № 2а-991/2021 от 12.01.2021

Дело № 2а-991/2021

РЕШЕНИЕ

по административному делу

Именем Российской Федерации

01 февраля 2021 года                              г.Смоленск

Ленинский районный суд города Смоленска

Под председательством судьи Куделиной И.А.

При секретаре Шпак А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Департамента Смоленской области по образованию и науке к УФССП России по Смоленской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Департамент Смоленской области по образованию и науке обратился в суд с административным иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав следующее.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с Департамента взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. за неисполнение в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа о возложении на Департамент Смоленской области по образованию и науке обязанности перечислить субвенцию Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области для приобретения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда для последующего его предоставления Никуленкову С.Е. по договору найма специализированного жилого помещения.

Указывает на принятие должником исчерпывающих мер, направленных на исполнение постановленного судебного акта и отсутствие вины в его неисполнении ввиду особенностей бюджетного финансирования.

Просит суд освободить Департамент Смоленской области по образованию и науке от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП.

Департамент Смоленской области по образованию и науке, УФССП России по Смоленской области, судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В., Администрация МО «Ярцевский район» Смоленской области, прокурор Ярцевского района, Никуленков С.Е. явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Основания для отложения судебного разбирательства ввиду неявки лиц, участвующих в деле, перечисленные в ст.150 КАС РФ, отсутствуют.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.

Согласно ч.11 ст.30 ФЗ от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112, 116 настоящего Федерального закона.

В силу ч.ч.1-3, 6-7 ст.112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника, в частности, в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении данного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 статьи.

Таким образом, законодатель не установил закрытый перечень обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, и отнес установление данных обстоятельств к полномочиям суда. Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства смягчающим юридическую ответственность лица и позволяющим снизить максимальный размер исполнительского сбора принадлежит суду.

Как указал в своем Постановлении от 30.07.2001 № 13-П Конституционный Суд РФ, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Главным администратором доходов областного бюджета и главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых в качестве субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), является Департамент Смоленской области по образованию и науке, на который согласно п.8 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 №202, а также п.3.54 Положения о Департаменте Смоленской области по образованию и науке, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2016 №820, возложена обязанность по перечислению в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

Судом установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство № с предметом исполнения: возложить на Департамент Смоленской области по образованию и науке обязанность перечислить субвенцию Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области для приобретения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда для последующего его предоставления Никуленкову С.Е. по договору найма специализированного жилого помещения.

За неисполнение в срок требований исполнительного документа ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В. с Департамента Смоленской области по образованию и науке взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.

Поскольку предусмотренных Законом Смоленской области об областном бюджете денежных средств было недостаточно для выделения бюджетам муниципальных образований Смоленской области субвенций в целях исполнения всех постановленных судебных актов о приобретении жилых помещений для лиц, из числа детей-сирот, Департамент Смоленской области обращался в Департамент бюджета и финансов Смоленской области с просьбой о выделении денежных средств для исполнения вышеуказанного решения суда. Вместе с тем, решения о выделении дополнительных бюджетных ассигнований административному истцу принято не было.

При этом в соответствии с п.4 Постановления Администрации Смоленской области от 30.12.2008г. №763 «Об утверждении Порядка расходования субвенций бюджетам муниципальных районов Смоленской области, бюджетам городских округов Смоленской области на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», перечисление субвенций осуществляется Департаментом в течение 30 календарных дней со дня поступления от органов местного самоуправления по форме, утверждаемой приказом начальника Департамента заявки на получение субвенции.

Из представленных суду материалов следует, что с заявкой на перечисление субвенций на приобретение жилых помещений указанным выше гражданам соответствующее муниципальное образование в Департамент также не обращалось. В отсутствие такого обращения разрешение вопроса о перечислении субвенции не может быть разрешен в принципе.

В силу разъяснений, содержащихся в п.75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Оценивая обстоятельства, препятствующие Департаменту Смоленской области по образованию и науке добровольно исполнить требования названных исполнительных документов, суд находит их уважительными.

Административный истец, как получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств, а увеличение суммы расходов областного бюджета возможно только путем внесения изменений в расходную часть бюджета посредством принятия соответствующего закона представительным органом Смоленской области. Департамент Смоленской области по образованию и науке такими полномочиями не обладает.

Своевременное исполнение Департаментом возложенных на него указанными выше судебными актами обязанностей было невозможным ввиду недостаточности выделенных из областного бюджета в качестве субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа денежных средств; предоставленный судебным приставом-исполнителем административному истцу срок для добровольного исполнения требований исполнительных документов не позволил Департаменту положительно разрешить вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований.

На момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора обстоятельства, препятствующие своевременному исполнению должником требований исполнительных документов, не отпали.

При таком положении, с учетом того, что исполнение соответствующих государственных полномочий осуществляется Департаментом Смоленской области по образованию и науке в объеме выделяемых из бюджета Смоленской области денежных средств и не зависит исключительно от должника, которым предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение судебных решений, вина административного истца в неисполнении в установленный срок требований исполнительных документов отсутствует, что дает основания для освобождения последнего от взыскания исполнительских сборов.

При этом суд отмечает, что освобождение должника от исполнительского сбора, не означает освобождение его от исполнения вступившего в законную силу судебного акта.

Руководствуясь ст.ст.175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Департамента Смоленской области по образованию и науке удовлетворить.

Освободить Департамент Смоленской области по образованию и науке от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 руб. на основании постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

                                                  Судья                                        И.А.Куделина

Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2021.

2а-991/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Ответчики
Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области
судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области Евтушенко Лариса Владимировна
УФССП России по Смоленской области
Другие
Ярцевский межрайонный прокурор
Никуленков Сергей Евгеньевич
Администрация МО "Ярцевский район" Смоленской области
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска Смоленской области
Судья
Куделина И.А.
Дело на странице суда
leninsky.sml.sudrf.ru
12.01.2021Регистрация административного искового заявления
12.01.2021Передача материалов судье
12.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2021Судебное заседание
15.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2021Дело оформлено
16.03.2021Дело передано в архив
01.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее