Решение по делу № 33-3581/2024 от 02.05.2024

г. Сыктывкар Дело № 2-109/2024

(33-3581/2024)

УИД 11RS0001-01-2023-003475-31

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,

судей Перминовой Н.А., Никитенковой Е.В.,

при секретаре Калинкович И.С.,

рассмотрела в судебном заседании 13 мая 2024 дело по апелляционной жалобе Федорук Нелли Васильевны на решение Сыктывкарского городского суда от 10 января 2024 года, которым в удовлетворении исковых требований Федорук Нелли Васильевны ... к администрации МО ГО «Сыктывкар» (ИНН 1101482338) о предоставлении ей на состав семьи из одного человека по договору социального найма жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям г. Сыктывкара, общей площадью не менее ... отказано.

Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Федорук Н.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» (с учётом изменения требований) о предоставлении ей на состав семьи из одного человека по договору социального найма жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям г. Сыктывкара, общей площадью не менее ...

В обоснование иска указано, что истцом на условиях социального найма занимается жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> которое расположено в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу. Истица на учёте в качестве малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состоит, при этом проживание в указанном жилом помещении несёт угрозу жизни и здоровью истца.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Голубева Д.Н, Голубев А.В., ФИО11 в лице его законных представителей – Голубевой Д.Н. и Голубева А.В.

В судебном заседании представитель Федорук Н.В. на иске настаивала.

Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» иск не признала.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Федорук Н.В. просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы указывает о нахождении жилого помещения в аварийном состоянии, грозящем обрушением, считает, что ее право на расселение из непригодного жилого помещения нарушено судом.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, изучив материалы настоящего дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> входит в состав муниципального жилищного фонда.

Указанное жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру, общей площадью ...

<Дата обезличена> между сторонами заключен договор ... социального найма жилого помещения в отношении жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен> В качестве членов семьи нанимателя в договоре социального найма были указаны: Голубев А.В. (сын Федорук Н.В.) и его несовершеннолетний сын – ... (внук Федорук Н.В.).

В настоящее время в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен> сохраняет регистрацию по месту жительства только Федорук Н.В.

Голубев А.В. <Дата обезличена> и Голубев А.А. <Дата обезличена> зарегистрированы по месту жительства по адресу: <Дата обезличена> Жилое помещение по указанному адресу принадлежит на праве общей долевой собственности Голубеву А.В. и его супруге Голубевой Д.Н. (мать Голебева А.А.).

Стороной истца указано, что Голубев А.В. и Голубев А.А. в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен> фактически не проживают, общего хозяйства с истицей не ведут, членами семьи истицы (в понимании жилищного законодательства) не являются. В указанной квартире истица проживает одна.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» <Дата обезличена> на основании заключения межведомственной комиссии <Дата обезличена> многоквартирный жилой дом по адресу: <Адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу, на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность принять меры по расселению граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, в срок до 2028 года. На Комитет жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность по направлению гражданам данного дома уведомления о предложении жилых помещений маневренного фонда, предназначенных для временного проживания. На Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность направить собственникам помещений в указанном доме требование о сносе такого дома за счёт собственных средств с указанием срока для осуществления сноса.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что многоквартирный жилой дом по адресу: <Адрес обезличен> не был включён в какую-либо программу переселения граждан из аварийного жилищного фона, финансируемой с участием средств Государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, по причине признания его аварийным и подлежащим сносу после 01 января 2017 года.

Разрешая спор, исследовав представленные доказательства, руководствуясь пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса РФ, статьей 32 Жилищного кодекса РФ, разъяснениями, данными в пункте 1 раздела II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в сложившихся правоотношениях изъятие земельного участка занятого домом по адресу: <Адрес обезличен> и жилого помещения <Адрес обезличен> в нём должно производиться на основаниях положений гражданского, земельного и жилищного законодательства, поскольку дом, с учетом признания его аварийным и подлежащим сносу после 01 января 2017 года, не был включен в какую-либо программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, финансируемой с участием средств Государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правомерными, а доводы апелляционной жалобы Федорук Н.В. несостоятельными.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

В соответствии с частью 6 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).

Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 подпункта «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Постановлением Правительства Республики Коми от 31 марта 2019 года №160 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах». В указанную программу включены многоквартирные дома, признанные до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Установив, что многоквартирный жилой дом по адресу: <Адрес обезличен> не был включён в какую-либо программу переселения граждан из аварийного жилищного фона, финансируемой с участием средств Государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, по причине признания его аварийным и подлежащим сносу после 01 января 2017 года, с учетом отсутствия достигнутого между сторонами соглашения, суд первой инстанции правомерно отклонил довод истца о желании получить другое жилое помещение взамен признанного аварийным.

Письмом <Дата обезличена> администрация МО ГО «Сыктывкар» в лице Комитета жилищной политики уведомило истицу о том, что переселение граждан из жилых помещений указанного дома планируется после 2025 года, об отсутствии в настоящее время бюджетных ассигнований для расселения указанного дома. При этом было разъяснено право на предоставление истице жилого помещения маневренного жилищного фонда, было предложено обратиться за предоставлением такого жилого помещения.

Своим правом на предоставление жилого помещения маневренного фонда истица не воспользовалась.

В целях проверки доводов сторон о наличии или отсутствии угрозы для жизни и здоровья в связи с проживанием в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен> определением суда от 22.09.2023 по ходатайству истицы была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено ...

Согласно заключению эксперта ... <Дата обезличена> имеется угроза внезапного обрушения жилого дома по адресу: <Адрес обезличен> и конструкций такого дома, расположенных в жилом помещении № 3. При этом имеется угроза для жизни и здоровья граждан в связи с проживанием в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>

Одновременно с этим само по себе наличие угрозы для жизни и здоровья граждан в связи с проживанием в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен> не является безусловным основанием для удовлетворения заявленных истцом исковых требований.

Установленный постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» срок для расселения граждан, проживающих в данном доме, не истёк. Мероприятия по выселению граждан, проживающих в жилых помещениях в этом доме на условиях социального найма, с предоставлением иных жилых помещений на условиях социального найма, к настоящему времени не закончены.

Вне зависимости от обстоятельства наличия угрозы для жизни и здоровья в связи с проживанием в указанном жилом помещении, в силу статей 49, 52, 57 Жилищного кодекса РФ для возникновения права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении, которая, по общему правилу, подтверждается принятием граждан в установленном законом порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В случаях признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, положениями п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, однако при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, согласно ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст.52 Жилищного кодекса РФ.

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд РФ в своем определении от 05.03.2009 № 376-О-П, согласуется с ч. 3 ст.40 Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Законоположение, гарантирующее внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, указанным в п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, направлено на обеспечение защиты интересов данной категории граждан и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы не относящихся к данной категории лиц.

Кроме того, юридически значимым обстоятельством, подлежащим выяснению при разрешении заявленного спора, является установление объективной нуждаемости истца в ином жилом помещении, а также наличия у него такого материального положения, которое позволяет отнести его к нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным кодексом случаев.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 этой статьи случаев.

Таким образом, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

По смыслу жилищного законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.

Так, в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требования жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективно нуждаемости в жилом помещении.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 11.04.2023 № 58-КГ2З-З-К9.

На основании ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным указанным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным Кодексом порядке.

При этом малоимущими гражданами в целях указанного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Порядок признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми в соответствии с Жилищным кодексом РФ определяется Законом Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми».

В силу ст. 1 указанного Закона основанием для признания органом местного самоуправления семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда является одновременное соблюдение следующих условий:

- если среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина не превышают установленных органом местного самоуправления размеров;

- если стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению (далее - стоимость имущества), не превышают установленных органом местного самоуправления размеров.

При этом определение размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина и размера стоимости имущества с целью признания ее (его) малоимущей(им) для предоставления ей (ему) по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления.

Согласно ст. 5 Закона Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ определение размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Порядком согласно приложению 1 к указанному Закону.

Согласно п. 8 указанного Порядка совершеннолетние трудоспособные граждане, не имеющие дохода от трудовой, индивидуальной предпринимательской или иной деятельности в течение всего расчетного периода, исключаются из общего числа членов семьи гражданина при расчете среднедушевого дохода семьи для признания граждан малоимущими. В этом случае при расчете среднедушевого дохода семьи среднемесячный совокупный доход семьи делится на число членов семьи, уменьшенное на количество совершеннолетних трудоспособных членов семьи, не имевших доходов в течение всего расчетного периода.

Статьей 6 Закона Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ предусмотрено, что определение стоимости имущества с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Порядком согласно приложению 2 к указанному Закону.

Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 28.05.2020 № 49/2020-699 установлено, что в целях признания граждан малоимущими для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (дохода одиноко проживающего гражданина), не может превышать величину прожиточного минимума в среднем на душу населения по южной природно-климатической зоне Республики Коми.

Также указанным решением установлено, что в целях признания граждан малоимущими для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма размер стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, не может превышать величину прожиточного минимума в среднем на душу населения по южной природно-климатической зоне Республики Коми более чем в 42 раза.

Постановлением Правительства Республики Коми от 23.08.2023 № 410 величина прожиточного минимума в среднем на душу населения по южной природно-климатической зоне Республики Коми установлена в сумме 17 286 рублей.

На 2023 год величина такого прожиточного минимума была установлена постановлением Правительства Республики Коми от 20.12.2022 № 630 и составляла 16 415 рубль.

На 2023 год величина такого прожиточного минимума была установлена постановлением Правительства Республики Коми от 20.12.2022 № 630 и составляла 16 415 рубль.

На 2022 год величина такого прожиточного минимума была установлена постановлением Правительства Республики Коми от 14.09.2021 № 438 и составляла 15 891 рубль.

Материалы дела не содержат доказательств наличия у истицы имущества, подлежащего учёту при определении наличия или отсутствия у истицы оснований считаться малоимущей в соответствии с Законом Республики Коми от 10.11.2005 №119-РЗ

При этом как следует из материалов дела, в период за 12 месяцев перед обращением истца в суд с исковым заявлением и на настоящее время доходы истицы превышали установленный размер прожиточного минимума в Республике Коми.

В частности, среднемесячный размер получаемой истицей в период <Дата обезличена> страховой пенсии по старости превышал величину соответствующего прожиточного минимума. Согласно представленным ОСФР по Республике Коми сведениям, <Дата обезличена> размер такой пенсии, получаемой истицей, составлял ...

Кроме того, истица в период <Дата обезличена> получает доход в виде республиканской ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, ежемесячный размер которых составляет ... соответственно.

При таких обстоятельствах истица не может быть признана малоимущей в соответствии с Законом Республики Коми от 10.11.2005 №119-РЗ.

Суд достоверно установил, что малоимущей истец не признавалась, на учете нуждающихся в жилом помещении не состояла, жилым помещением в маневренном фонде в связи с невозможностью проживания в ранее занимаемом жилом помещении не обеспечена, поскольку с таким заявлением не обращалась, не смотря на то, что такое право было разъяснено администрацией.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал, что имеются основания для отказа в удовлетворении исковых требований истца о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В таком случае переселение из аварийного жилого помещения производится в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Довод апелляционной жалобы об аварийном состоянии жилого помещения не может повлечь отмену судебного решения и удовлетворение требований о предоставлении жилого помещения взамен непригодного по обстоятельствам, изложенным выше. При этом во избежание неблагоприятных последствий истце следует обратиться с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного жилого фонда.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении спора обстоятельства по делу установлены судом верно, нормы материального права применены правильно, а потому оснований для отмены решения суда в оспариваемой части по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ не установлено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федорук Нелли Васильевны - без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 13 мая 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-3581/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Федорук Нелли Васильевна
Ответчики
АМОГО Сыктывкар
Другие
Голубев Александр Владимирович
Голубева Дарья Николаевна
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Перминова Н.А.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
13.05.2024Судебное заседание
16.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2024Передано в экспедицию
13.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее