КОПИЯ
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2019 года г.Ноябрьск ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи |
Мизиновой Л.Ю., |
при секретаре судебного заседания |
Ничкасовой И.С., |
с участием: представителя административного истца – адвоката Любимого В.В., представителя административного ответчика и заинтересованных лиц – Смердовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-2479/2017 по административному иску Данилюка А.В. к призывной комиссии г.Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа, Военному комиссариату городов Ноябрьска и Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения призывной комиссии, возложении обязанности выдать военный билет,
у с т а н о в и л:
Данилюк А.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения призывной комиссии города Ноябрьск от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности выдать военный билет.
В обоснование административного иска указано, что Данилюк А.В. состоял на воинском учете в военном комиссариате г.Ноябрьск и Муравленко ЯНАО. ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлялась отсрочка от призыва, как обучающемуся в высшем учебном заведении. Решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Данилюк А.В. признан годным к прохождению военной службы с присвоением категории годности «...» с незначительными ограничениями. Не согласившись с указанным решением призывной комиссии, административный истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на наличие заболевания, препятствующего призыву и нарушения призывной комиссией Распоряжения Губернатора ЯНАО от 19 августа 2019 года № 204-Р.
Административный истец Данилюк А.В. направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя- адвоката Любимого В.В.
Адвокат Любимый В.В. поддержал иск в части признания решения призывной комиссии незаконным, указывая, что оно принято без учета состояния здоровья Данилюка А.В. После дополнительного обследования в медицинском учреждении диагноз истца «...» подтвержден либо опровергнут не был, однако, несмотря на неопределенный врачебно-экспертный исход, Данилюк А.В. не был направлен в клиническое медицинское учреждение.
Представитель административных ответчиков и заинтересованных лиц - Смердова Л.А., действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32-34), в судебном заседании с иском не согласилась, указав, что истец впервые в ДД.ММ.ГГГГ заявил о наличии заболевания «...», после чего был направлен на медицинское стационарное обследование в ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская центральная городская больница». По результатам обследования диагноз подтвержден не был, при повторном медицинском освидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ военно-врачебной комиссией на основании результатов обследования было принято решение о призыве истца на военную службу с категорией «...» с незначительными ограничениями. Медицинское заключение обжаловано истцом не было.
Заслушанный в судебном заседании в качестве специалиста, в порядке ст.50 КАС РФ, врач-терапевт ГБУЗ ЯНАО « Ноябрьская центральная городская больница» ... пояснил, что в результате медицинских осмотров первичного и повторного, с учетом результатов обследования истца в стационаре больницы был установлен диагноз «...», данных о диагнозе «...» получено не было.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ).
Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 поименованного закона), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же закона).
Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии. (статьи 1, 5, абзац четвертый пункта 1 и пункт 3 статьи 26 Закона N 53-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 - 4 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ граждане проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе по пяти категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Положением в пункте 17 определено, что при наличии оснований, предусмотренных Законом N 53-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации.
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункты 18 и 19 Положения).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе).
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа № 204-Р от 19 августа 2019 года, в октябре – декабре 2019 года был объявлен призыв на военную службу граждан Российской Федерации 1992 – 2001 годов рождения, не имеющих права наосвобождение или отсрочку от призыва на военную службу, вВооружённые Силы Российской Федерации, другие министерства иведомства, и созданы призывные комиссии в муниципальных образованиях округа.(л.д.14)
В соответствии с постановлением главы Администрации г. Ноябрьск № П-705 от 16 сентября 2019 года, в октябре – декабре 2019 года был организован призыв на военную службу на территории муниципального образования г.Ноябрьск.(л.д.38-44)
Личным делом призывника подтверждается, что Данилюк А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 2009 году был принят на воинский учет. В период с 2011 года по июнь 2019 года ему предоставлялась отсрочка о призыва, как обучающемуся в высшем учебном заведении.(л.д.53-54,82-84).
В соответствии с пунктом 13 Положения о призыве на военную службу, утвержденного Постановлением Правительства РФ 11 ноября 2006 года № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Согласно пункту 20 Положения о военно-врачебной экспертизе в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе медицинского освидетельствования Данилюк А.В. впервые заявил о наличии у него заболевания «бронхиальная астма», в связи с чем было принято решение о направлении истца для стационарного обследования в терапевтическое отделение ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская центральная больница».(л.д.101-102)
Таким образом, действия призывной комиссии согласуются с пунктом 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, а также с пунктом 13 Положения о призыве на военную службу, утвержденного Постановлением Правительства РФ 11 ноября 2006 года № 663.
Согласно медицинскому заключению врачебной комиссии ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская центральная городская больница» от ДД.ММ.ГГГГ, данных подтверждающих или опровергающих диагноз «...» у Данилюка А.В. не было выявлено. Рекомендовано дообследование в специализированном лечебном учреждении ....(л.д. 88-90)
Указанное заключение носит рекомендательный характер и не содержит объективных данных о нездоровье истца, которое бы применительно к Расписанию болезней свидетельствовало об ошибочности установленной Данилюку А.В. категории годности к военной службе.
В силу пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).
Согласно пункту 18 Положения о военно-врачебной экспертизе гражданам, признанным годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу в целях распределения по видам и родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с графой I раздела II «Расписание болезней» приложения к настоящему Положению (далее - Расписание болезней) и таблицей 1 приложения к настоящему Положению определяются показатели предназначения для прохождения военной службы.
В соответствии со статьей 51 Расписания болезней к пункту "В" относятся: хронические заболевания бронхолегочного аппарата и плевры (в том числе хронический бронхит).
При повторном медицинском освидетельствовании истца ДД.ММ.ГГГГ, (которому предшествовало медицинское стационарное обследование) и оценке его состояния здоровья, данных о наличии заболевания, препятствующего призыву на военную службу и необходимости лечения, военно-врачебной комиссией получено не было. Данилюку А.В. был установлен диагноз «...».(л.д.103, 105-106).
Пунктом 22 Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что контрольное освидетельствование граждан проводится призывной комиссией субъекта Российской Федерации по заявлению призывника о несогласии с заключением о годности к военной службе по результатам освидетельствования.
Согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан гражданам предоставляется право на производство независимой военно-врачебной экспертизы при их несогласии с заключением медицинской экспертизы; независимая экспертиза производится по заявлению граждан ( п.2 ст.25, п.6 ст.61 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Вместе с тем, с заявлениями о несогласии с медицинским заключением, о переосвидетельствовании, о проведении независимой военно-врачебной экспертизы, Данилюк А.В. не обращался.
Статья 28 Закона N 53-ФЗ закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.
Призывная комиссия г.Ноябрьска, проведя первичное и повторное освидетельствование и изучив все документы, и исследования состояния здоровья истца, дала заключение о его годности к военной службе с незначительными ограничениями. Оснований для направления Данилюка А.В. в клинические медицинские учреждения Тюменской и Свердловской области призывной комиссией установлено не было, поскольку присутствовала определенность в врачебно-экспертном исходе.
С учетом установленных судом обстоятельств и подлежащих применению норм права, оснований для удовлетворения административного иска не установлено.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административный иск Данилюка А.В. к призывной комиссии г.Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа, Военному комиссариату городов Ноябрьск и Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения призывной комиссии муниципального образования г.Ноябрьск от ДД.ММ.ГГГГ о призыве на военную службу, возложении обязанности выдать военный билет, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись
Подлинник решения хранится в Ноябрьском городском суде в административном деле №а-2479/2019.