РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 февраля 2023 года г. Иркутск
Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи А.А. Чичигиной,
при секретаре С.В. Будаевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-277/2023 по иску Чепрасова А.В. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания по Иркутской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании заключения служебной проверки, приказа незаконными, изменении формулировки увольнения, признании права на единовременное пособие, компенсации морального вреда,
установил:
в Куйбышевский районный суд г. Иркутска обратился Чепрасов А.В. с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания по Иркутской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании заключения служебной проверки, приказа незаконными, изменении формулировки увольнения, признании права на единовременное пособие, компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что 06.09.2018 приказом №220-дс истец был назначен на должность <данные изъяты>
12.05.2020 с истцом был заключен контракт №303/20 сроком по 10.09.2023. 05.05.2021 приказом №96-лс истец временно отстранен от исполнения служебных обязанностей на период заключения под стражу. 18.07.2022 истец обратился с рапортом на имя директора ФСИН России генерал-полковника внутренней службы А.А. Гостева об увольнении из уголовно-исполнительной системы РФ по п. 4 ч.2 ст.84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) ФЗ от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – ФЗ №197-ФЗ). 25.08.2022 истцом получен ответ, согласно которому, реализовать рапорт от 18.07.2022 не представляется возможным в связи с тем, что истцом не был соблюден принцип единоначалия и субординации на службе в УИС.
06.08.2022 истец повторно направил рапорт с соблюдением субординации через отдел кадров ГУФСИН России по Иркутской области об увольнении из УИС РФ по п. 4 ч. 2 ст.84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) ФЗ от 19.07.2018 №197-ФЗ, в котором указал дату увольнения – 06.09.2022. После подачи рапорта, контракт с истцом расторгнут не был, письменного ответа на рапорт истца от 06.08.2022 не поступило.
05.10.2022 по указанию сотрудников ГУФСИН был осуществлен вывод истца из камеры в следственный кабинет, где с него стали требовать объяснения по дисциплинарному проступку, без указания конкретных фактов нарушения служебной дисциплины. Истец пояснил сотрудникам ГУФСИН, что в связи с объективным болезненным состоянием в этот день, приемом обезболивающих препаратов, температурой он не может воспринимать представленную информацию и разъяснил свое право на дачу письменных объяснений со ссылкой на ч.8 ст.ст.52 ФЗ №197-ФЗ в течении двух дней, попросил составить перечень вопросов, на которые должен дать объяснения, сформулировать их письменно, предоставить два рабочих дня на дачу этих объяснений. Не дожидаясь письменных объяснений истца, 06.10.2022 истец вновь был выведен и камеры по указанию сотрудников ГУФСИН в следственный кабинет, где истцу предложили ознакомиться с приказом об увольнении, основанием для увольнения послужило заключение по проведенной служебной проверке, с заключением истца не ознакомили, приказ был начитаем на черном фоне. Истец объяснил о необходимости ознакомления с результатами служебной проверки, на что ему ответили сотрудники ГУФСИН, что имеют право применять дисциплинарное взыскание в виде увольнения и без ознакомления с результатами служебной проверки. Истец попросил все документы по его увольнению ввиду его болезненного состояния направить истцу в установленном законом порядке. 10.10.2022 в адрес СИЗО-1 поступили акт от 06.10.2022 №24 о том, что истец отказался от ознакомления с представлением к увольнении со службы и от беседы по вопросу увольнения из УИС по основанию п.14 ч.2 ст.84 (в связи с нарушением условий контракта сотрудником) ФЗ от 19.07.2018 №197-ФЗ. По порядку назначения пенсии, правами и льготами, предусмотренными законодательством об увольнении по указанному основанию, а также приказ от 07.10.2022 о расторжении с истцом контракта о службе в УИС и увольнении со службы по п.14 ч.2 ст.84.
Истец полагает увольнение незаконным, поскольку факт нарушения истцом условий контракта не доказан, с материалами служебной проверки и заключением ознакомлен не был, ответчиком существенно нарушен порядок увольнения. Для решения вопроса о законности увольнения истца в связи с нарушением условий контракта сотрудником УИС, юридически значимым обстоятельством является установление факта неисполнения (ненадлежащего исполнения) им обязанностей, предусмотренных контрактом, соблюдение процедуры увольнения.
Согласно расчету выслуги лет на пенсию, представленному ГУФСИН России по Иркутской области, выслуга истца в льготном исчислении составила 35 лет 9 мес. 4 дня, на основании ч.7 ст.3 ФЗ от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» истец полагает, то за ним должно быть признано право на единовременное пособие в размере 7 окладов денежного содержания.
Истец указывает, что нарушений контракта он не допускал, применение дисциплинарного взыскания в виде увольнения является незаконным и необоснованным, не были учтены прежние заслуги при принятии решения о привлечении к дисциплинарной ответственности, нарушены сроки проведения служебной проверки, а также процедура привлечения к дисциплинарной ответственности. С увольнением истец не согласен, поскольку при наложении взыскания и привлечении к дисциплинарной ответственности ответчиком должны были учитываться как тяжесть проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, наличие других взысканий, характеристика по месту службы, знание служебных обязанностей, имеющиеся поощрения. Данные обстоятельства ответчиком не учтены.
Истец Чепрасов А.В. просит суд признать заключение о результатах служебной проверки ГУФСИН России по Иркутской области от 06.10.2022 незаконным, признать незаконным приказ ФСИН от 07.10.2022 №904-лс о расторжении с истцом контракта о службе в уголовно-исполнительной системе РФ и увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе РФ по п.14 ч.2 ст.84 (в связи с нарушением условий контракта сотрудником), изменить формулировку увольнения на п.2 ч.2 ст.84 Федерального Закона от 19.07.2018 №197-ФЗ по инициативе сотрудника; признать за истцом право на единовременное пособие в размере 7 окладов денежного содержания; взыскать с ФСИН России в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании истец Чепрасов А.В. и его представитель Кудрявцева И.А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Иркутской области Куприна З.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении, представила письменные возражения на исковое заявление. Суду объяснила, что поведение Чепрасова А.В. не отвечает требованиям, предъявляемым к личным, нравственным и деловым качествам сотрудника УИС, в силу положений Кодекса этики и служебного поведения, а также условий контракта. При этом нарушений требований статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ, положений Приказа Минюста России от 31.12.2020 N 341 "Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", которыми регламентированы основания и порядок проведения служебной проверки, не допущены, процедура увольнения в отношении Чепрасова А.В. полностью соответствует положениям Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ. Правовых оснований для выплаты единовременного пособия при увольнении Чепрасову А.В. у ГУФСИН России по Иркутской области в соответствии с законодательством не имеется. В удовлетворении заявленных исковых требований просила отказать в полном объеме.
Выслушав явившихся лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника являются предметом регулирования Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ), (далее - Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 - 7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; данным федеральным законом; Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
Служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, непосредственно связана с обеспечением общественного порядка, осуществляется в публичных интересах, призвана гарантировать надлежащее исполнение уголовных наказаний и закрепленного законом порядка отбывания наказаний, охраны прав и свобод осужденных, а также направлена на осуществление содержания лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, их охраны и конвоирования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 октября 2013 г. N 21-П).
По смыслу правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 г. N 17-П, лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, основанный, в том числе на особых требованиях к уровню профессиональной подготовки и морально-психологическим качествам сотрудников, добросовестному исполнению ими условий служебного контракта.
Согласно пункту 1 части статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ сотрудник обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, обеспечивать их исполнение, проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ, определяющей требования к служебному поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время, сотрудник должен: соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики; проявлять корректность, уважение, вежливость и внимательность по отношению к гражданам и должностным лицам; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации либо авторитету учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ установлено, что правоотношения на службе в уголовно-исполнительной системе между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с Законом, и правового акта о назначении на должность.
Контракт - письменное соглашение, заключаемое между руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем и гражданином (сотрудником), о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе и (или) замещении должности в уголовно-исполнительной системе (часть 1 статьи 21 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
Как любое соглашение, контракт о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе предполагает неукоснительное соблюдение его положений, возлагающих на сотрудника обязательства проходить службу на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, а также непосредственно положениями контракта, соблюдать Присягу и правила внутреннего распорядка, честно и добросовестно выполнять все предусмотренные ими требования, а также предусмотренные по занимаемой штатной должности обязанности.
В интересах службы, действуя в рамках своей дискреции, законодатель вправе установить специальные основания прекращения служебных отношений с теми сотрудниками, которые допускают нарушения условий контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе.
В силу пункта 14 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе в связи с нарушением условий контракта сотрудником.
Пункт 14 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ, предусматривая возможность увольнения сотрудника уголовно-исполнительной системы со службы в связи с нарушением им условий контракта, направлен на исключение из кадрового состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы лиц, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности, что в конечном счете способствует выполнению возложенных на данные учреждения и органы конституционно значимых функций.
Согласно части 1 статьи 92 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ прекращение или расторжение контракта с сотрудником, увольнение его со службы в уголовно-исполнительной системе, осуществляются руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем.
В соответствии с частью 4 статьи 92 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ сотрудник, имеющий специальное звание полковника внутренней службы, увольняется со службы в уголовно-исполнительной системе приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы. При этом день увольнения сотрудника устанавливается приказом уполномоченного руководителя.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Чепрасов А.В. проходил службу в уголовно-исполнительной системе с <данные изъяты> разных должностях, последняя занимаемая должность с 10.09.2018 на основании контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации от 12.05.2020 №303/20 - <данные изъяты>
Приказом директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) от 07<данные изъяты> Чепрасов А.В. был уволен со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации по пункту 14 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в связи с нарушением условий контракта сотрудником).
Основанием для издания приказа от <дата> <номер>-лс об увольнении Чепрасова А.В. со службы являлись представление к увольнению со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации от <дата>.
С приказом об увольнении Чепрасов А.В. ознакомлен под подпись <дата>, что подтверждается листом ознакомления.
Согласно расписке от <дата> Чепрасов А.В. получил трудовую книжку.
Истец Чепрасов А.В. обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на допущенные ответчиком нарушения порядка привлечения к дисциплинарному взысканию в виде увольнения, а именно порядка получения письменных объяснений, отсутствием доказательств нарушений истцом условий служебного контракта.
В суд истец обратился 03.11.2022.
Согласно ч.4 ст.74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Таким образом, суд приходит к выводу о соблюдении Чепрасовым А.В. предусмотренного частью 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ месячного срока обращения в суд за разрешением служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе.
Проверяя основание и порядок увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе истца Чепрасова А.В., материалы личного дела истца Чепрасова А.В., судом установлено следующее.
18.07.2021 Чепрасовым А.В. в адрес ФСИН России был направлен рапорт об увольнении по п.4 ч.2 ст.84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ.
Письмом от 17.08.2022, исх.-7-54599 ФСИН России указано на невозможность реализации рапорта от 18.07.2021 об увольнении, разъяснено на обращение по служебным вопросам к руководителю в порядке подчиненности в соответствии с п.3 ч.1 ст.12 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ.
06.09.2022 Чепрасовым А.В. начальнику ГУФСИН России по Иркутской области подан рапорт об увольнении по п.4 ч.2 ст.84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ.
06.09.2022 с Чепрасовым А.В. проведена беседа, о чем свидетельствует его подпись в листе беседы.
06.09.2022 письмом ГУФСИН России по Иркутской области направлены документы Чепрасова А.В. в Управление кадров ФСИН России для решения вопроса об увольнении по п.4 ч.2 ст.84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ.
Из указания от 05.10.2022 ФСИН России видно, что при рассмотрении материалов по увольнению из УИС Чепрасова А.В. установлено, что ГУФСИН России по Иркутской области оставлены без внимания обстоятельства, связанные с размещением в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ряда публикаций, связанных с совершением Чепрасовым А.В. преступления, которые нанесли вред авторитету и репутации УИС, в частности статьи «Сотрудник ГУФСИН по Иркутской области арестован по делу <данные изъяты>.», опубликованной 02.05.22021 в сетевом издании «Интерфакс». При проведении служебной проверки от 07.05.2021 №403 не дана оценка информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в отношении Чепрасова А.В. и нанесшей вред авторитету и репутации УИС; в нарушение п.3 и п.28 Порядка проведения служебных проверок в учреждения и органах уголовно-исполнительной системы РФ, утв. Приказом Минюста России от 31.12.2020 №341, не приняты меры по объективному и всестороннему установлению наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению Чепрасовым А.В. службы в УИС, а также не сделаны выводы о виновности сотрудника в совершении дисциплинарного проступка. Также указано на направление в марте 2022 уголовного дела по обвинению Чепрасова А.В. в совершении преступления в Куйбышевский районный суд г.Иркутска. Указано на необходимость пересмотреть результаты служебной проверки, проведенной на основании приказа ГУФСИН России по Иркутской области от 07.05.2021 №403, информацию о принятых мерах, а также копию заключения служебной проверки, с учетом пункта 1 указания, представить в управление кадров ФСИН России до 06.10.2022.
В этот же день 05.10.2022 врио начальника ГУФСИН России по Иркутской области издан приказ № 968 о создании комиссии для проведения служебной проверки в составе <данные изъяты>
В судебном заседании истец Чепрасов А.В. подтвердил, что <данные изъяты> его выводили из камеры с целью ознакомления с приказом о создании комиссии для проведения служебной проверки и дачи объяснений. При этом присутствовали Гончаров С.А., Копылов М.А. и еще один сотрудник.
Согласно представленных актов от 05.10.2022, 06.10.2022 истец отказался от дачи объяснений.
Судом установлено, что 29.04.2021 третьим отделом по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Иркутской области возбуждено уголовное дело по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159, ч. 6 ст. 290 УК РФ.
Октябрьским районным судом г. Иркутска Чепрасову А.В. <данные изъяты> избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
По факту возбуждения уголовного дела в отношении Чепрасова А.В. на основании приказа ГУФСИН России по Иркутской области от 07.05.2021 №403 проведена служебная проверка, составлено заключение о результатах служебной проверки от 20.05.2021.
На основании приказа ГУФСИН от 05.05.2021 №96-лс «О временном отстранении от служебных обязанностей Чепрасова А.В.», приказа от 07.05.2021 №102-лс «О назначении, переводе и увольнении сотрудников уголовно-исполнительной системы» Чепрасов А.В. на период заключения под стражу – до отмены избранной меры пресечения отстранен от исполнения служебных обязанностей с 30.04.2021.
18.03.2022 первым заместителем прокурора Иркутской области утверждено обвинительное заключение в отношении Чепрасова А.В., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290УК РФ.
Частью 9 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ предусмотрено, что порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 341 утвержден Порядок проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
В силу пункта 2 Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации задачами служебной проверки являются объективное и всестороннее исследование обстоятельств, причин и условий нарушения (грубого нарушения) сотрудником служебной дисциплины (далее - дисциплинарный проступок), применения (использования) сотрудником физической силы, специальных средств и оружия, гибели (смерти) сотрудника, получения сотрудником увечья или иного повреждения здоровья, подтверждение наличия или отсутствия обстоятельств существенного и (или) систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника (далее - нарушение условий контракта).
При проведении служебной проверки должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению, в том числе фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; наличия вины сотрудников за дисциплинарный проступок; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; обстоятельств, имеющих значение для обоснованного решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности (пункт 3 Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения служебных проверок в учреждения и органах уголовно-исполнительной системы РФ, утв. Приказом Минюста России от 31.12.2020 №341, в случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела, служебная проверка назначается и проводится в целях выяснения причин и условий, приведших к совершению им преступления, и подготовки предложений по их устранению, при этом в заключении о результатах служебной проверки факт наличия виновности либо невиновности в совершении им преступления по уголовному делу не указывается.
Из заключения по результатам служебной проверки, утвержденной 20.05.2021 начальником ГУФСИН России по Иркутской области, следует, что комиссией, созданной приказом ГУФСИН России по Иркутской области №403 от 07.05.2021 для проведения служебной проверки, были установлены следующие факты: в отношении Чепрасова А.В. возбуждено уголовное дело №12102250040000018 по признакам преступления, предусмотренного ч.6 ст.290 УК РФ, по получению от гражданина <данные изъяты> взятки в виде денежной суммы в размере <данные изъяты> руб., в связи с чем, комиссия пришла к выводу не указывать о наличии виновности или невиновности в совершении им преступления.
Из заключения по результатам служебной проверки, утвержденной 06.10.2022 Врио начальника ГУФСИН России по Иркутской области следует, что комиссией, созданной приказом ГУФСИН России по Иркутской области №968 от 05.10.2022 для проведения служебной проверки, были установлены нарушения Чепрасовым А.В. статей 12, 13 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ, неисполнение требований статьи 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, несоблюдение требований пункта 8 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 11.01.2012 № 5, несоблюдение подпунктов 4.1, 4.3 контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 12.05.2020, неисполнение должностной инструкции. Комиссией принято решение в соответствии с частью 4 статьи 92 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ) ходатайствовать перед директором ФСИН России об увольнении <данные изъяты> Чепрасова А.В. со службы в уголовно-исполнительной системе по пункту 14 (в связи с нарушением условий контракта сотрудником) части 2 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ.
Как установлено судом, основанием для издания приказа от <дата> <номер>-лс об увольнении Чепрасова А.В. со службы являлись представление к увольнению со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации от 06.10.2022.
В соответствии с представлением Врио начальника ГУФСИН России по Иркутской области к увольнению со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации от 06.10.2022 в отношении Чепрасова А.В., <дата> Чепрасову А.В. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.6 ст.290 УК РФ, повлекшего за собой широкий общественный резонанс и как следствие, негативным образом отразилось на репутации и авторитете уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Чепрасов А.В. был отстранен от исполнения служебных обязанностей на период заключения по стражу до отмены избранной меры пресечения. По результатам служебной проверки (заключение от 06.10.2022) принято решение представить Чепрасова А.В. к увольнению из уголовно-исполнительной системы по п.14 ч.2 ст.84 (в связи с нарушением условий контракта сотрудником) Федерального закона о службе.
В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен <ФИО>17 который суду показал, что являлся членом комиссии, созданной для проведения служебной проверки от 05.10.2022, Чепрасов А.В. отказался давать какие-либо объяснения, 05.10.2022 ему был представлен приказ от 05.10.2022 о назначении комиссии для проведения служебной проверки на обозрение, истец отказался подписывать, что ознакомлен, были составлены соответствующие акты.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленным в материалы дела актам от 05.10.2022, 06.10.2022, составленными членами комиссии.
В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен <ФИО>12, который суду показал, что в июне 2022 года Чепрасов А.В. обратился с заявлением об организации встречи с сотрудником отдела кадров по вопросу увольнения. Свидетель прибыл в СИЗО к Чепрасову А.В. и пояснил, что рапорт на увольнение подается на имя директора ФСИН, предоставил образец рапорта.
Суд принимает показания свидетелей в качестве доказательства по делу в соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ. Оснований сомневаться в достоверности свидетельских показаний у суда не имеется, поскольку они согласуются с другими материалами дела, которые суд оценивает в совокупности.
Согласно пункту "к" статьи 8 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом ФСИН России N 5 от 11 января 2012 года, сотрудник обязан воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении им должностных обязанностей, избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету уголовно-исполнительной системы.
Из заключения о результатах служебной проверки от 06.10.2022 следует, что согласно должностной инструкции заместителя начальника Управления собственной безопасности – начальника 1 отдела Управления собственной безопасности ГУФСИН, полковника внутренней службы Чепрасова А.В., утверждённой начальником ГУФСИН (далее – должностная инструкция), в соответствии с которой Чепрасов А.В.: отвечает за осуществление в пределах своих полномочий организации проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на пресечение, выявление, документирование преступлений коррупционной и экономической направленности на объектах уголовно-исполнительной системы области; вносит в установленном порядке на утверждение начальнику ГУФСИН задания и постановления на проведение оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий; осуществляет в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность; обязан проводить мероприятия по предупреждению и пресечению возможных преступлений экономической направленности личного состава уголовно-исполнительной системы, находящимися в пределах и за пределами исправительных учреждений; осуществляет в пределах своих полномочий организации проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на пресечение, выявление, документирование преступлений коррупционной и экономической направленности на объектах уголовно-исполнительной системы области.
Согласно п. 90 раздела 7 должностной инструкции в случае невыполнения должностной обязанности о незамедлительном уведомлении начальника ГУФСИН по фактам склонения его к совершению коррупционных правонарушений, влечёт за собой увольнение из органов уголовно-исполнительной системы по отрицательным мотивам.
В соответствии с пунктами 4.1. и 4.3 контракта Чепрасов А.В. обязуется быть верным Присяге сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, добросовестно исполнять служебные обязанности, предусмотренные Федеральным законом, контрактом и должностной инструкцией.
Оценивая установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, а также учитывая факт возбуждения в отношении истца уголовного дела, задержания истца в качестве подозреваемого в совершении преступления, применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, суд приходит к выводу, что поведение сотрудника уголовно-исполнительной системы Чепрасова А.В. противоречит требованиям к профессиональному поведению и нравственно-этическим основам служебной деятельности, свидетельствует о нарушении условий контракта о службе в органах уголовно-исполнительной системы, что, безусловно, является основанием для увольнения. Ответчиком соблюден порядок увольнения истца в связи с нарушением истцом пп.4.1. и 4.3 контракта о службе в органах уголовно-исполнительной системы, что подтверждено результатами проведенной служебной проверки.
Каких-либо нарушений при проведении служебной проверки, увольнении, влекущих безусловное признание увольнения истца незаконным, ответчиком не допущено, служебная проверка соответствует требованиям статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ, положений Приказа Минюста России от 31.12.2020 N 341 "Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", проведена всесторонне и полно.
Довод Чепрасова А.В. о том, что служебная проверка не могла быть проведена в срок менее 30 дней, суд не принимает, поскольку он основан на неправильном толковании положений закона.
Также суд не принимает довод Чепрасова А.В. о незаконности проведенной служебной проверки по причине отсутствия объяснений истца по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 197-ФЗ от 19 июля 2018 года нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Согласно части 6 статьи 52 указанного Федерального закона, дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке.
На основании части 8 статьи 52 данного Федерального закона, до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не представлено или он отказался дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Непредставление сотрудником объяснения в письменной форме не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 54 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
На основании п. 4.1 Порядка проведения служебных проверок в учреждения и органах уголовно-исполнительной системы РФ, утв. Приказом Минюста России от 31.12.2020 №341, в случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела, служебная проверка назначается и проводится в целях выяснения причин и условий, приведших к совершению им преступления, и подготовки предложений по их устранению, при этом в заключении о результатах служебной проверки факт наличия виновности либо невиновности в совершении им преступления по уголовному делу не указывается.
Таким образом, основанием для увольнения Чепрасова А.В. послужило не привлечение его к дисциплинарной ответственности, а нарушение истцом условий контракта и требований Федерального закона РФ "О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", в связи с чем довод о непредоставлении истцу двух рабочих дней для дачи объяснений не может служить основанием признания служебной проверки незаконной.
При таких обстоятельствах, исковые требования Чепрасова А.В. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания по Иркутской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными заключения служебной проверки от 06.10.2022, приказа № 904-лс от 07.10.2022 удовлетворению не полежат.
При этом основания для изменения формулировки увольнения истца на увольнение по инициативе сотрудника судом не установлены.
В силу части 1 статьи 87 Федерального закона N 197-ФЗ сотрудник имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в уголовно-исполнительной системе по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 84 Федерального закона N 197-ФЗ контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Согласно части 7 статьи 84 Федерального закона N 197-ФЗ при наличии одновременно нескольких оснований прекращения или расторжения контракта, предусмотренных частью 1, пунктами 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12 и 15 части 2 и пунктами 1 и 3 части 3 данной статьи, контракт прекращается или расторгается по одному из этих оснований по выбору сотрудника.
Из приведенных выше положений закона следует, что при наличии одновременно оснований для увольнения сотрудника из уголовно-исполнительной системы по пункту 14 части 2 статьи 84 Федерального закона N 197-ФЗ и по пункту 4 части 2 статьи 84 Федерального закона N 197-ФЗ, о чем в рапорте от 06.09.2022 просил Чепрасов А.В., право выбора основания увольнения сотруднику не принадлежит.
Материалами дела подтверждено, что основания для увольнения истца в связи с нарушением условий контракта возникли у ответчика 06.10.2022, когда было утверждено заключение по результатам служебной проверки, то есть в течение месяца с 06.09.2022 с момента подачи рапорта Чепрасова А.В. об увольнении по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.
Пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ установлено, что единовременное пособие не выплачивается гражданам, уволенным со службы в учреждениях и органах в связи с нарушением (невыполнением) условий контракта сотрудником.
Таким образом, правовых оснований для выплаты единовременного пособия при увольнении Чепрасову А.В. у ГУФСИН России по Иркутской области в соответствии с законодательством не имеется.
Поскольку нарушений трудовых прав истца Чепрасова А.В. судом не установлено, оснований для компенсации морального вреда не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Чепрасова А.В. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания по Иркутской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными заключения служебной проверки от 06.10.2022, приказа № 904-лс от 07.10.2022, изменении формулировки основания увольнения, признании права на единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья А.А. Чичигина
Мотивированный текст решения изготовлен 03.03.2023.
Судья А.А.Чичигина