88-660/2023
2-54/2022
УИД: 65RS0006-01-2022-000087-28
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 марта 2023 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К., Калиниченко Т.В.
с участием прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора гарнизона Горячие Ключи в интересах Артаевой Айран Вадимовны к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Сахалинской области» о признании действий, связанных с включением премии в состав заработной платы незаконными, взыскании заработной платы,
по кассационной жалобе федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Сахалинской области»
на решение Курильского районного суда Сахалинской области от 11 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 18 августа 2022 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор гарнизона Горячие Ключи, действуя в интересах Артаевой А.В., обратился в суд с иском о признании действий федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Сахалинской области» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по Сахалинской области»), связанных с включением премии, выплачиваемой Артаевой А.В. на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, в состав заработной платы незаконными и взыскании недоплаченной заработной платы за период с апреля по декабрь 2021 года в сумме 22460 рублей 94 копейки.
Решением Курильского районного суда Сахалинской области от 11 апреля 2022 года требования прокурора удовлетворены. Действия ФКУ «УФО МО РФ по Сахалинской области», связанные с включением премии, выплачиваемой Артаевой А.В. на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, в состав заработной платы, признаны незаконными.
С ФКУ «УФО МО РФ по Сахалинской области» в пользу Артаевой А.В. взыскана недоплаченная заработная плата за период с апреля по декабрь 2021 года в размере 22460 рублей 94 копейки.
С ФКУ «УФО МО РФ по Сахалинской области» в доход бюджета муниципального образования «Курильский городской округ» взыскана государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинской области от 18 августа 2022 года решение Курильского районного суда Сахалинской области от 11 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФКУ «УФО МО РФ по Сахалинской области» просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, выражая несогласие с выводами судов о невозможности включения в состав заработной платы работника материального стимулирования, предусмотренного Порядком, утвержденным приказом Министра обороны Российской федерации от 26.07.2010 № 1010, считает выводы основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих производство указанных выплат, что повлекло необоснованное возложение обязанности на Управление по выплате Артаевой А.В. недополученной заработной платы.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает апелляционное определение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено, что в соответствии с трудовым договором № 3-ТД от 9 февраля 2021 года Артаева А.В. принята на работу в войсковую часть 71436 на должность <данные изъяты>, которая относится к категории гражданского персонала.
Выплата заработной платы истца производится ФКУ «УФО МО РФ по Сахалинской области» на основании договора на обслуживание от 25 декабря 2017 № 102, заключенного между ФКУ «УФО МО РФ по Сахалинской области» и войсковой частью 71436.
Из материалов дела следует, что Артаевой А.В. с февраля по декабрь 2021 года выплачивалась премия, начисляемая в соответствии с приказом Министра обороны России от 26 июля 2010 года № 1010.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что премия, выплачиваемая истцу на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала войсковой части 71436, поскольку отнесена к дополнительному материальному стимулированию. Действия ФКУ «УФО МО РФ по Сахалинской области», связанные с включением указанной премии в состав заработной платы истца, признаны незаконными. С ФКУ «УФО МО РФ по Сахалинской области» в пользу Артаевой А.В. взыскана недоплаченная заработная плата за период с апреля по декабрь 2021 года в размере 22460 рублей 94 копейки.
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинской области соглашаясь с выводами суда первой инстанции, ссылаясь на положения Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 № 1459, которым к компетенции Министра обороны Российской Федерации отнесено право на сокращение численности военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации и установление порядка расходования высвобождающихся в результате сокращения средств федерального бюджета на материальное стимулирование военнослужащих и лиц гражданского персонала по результатам службы (работы), указала, что данные выплаты имеют поощрительный характер, не относятся к обязательным дополнительным выплатам, установленным трудовым законодательством и законодательством о статусе военнослужащих.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов о том, что премии, выплачиваемые истцу в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, поскольку осуществлялись только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты); тарифной ставкой признается фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу статьи 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ, заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
В соответствии ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В этой связи, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работникам в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, то есть работодатель освобожден от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и минимального размера оплаты труда, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.
С 1 января по 31 декабря 2021 года минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации для трудоспособного населения был установлен в размере 12 792 рублей.
Согласно пункту 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 г. N 38-П минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда, а начисляются сверх него.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации", "Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации") предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (пункты 24, 25, 67 - 70, 76, 79, 80, 82 и 83 настоящего приложения); выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (пункты 26 - 37 настоящего приложения); премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38 - 54 настоящего приложения) (пункт 21).
Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (пункт 22).
Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 23).
Гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год).
Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (пункт 38).
При этом приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Проанализировав изложенное, судебная коллегия, вопреки выводам суда первой и апелляционной инстанции, соглашается с доводами кассационной жалобы о том, что премии, выплаченные истцу в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, являются неотъемлемой составной частью заработной платы Артаевой А.В., а потому не могут не учитываться при разрешении вопроса о соответствии таковой установленному законом минимальному размеру оплаты труда.
Из расчетных листков Артаевой А.В. за период с февраля по декабрь 2021 года следует, что исчисление её заработной платы производилось работодателем исходя из размера установленного оклада, районной надбавки, премиальной выплаты по итогам работы за месяц.
Вывод судов о том, что премии и стимулирующие выплаты не носят обязательного характера и зависят от усмотрения работодателя, а потому не могут учитываться при определении минимального размера оплаты труда, основан на неверном толковании вышеприведенных норм материального права, прямо предусматривающих, что такие выплаты являются составляющими элементами заработной платы.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 1 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Названные выше требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции выполнены не были, поскольку при проверке законности решения суда первой инстанции, допущенные им нарушения норм материального права, не устранены, несмотря на то, что об этом указывалось в апелляционной жалобе ответчика.
В связи с вышеизложенным, апелляционное определение принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшим на правильность разрешения заявленного спора, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, а также учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить заявленные требования в соответствии с подлежащими применению к спорным правоотношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 18 августа 2022 года отменить, направить гражданское дело на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий
Судьи