Дело № 2а-627/2022
г. Приозерск 26 апреля 2022 года
Решение
Именем Российской Федерации
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Строгановой О.Г.,
при секретаре Фоменко Е.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Приозерского городского прокурора Ленинградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Красноозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности поставить на кадастровый учет земельный участок, используемый под размещение автомобильной дороги общего пользования местного значения,
установил:
Приозерский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным административным иском, указав, что автомобильная дорога на <адрес> в <адрес> включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Красноозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район, но право собственности на нее не зарегистрировано и земельный участок, на котором расположена указанная автомобильная дорога, на кадастровом учете не состоит. Указанное приводит к тому, что содержание автодороги не осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов. Данное обстоятельство приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц (пользователей автодорог) на безопасность дорожного движения. В этой связи прокурор просит признать бездействие административного ответчика по непринятию мер по постановке на учет указанного земельного участка незаконным и обязать администрацию муниципального образования Красноозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда осуществить мероприятия, в результате которых будет произведена постановка на кадастровый учет земельного участка, используемого под размещение вышеуказанной автомобильной дороги.
Административный ответчик администрация муниципального образования Красноозерное сельское поселение в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, не просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в связи с чем, руководствуясь ст. 150, ст. 226 ч. 6 КАС РФ, данное административное дело рассмотрено при имеющейся явке.
Административный истец помощник Приозерского городского прокурора ФИО2 административный иск поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Заслушав мнение сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в реестр автомобильных дорог общего пользования местного значения МО Красноозерное сельское поселение включена автомобильная дорога общего пользования местного значения по на <адрес> в <адрес> (л.д. 11-13).
Судом установлено, что указанная дорога местного значения как объект капитального строительства не зарегистрирована, не поставлена на кадастровый учет, межевание не проведено, право собственности на земельный участок не зарегистрировано (л.д. 8, 9, 17).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений указанный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями.
Областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 48-оз "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений <адрес>" за сельскими поселениями <адрес> закреплен вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Под дорожной деятельностью, согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения
При этом, согласно ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества согласно которого реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
Частью 7 ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый номер – это неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер объекта недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.
Как указано в приказе Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 80 «О Едином государственном реестре автомобильных дорог» в реестр, в том числе, вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.
Согласно пп. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Как определено в п. 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 Типовой инструкции).
При этом постановка на кадастровый учет автомобильной дороги, как сооружения, невозможна без постановки на кадастровый учет дороги, на которой она располагается.
В этой связи отсутствие постановки на кадастровый учет земельного участка, занимаемого автомобильной дорогой, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, а также приводит к тому, что содержание автодорог не осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов.
Данное обстоятельство приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц (пользователей автодорог) на безопасность дорожного движения, в связи с чем требование прокурора о возложении обязанности на административного ответчика поставить на кадастровый учет автодорогу подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административный иск Приозерского городского прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования Красноозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>, выразившееся в не проведении мероприятий по постановке на кадастровый учет земельного участка, используемого под размещение автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Красноозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> осуществить предусмотренные законом меры, в результате которых в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества будет поставлен на кадастровый учет земельный участок, используемый под размещение автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенный по адресу: <адрес>, в течении 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Приозерский городской суд <адрес>.
Судья О.<адрес>
Мотивированное решение составлено 16.05.2022